Проект "Фольклор для малышей"
проект (младшая группа)

Проект для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_forklor_dlya_malyshey.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА»

Утверждаю

И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2

_________________ (Колесникова Е. А.)

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Фольклор для малышей»

Составители: воспитатели

 Гнездилова М. А., Гаврилина А. С.

 «Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

г. Макарова»

г. Макаров, 2020 год

Паспорт проекта «Фольклор для малышей»

В группе раннего возраста

 

Авторы проекта: Гнездилова М. А., Гаврилина А. С. 

Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.

Продолжительность: краткосрочный  

Актуальность проекта:

В век высокой технологии, компьютеризации, в речь внедряются все больше иностранных слов, компьютерных терминов. А язык компьютера лишен окраски, образности. Да и русский язык постепенно теряет свою красоту, свою звучность, эмоциональность.

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Кроме того, нами было проведено анкетирование для родителей «Фольклор в жизни детей». Результаты анкетирования указывают на недостаточную компетентность родителей в вопросах значения фольклора в жизни детей. К сожалению, есть родители, которые не применяют в воспитании детей народный фольклор. Выяснилось, что более 50% анкетируемых не используют в воспитании и развитии детей народные сказки, пестушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки и другое. Более 70% анкетируемых ответили, что употребляют фольклорные формы лишь во время купания, перед сном (колыбельные песенки, потешки при купании). С учетом результатов данного анкетирования, необходимо вести просветительскую работу с родителями о важности фольклора в жизни детей, о том что, ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, скудные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи:

Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность;

Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность;

Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приемы с родителями.

Основные формы реализации проекта: работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

• Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.

• Заучивание детьми потешек, умение их узнавать и рассказывать.

• Обыгрывать потешки и русские народные сказки.

• Получить знания о русских народных музыкальных инструментах.

• Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.

• Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам.

• Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству.

• Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Краткое описание проекта по этапам:

1 этап – подготовительный

Подбор методической литературы.

Планирование основных мероприятий с детьми и родителями.

Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Анкетирование для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

Изготовление дидактического пособия по русским народным сказкам: «Теремок сказок»

Создание альбома: «Фольклор для малышей»

2 этап – основной  

Реализация проекта согласно плану. Совместная деятельность с детьми: чтение, обыгрывание, рассказывание сказок, потешек, пестушек, загадок, беседы по содержанию. Заучивание потешек вместе с детьми. Рассматривание альбома «Фольклор для малышей». Театральная деятельность. Работа с родителями по теме проекта.

3 этап – заключительный  

Подведение результатов проекта.

Развлечение: «Сундучок сказок»

Создание презентации по итогам работы над проектом.

Изготовлены книжки-малышки по русским народным сказкам.

Создание родителями пальчикового театра по сказкам: «Колобок», «Теремок»

 

Список использованных источников:

Зуева Т. В. «Русский фольклор» Флинта: Наука, 2000

Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.

Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....