Паспорт педагогического проекта «Песочек и водичка – надо подружиться»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальностью исследовательской деятельности детей раннего возраста является:
1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2) вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Цель проекта: знакомить воспитанников со свойствами воды и песка через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodichka.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
Паспорт педагогического проекта
«Песочек и водичка – надо подружиться»
Адресация проекта:
Воспитатели дошкольного учреждения, дети и их родители.
Руководители проекта:
Воспитатель
Шелудько Наталья Николаевна.
Верхняя Салда
Проект «Песочек и водичка – нужно подружиться».
Педагогический проект.
Классификация: игровой.
Доминирующий признак: исследовательский.
По характеру содержания: ребенок и природа.
По характеру участия ребенка в проекте: эксперт.
По характеру контактов: внутри одной группы.
По количеству участников: групповой (воспитатели группы, дети, родители).
По продолжительности: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь - май.
Актуальностью исследовательской деятельности детей раннего возраста является:
1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2) вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Цель проекта: знакомить воспитанников со свойствами воды и песка через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
∙ укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников;
∙ обеспечивать эмоциональное благополучие;
∙ развивать мелкую моторику рук;
∙ обогащать словарный запас;
∙ воспитывать чувство симпатии к сверстникам;
∙ развивать творчество и креативность участников проекта;
∙ формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
∙ расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Ресурсы проекта:
Книжки с потешками, СД – диски (Звуки природы – шум ветра, воды).
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки) .
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.
А также игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Предполагаемый результат данного проекта:
Дидактический смысл проектной деятельности поможет связать обучение с жизнью, сформировать навыки исследовательской деятельности, развить познавательную активность, речь, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, а также будет способствовать обеспечению психического здоровья воспитанников и успешной адаптации в коллективе.
Планируемый продукт творческого проекта «Песочек и водичка – нужно подружиться»:
- коллективная (дети, родители воспитанников и воспитатели группы) объемная постройка из песка «Солнечный город»;
- обмен опытом с коллегами ДОУ: презентация проекта на едином проектном дне.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
Подготовительный этап (1 половина сентября)
- изучение понятий, касающихся темы проекта;
- изучение современных требований к содержанию и организации
работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- диагностика сенсорного развития детей в группе;
- анализ полученных результатов, выводы;
- изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
Практический этап (2 половина сентября – 1 половина мая)
Работа с детьми:
- Специально-организованная деятельность детей: игры-занятия.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Игры в центре «Песок-вода»;
2. Наблюдения в природе.
3. Прослушивание и разучивание песен и потешек.
Работа с родителями:
- Консультации;
- Родительское собрание;
- Совместное оформление выставок и альбомов по данной теме.
- Совместное изготовление дидактического материала.
Заключительный этап (2 половина мая)
- Диагностика детей группы;
- Анализ проведенной работы
- Создание продукта данного проекта.
Используемая литература:
1. Денисенкова, Н., Маврина, И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой/ Н. Денисенкова, И. Маврина. // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 2. – С. 26-28.
2. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 224с.
3. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова. // Управление ДОУ. - 2004. - №4. - С. 84 - 92.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова - М. : Сфера, 2004. – 211с.
5. Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении / Т. Костевская // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 37-42.
6. Кончина, О. В гости к песочному человечку / О. Кончина // Обруч: обучение, ребенок, ученик. – 2009. - №4. – С. 26-27.
7. Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с.
8. Матвеева, Л. Песочные фантазии / Л. Матвеева // Обруч: обучение, ребенок, ученик. – 2009. - №4. – С. 28-29.
9. Миленко, В. Учение с увлечением / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. – 2012. - №1. – С. 25-30.
10. Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н. Н. Поддъяков //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -324с.
11. Савенков, А. Маленькие исследователи в реальной жизни: Из опыта работы организации исследований в детском саду (г. Москвы) / А. Савенков // Дошкольное образование. – 2004. - №7.- С. 6-19.
12. Семенова, Н. С разрешения Песочной феи: Опыт использования игры с песком / Н. Семенова // Школьный психолог. – 2011. – ноябрь. – С. 12-14.
Планирование работы по реализации долгосрочного проекта
«Песочек и водичка – нужно подружиться!»
Сентябрь
Цель:
- знакомить воспитанников со свойствами воды и песка через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- укреплять физическое и психологическое здоровье воспитанников;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- развивать мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам;
- развивать творчество и креативность участников проекта;
- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды. |
|
2 | Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций |
|
3 | Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка» - игра с песком «Печем печенье» |
Приложение 3 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!»; - изготовление буклета «Песочек и водичка – нужно подружиться!» |
Приложение 7
|
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони;
- развивать фантазию, творческие способности;
- воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей;
- учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками;
- развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики;
- воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка. |
|
2 | Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) |
|
3 | Социализация | - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» |
Приложение 6 Приложение 2 |
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности |
|
5 | Работа с родителями | - изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр»» - консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем.» | Приложение 1
Приложение 9 |
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета;
- развивать общую и мелкую моторику;
- воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности;
- учить детей действовать с природным материалом;
- развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» |
|
2 | Коммуникация | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» |
|
3 | Социализация | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» | Приложение 3 Приложение 6 |
4 | Предметно – развивающая среда | изготовление картотеки игр с водой и песком. |
|
5 | Работа с родителями | - изготовление макета аквариума - консультация «Как играть дома с песком» | Приложение 11
|
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности;
- воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами;
- приучать называть основные цвета;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» |
|
2 | Коммуникация | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» |
|
3 | Социализация | - игра «Водяная мельница»; - игра «Разноцветная водичка» | Приложение 2
|
4 | Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы» - консультация «Лед – это тоже вода» |
Приложение 7 |
5 | Работа с родителями | фотовыставка «Песочек и водичка – нужно подружиться!»
| Приложение… |
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький);
- развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов;
- развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;
- воспитывать заботливое отношение к животным;
- формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами;
- воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей» |
|
2 | Коммуникация | - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик» |
|
3 | Социализация | - игра «Круги на воде»; - игра «Вода из снега»; - игра «Норка для зверушек» | Приложение 2
Приложение 6 |
4 | Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) |
|
5 | Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» - консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!» |
|
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий;
- развивать общую моторику рук, координацию движений;
- воспитывать доброжелательность, желание помочь;
- формировать умение называть основные цвета;
- воспитывать положительное отношение персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» |
|
2 | Коммуникация | - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» |
|
3 | Социализация | - игра «Какая разная вода»; - игра «Печем печенье» - игра «Горки для козлят» |
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (пасочки, лейки, сачки и т.д.) |
|
5 | Работа с родителями | - изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
| Приложение 7 |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом;
- развивать общую и мелкую моторику;
- воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь;
- формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе);
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки» | Приложение 4
|
2 | Коммуникация | - разучивание «Мишка косолапый»
|
|
3 | Социализация | - игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят» - праздник воды и песка «Песчаные человечки» | Приложение 6 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Кидаем в воду все подряд!» |
|
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им;
- упражнять в назывании предметов одежды, белья;
- развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз);
- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье» |
|
2 | Коммуникация | - чтение знакомых сказок |
|
3 | Социализация | - игра «Чудо пекарь»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Водяная мельница» | Приложение 6 Приложение 2 |
4 | Предметно – развивающая среда | - выпуск фотоальбома «Ах, водичка, эх песочек»; - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» |
|
5 | Работа с родителями | - выпуск альбома «Рисуем замки на песке», «Волшебный песок» |
|
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;
- развивать тактильно- кинестетическую чувствительность;
- воспитывать положительное отношение к персонажу;
- приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними;
- развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи;
- воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» |
|
2 | Коммуникация | - игры на мелкую моторику рук |
|
3 | Социализация | - игра «Печем печенье»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Постираем кукле белье» | Приложение 2
Приложение 13 |
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - коллективная (дети, родители, воспитатели группы) объемная постройка из песка «Солнечный город»; - презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ; - праздничное развлечение «Игры и забавы» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...
Педагогический проект "Про Олимпиаду много надо знать, чтобы в ногу со временем шагать"
Проект разработан Дементьевой Валентиной Михайловной инструктором по физическому воспитанию и воспитателем Ермаковой Ларисой Асхатовной. Представлен материал бинарных занятий для детей под...
Паспорт педагогического проекта: Проект "Книжкина неделя"
Проект: "Путешествие по "Книжкиной" неделе" с остановкой на станции "Библиотека", для дететй старшего дошкольного возраста...
Паспорт педагогического проекта Тема: « Чудесная водичка»
знакомство родителей с задачами проекта...
Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...
Паспорт педагогического проекта Тема проекта «8 Марта»
Паспорт педагогического проектаТема проекта «8 Марта» Вид проекта Творческий, информативный Актуальность проекта В наши дни уже редко кто задумывается об истоках п...
Паспорт педагогического проекта «Волшебная водичка»
Цели,задачи, ожидаемые результаты и продукты:Стратегическая цель:создание благоприятных условий для формирования совместной экспериментальной деятельности.Тактические цели:1.Создать условия для формир...