Экологическое образование и воспитание детей в дошкольно образовательной организации.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_obrazovanie.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и воспитание детей в дошкольно образовательной организации.
Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Специфика такой среды - это привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольно образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, которая необходима для воспитания детей. С помощью данной среды создаются условия для развития у детей базы для экологических знаний, экологического мышления, экологических отношений, экологически ориентированной деятельности, а так же развития умений наблюдать за окружающей средой, все это необходимо для реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Для развития экологического образования и воспитания дошкольном учреждении должна мы создавали определенные условия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Условия для экологического образования детей в ДОУ
№ | Направленность экологического оброзования | Условия реализации |
1 | познавательное развитие ребенка | экспериментирование с природным материалом, наблюдение за объектами живой и неживой природы, ответы на интересующие ребенка вопросы и постановка новых вопросов |
2 | эколого-эстетического развитие ребенка | привлечь внимание детей к окружающим природным объектам, развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектам |
3 | оздоровление ребенка | использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; озеленение территории ДОУ; проведение для экскурсий на свежем воздухе |
4 | формирование нравственных качеств ребенка | создать условия для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; развить желание и умение сохранять окружающий мир природы |
5 | развитие ответственности | воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоциональное отношения к природным объектам |
6 | формирование экологически грамотного поведения | развитие навыков рационального природопользования; уход за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту |
7 | экологизация различных видов деятельности ребенка | создать условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п. |
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должна отвечать определенным правилам:
- усвоение знаний об окружающей их действительности;
- усвоение норм и правил поведения в природе;
- формирование и выработку ответственности за сохранение окружающего мира;
- развитие эстетических чувств, умение видеть прекрасное, умение наблюдать естественную красоту.
Экологическое воспитание помогает осознать близкую связь всего живого на планете, предотвращает враждебные, разрушительные деяния по отношению к природе, ориентирует детскую активную деятельность в позитивное направление и расширяет круг интересов.
Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.
С целью формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста нами был проведен формирующий этап эксперимента.
В процессе данного эксперимента мы реализовали следующие педагогические условия:
- создали предметно-развивающей среды;
- привлекли детей в природоохранную деятельность, через различные формы и методы формирования экологической культуры дошкольников.
Для реализации первого условия, мы создали предметно-развивающей среду. Для этого мы применили следующие формы работы, которые предсталены в таблице 2.
Таблица 2
План по развитию экологических знаний с помощью предметно-развивающей среды
№ | Сроки работы | Форма работы | Последовательность работы |
1 | в течение года | Метеостанция | - создание метеоплощадки на участке детского сада, макета метеоплощадки и лаборатории с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения опытов и экспериментов; - создание приборов-помощников и приборов, изготовленных из природных и бросовых материалов. |
2 | в течение года | экологическая тропа на территории детского сада | - обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; - составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов; - выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости; - фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); - изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; - составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. |
3 | январь-март | «Огорода на подоконнике» | - посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. - наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. - анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. - оформление выставки рисунков «От семени к ростку». - составление рассказов о том, как ухаживать за растениями. |
4 | в течение года | календарь наблюдений за погодой и природными явлениями | - создание модели времени года с обозначением на ней месяцев и времени суток; - создание моделей-значков для обозначения погоды (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) - наблюдения за погодой включает в себя так же , рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода. |
5 | май-сентябрь | создание коллекции семян овощных культур, коллекция насекомых, гербарий и т.д | - коллекция состоят из карточек, на которых изображено растение или животное как оно растет/живет в природе, его плоды и семена. - знакомство с растениями/животными с которыми ребенок чаще всего встречается |
6 | в течение года | картотека экологических игр | Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе. Все игры должны иметь наглядное сопровождение. Индивидуальный подход. Педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику. Игры должны соответствовать возрасту детей. |
Для реализации второго условия - включение ребенка в природоохранную деятельность, мы использовали различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей.
Наблюдение – основной метод экологического воспитания. Дети наблюдают везде: на прогулке, в уголке природы, в игровой деятельности и так далее. В своей работе мы использовали различные виды наблюдений. Так, например, в процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и так далее.
Экологические занятия, как одна из основных форм организации обучения детей, строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, о погоде и природных явлениях, народных приметах, о работе метеостанции) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В своей работе мы использовали моделирование: был создан макет метеостанции, с которым дети постоянно играли маленькими куклами и человечками из конструктора LEGO, собирали данные о погоде, меняли одежду кукол в зависимости от погоды.
Также в совместной деятельности воспитателя и детей была создана модель Календаря наблюдений за погодными условиями и природными явлениями. Совместно с детьми были определены условные обозначения, которые также пригодились при заполнении дневника наблюдений, создании электронного календаря природы и выпуска газеты «Прогноз погоды».
Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно давали детям знания о народных приметах, старались их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии.
Большое значение придавалось экспериментально-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Например: опыты с водой, магнитами, воздухом, песком и так далее. В процессе совместной деятельности с детьми обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.
Очень интересными для детей оказались экологические занятия, квесты и беседы с использованием ИКТ и интерактивных игр. Интерактивная игровая мотивация с первых минут занятия захватывала и увлекала детей в работу. Дети с удовольствием участвовали в выполнении различных заданий и решении игровых обучающих ситуаций (ИОС).
Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой и игровой деятельности.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Поэтому мы постоянно организовывали для детей прогулки и экскурсии. Содержанием проводимых экскурсий являлось обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
В воспитании экологической культуры дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. К трудовой деятельности относятся работы в уголке природы, на участке детского сада (посильный труд, взрыхление почвы, полив и прополка растений и другое), изготовление кормушек из различных материалов, посильная работа на «Метеостанции детского сада», «Огороде на подоконнике» и «Лаборатории» (прорастание семян) и т.д.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, интерактивные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В нашей работе была также использована театрализованная деятельность, например: инсценировка сказок на новый лад, музыкальная игра-инсценировка «А у нас есть огород» и другие.
Нами была разработана сюжетно-ролевая игра «Метеостанция» (включающая описание целей, задач, предварительной работы, предполагаемых ролей и игровых действий, игровой материал и оборудование, варианты начала игры, руководство игрой, варианты окончания игры, анализ игры, подобраны игры-спутники), которая увлекла детей и поспособствовала созданию новой сюжетно-ролевой игры «Прогноз погоды».
Самым ценным явилось то, что играя в сюжетно-ролевую игру «Метеостанция», дети переносили полученные знания о погоде и природных явлениях в другие сюжетно-ролевые игры, сами развивали сюжет и меняли игру в зависимости от меняющихся погодных условий.
Нами также были использованы различные экологические и дидактические игры, способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.
Наряду с традиционными занятиями по экологическому воспитанию нами были разработаны и организованы такие формы работы с детьми, как природоохранные акции «Береги природу!», «Поможем зимующим птицам» и т.д.; тематические недели, посвященные определенному сезону, праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу каждого ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и тому подобное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении
2014 год в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образоват...
"Основные компоненты экологического воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО" консультация для воспитателей.
Знакомим с авторами программ экологического воспитания дошкольников.Экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным процессом овладения экологическими знаниями....
Экологическое образование и просвещение в дошкольных образовательных организациях
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру,...
Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
quot;Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай." Л.Н.Толстой...
Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»
Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...
Выступление "Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации"
Дошкольное детство - это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формирован...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...