Экологическое образование и воспитание детей в дошкольно образовательной организации.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей  в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_obrazovanie.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание детей  в дошкольно образовательной организации.

Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей  в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Специфика такой среды - это привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольно образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, которая необходима для воспитания детей. С помощью данной среды создаются условия для развития у детей базы для экологических знаний,  экологического мышления, экологических отношений, экологически ориентированной деятельности, а так же развития умений наблюдать за окружающей средой, все это необходимо для реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

Для развития экологического образования и воспитания дошкольном учреждении должна мы создавали определенные условия, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Условия для экологического образования детей в ДОУ

Направленность экологического оброзования

Условия реализации

1

познавательное  развитие  ребенка

экспериментирование  с природным материалом, наблюдение за объектами живой и неживой природы, ответы на интересующие ребенка вопросы и постановка новых вопросов

2

эколого-эстетического развитие ребенка

привлечь внимание детей к окружающим природным объектам, развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие  красок  и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектам

3

оздоровление ребенка

использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; озеленение территории ДОУ; проведение для экскурсий на свежем воздухе

4

формирование нравственных качеств ребенка

создать условия  для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; развить желание и умение сохранять окружающий мир природы

5

развитие ответственности

воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоциональное  отношения к природным объектам

6

формирование экологически грамотного поведения

развитие навыков рационального природопользования; уход за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту

7

экологизация различных видов деятельности ребенка

создать условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должна отвечать определенным правилам:

  • усвоение знаний об окружающей их действительности;
  • усвоение норм и правил поведения в природе;
  • формирование и выработку ответственности за сохранение окружающего мира;
  • развитие эстетических чувств, умение видеть прекрасное, умение наблюдать естественную красоту.

Экологическое воспитание помогает осознать близкую связь всего живого на планете, предотвращает враждебные, разрушительные деяния по отношению к природе, ориентирует детскую активную деятельность в позитивное направление и расширяет круг интересов.

Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

С целью формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста нами был проведен формирующий этап эксперимента.

В процессе данного эксперимента мы реализовали следующие педагогические условия:

  1. создали  предметно-развивающей среды;
  2. привлекли детей в природоохранную деятельность, через различные формы и методы формирования экологической культуры дошкольников.

Для реализации первого условия, мы создали предметно-развивающей среду. Для этого мы применили следующие формы работы, которые предсталены в таблице 2.

Таблица 2

План по развитию экологических знаний с помощью предметно-развивающей среды

Сроки  работы

Форма работы

Последовательность работы

1

в течение года

Метеостанция

- создание метеоплощадки  на участке детского сада, макета метеоплощадки и лаборатории с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения опытов и экспериментов;

- создание приборов-помощников и приборов, изготовленных из природных и бросовых материалов.

2

в течение года

экологическая тропа  на территории детского сада

- обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное

в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

3

январь-март

«Огорода на подоконнике»

- посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.

- наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе.

- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

- оформление выставки рисунков «От семени к ростку».

- составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

4

в течение года

календарь наблюдений за погодой и природными явлениями

- создание модели времени года с обозначением на ней месяцев и времени суток;

- создание моделей-значков для обозначения погоды (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.)

- наблюдения за погодой включает в себя так же , рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода.

5

май-сентябрь

создание коллекции семян овощных культур, коллекция насекомых, гербарий и т.д

 - коллекция состоят из карточек, на которых изображено растение или животное как оно растет/живет в природе, его плоды и семена.

- знакомство с растениями/животными с которыми ребенок чаще всего встречается

6

 в течение года

картотека экологических игр

Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе.

Все игры должны иметь наглядное сопровождение.

Индивидуальный подход. Педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику.

Игры должны соответствовать возрасту детей.

Для реализации второго условия - включение ребенка в природоохранную деятельность, мы использовали различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей.

Наблюдение – основной метод экологического воспитания. Дети наблюдают везде: на прогулке, в уголке природы, в игровой деятельности и так далее. В своей работе мы использовали различные виды наблюдений. Так, например, в процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и так далее.

Экологические занятия, как одна из основных форм организации обучения детей, строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, о погоде и природных явлениях, народных приметах, о работе метеостанции) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В своей работе мы использовали моделирование: был создан макет метеостанции, с которым дети постоянно играли маленькими куклами и человечками из конструктора LEGO, собирали данные о погоде, меняли одежду кукол в зависимости от погоды.

Также в совместной деятельности воспитателя и детей была создана модель Календаря наблюдений за погодными условиями и природными явлениями. Совместно с детьми были определены условные обозначения, которые также пригодились при заполнении дневника наблюдений, создании электронного календаря природы и выпуска газеты «Прогноз погоды».

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно давали детям знания о народных приметах, старались их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии.

Большое значение придавалось экспериментально-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Например: опыты с водой, магнитами, воздухом, песком и так далее. В процессе совместной деятельности с детьми обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.

Очень интересными для детей оказались экологические занятия, квесты и беседы с использованием ИКТ и интерактивных игр. Интерактивная игровая мотивация с первых минут занятия захватывала и увлекала детей в работу. Дети с удовольствием участвовали в выполнении различных заданий и решении игровых обучающих ситуаций (ИОС).

Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой и игровой деятельности.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Поэтому мы постоянно организовывали для детей прогулки и экскурсии. Содержанием проводимых экскурсий являлось обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

В воспитании экологической культуры дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. К трудовой деятельности относятся работы в уголке природы, на участке детского сада (посильный труд, взрыхление почвы, полив и прополка растений и другое), изготовление кормушек из различных материалов, посильная работа на «Метеостанции детского сада», «Огороде на подоконнике» и «Лаборатории» (прорастание семян) и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, интерактивные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В нашей работе была также использована театрализованная деятельность, например: инсценировка сказок на новый лад, музыкальная игра-инсценировка «А у нас есть огород» и другие.

Нами была разработана сюжетно-ролевая игра «Метеостанция» (включающая описание целей, задач, предварительной работы, предполагаемых ролей и игровых действий, игровой материал и оборудование, варианты начала игры, руководство игрой, варианты окончания игры, анализ игры, подобраны игры-спутники), которая увлекла детей и поспособствовала созданию новой сюжетно-ролевой игры «Прогноз погоды».

Самым ценным явилось то, что играя в сюжетно-ролевую игру «Метеостанция», дети переносили полученные знания о погоде и природных явлениях в другие сюжетно-ролевые игры, сами развивали сюжет и меняли игру в зависимости от меняющихся погодных условий.

Нами также были использованы различные экологические и дидактические игры, способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.

Наряду с традиционными занятиями по экологическому воспитанию нами были разработаны и организованы такие формы работы с детьми, как природоохранные акции «Береги природу!», «Поможем зимующим птицам» и т.д.; тематические недели, посвященные определенному сезону, праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу каждого ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и тому подобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

"Основные компоненты экологического воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО" консультация для воспитателей.

Знакомим с авторами программ экологического воспитания дошкольников.Экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным процессом овладения экологическими знаниями....

Экологическое образование и просвещение в дошкольных образовательных организациях

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру,...

Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации

quot;Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай."  Л.Н.Толстой...

Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»

Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...

Выступление "Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации"

Дошкольное детство - это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формирован...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...