Тема: Экскурсия в музей Арктики и Антарктики. Возраст: 6-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: формирование представлений о природных условиях и животном мире Арктики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_2.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экскурсия в музей Арктики и Антарктики.
Возраст: 6-7 лет.
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: формирование представлений о природных условиях и животном мире Арктики.
Задачи:
- формирование представлений о приполярных областях Земли в процессе поисково-исследовательской деятельности (географическое положение, климатические особенности, растительный и животный мир); умение решать проблемные ситуации (определять по месту обитания животных Арктики и других природных зон);
- развитие познавательной активности, мыслительных операций (обобщение, анализ, сравнение); умения устанавливать причинно-следственные связи; проявлять самостоятельность при принятии решений;
- содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости, интереса к посещению музеев; конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра «Распредели по месту обитания», виртуальная экскурсия, решение проблемной ситуации, физкультурная минутка,
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты Земля;
- чтение книг об Арктике;
- игры «Кто где живет?», «Зоологическое лото»;
- создание макетов на тему «Арктика».
Оборудование: географическая карта, глобус; видео- и аудио- сопровождение; презентация (слайд-шоу по теме «Арктика»).
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности
Основные этапы | Действия, деятельность педагога и детей |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |
Создание благоприятного психологического климата Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить друг другу улыбки. | |
Постановка проблемы Воспитатель организует беседу: - Какое сейчас время года? - Какой главный признак весны? - Что мы видим сейчас за окном? (Снег, т.к. уже неделю идет снегопад). - Как вы думаете, что будет с выпавшим снегом? (Будет лежать всю зиму, а весной растает). - А вы знаете, что где-то круглый год – зимой и летом – Океан укрыт от света толстым белым слоем льда? Там стоит ужасный холод, пароходы там не ходят, Лишь большие ледоколы добираются туда. - О чем вы узнали из этого стихотворения-загадки? - Знаете ли вы, где на нашей планете круглый год лежит снег? Возможно у детей возникнет затруднение или дошкольники дадут частично правильный ответ | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
Актуализация представлений детей об Арктике и Антарктике Воспитатель организует работу: - Кто может показать эти места на глобусе или на географической карте? (Двое детей показываю зоны Арктики и Антарктиды на глобусе и на географической карте). - Обратили ли вы внимание, каким цветом на карте обозначены места, показанные …, …? (Белым цветом) - Как вы думаете, это случайный выбор цвета? Почему? - Следовательно, что означает белый цвет? (цвет снега, льда, холода). - Вы правы, белым цветом обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли – самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида. Это самые холодные места на планете Земля. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метут метели. - Сделаем вывод: почему выбран белый цвет для обозначения Арктики (Антарктиды)? | |
Проблемная ситуация. Виртуальная экскурсия - Ребята, я очень люблю путешествовать, была в разных местах России, а вот в Арктике побывать не довелось. Скажите, а кто-нибудь из вас путешествовал по Арктике? (Нет) - Как вы думаете, мы сможем туда в ближайшее время попасть? (Да, нет, не знаю) - А каким образом это можно осуществить? (купить путевку, отправиться в круиз) - К сожалению, путевка в эти страны трудно купить, как же нам больше узнать об Арктике? (посмотреть фильм или программу по ТВ или в Интернет, почитать книги/ энциклопедии или поговорить с путешественником/ полярником). - Я хочу предложить вам еще один очень удивительный и интересный способ узнать побольше об Арктике. Правда, придется приехать в один из городов России. Посмотрите на слайд – узнаете ли Вы этот город? (Санкт-Петербург). - Знаете ли вы, что в Санкт-Петербурге более 200 музеев, среди которых есть и музей «Арктики и Антарктики». Вы бывали в нем? Разрешите мне провести для вас небольшую виртуальную экскурсию по этому музею? Согласны? (Да) - Что значит виртуальную? - Музею Арктики и Антарктики скоро исполнится 80 лет. В музее есть разные выставки: Природа Арктики, История освоения северного морского пути. На этой выставке собраны экспонаты, рассказывающие о том, как 400 лет путешественники, ученые и военные покоряли и исследовали эти опасные и суровые края. Они настоящие герои нашей Родины: географ Отто Юльевич Шмидт, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин, полярный мореплаватель Семен Иванович Челюскин, летчик Валерий Павлович Чкалов. | |
Просмотр мультфильма (фрагмент) Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма. | |
Беседа Воспитатель организует беседу: - Что нового вы узнали из мультфильма? - Как вы думаете, на каком транспорте можно попасть в Арктику? (На ледоколе) - А могут ли в Арктике постоянно жить люди? (Да, это коренные народы: коряки, чукчи, эвенки, ханты и другие; на полярных станциях живут и работают ученые-полярники). - Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом). - Что они делают в Арктике? (наблюдают за погодой, жизнью животных и передают свои наблюдения на большую землю) - Россия – это первая страна, которая создала в Арктике полярные станции. Что, благодаря организованным наблюдениям, мы сейчас знаем? (Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.) - Вы правы, в Арктике очень холодно. Ее омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь. - Что мы узнали о растительном мире Арктики? (Он очень беден, почти ничего не растёт.) - Почему? (В Арктике очень холодно, растениям не хватает света и тепла). - Вы прав, растительный мир Арктики очень скуден – здесь обитают преимущественно лишайники и мхи, а есть места, где вообще ничего не растет. - Как вы думаете, а какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк? - Посмотрите на слайд. Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, смелые, внимательные, наблюдательные, спортивные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, т.д.). | |
Физкультурная минутка - Вы правы, полярники – люди смелые, сильные и очень дружные. А вы дружные? Предлагаю проверить… | |
Беседа Воспитатель организует беседу: - Как вы думаете, какую одежду носят ученые-полярники? (Утепленные верхнюю одежду, унты, рукавицы, маскировочные накидки). - Какие инструменты нужны им для работы? (Бинокли, фотоаппараты, видеокамеры, планшеты, блокноты, ручки и карандаши, книги). - Полярники – это люди разных профессий: метеорологи – те, которые наблюдают за погодой, врачи – которые исследуют выносливость человека в суровых условиях, моряки на ледоколах, помогают кораблям пройти через льды Северного Ледовитого океана, летчики – доставляющие важные грузы. Среди ученых есть ученые-зоологи. Знакомо ли вам это слово? Как вы думаете, чем они занимаются? (наблюдают за жизнью животных). Есть ли им работа в таком суровом месте? | |
Игра «Распредели по месту обитания» Вы правы, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, в Арктике есть обитатели, которые больше нигде не встречаются. - Приглашаю Вас посетить выставку животных Арктики и поверить, знаете ли вы ее обитателей. Задача: предложенные изображения животных распределить на две группы: животных Арктики и жарких стран. - Изображения каких животных Арктики вам встретились? (Белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная сова, белуха, нарвал) - Есть ли изображения животных, которые вызвали у вас сомнения? Покажите их. - Кто может помочь товарищам: что это за животное? ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Нарвал – это млекопитающее, вес которого достигает до 1,5 тонны, из которых, больше половины веса, это жир. Длина взрослого животного составляет 4,5 метра и 1,5 метра – у детеныша. У нарвалов есть рог длинной 2-3 метра, этот рог еще называют бивнем. Он позволяет нарвалу определять температуру воды. Питаются карвалы кальмарами, осьминогами, рыбой. Они занесены в Красную книгу. Белые медведи – самые крупные животные на Земле. Они хорошие пловцы, могут часами находится в ледяной воде. Между пальцев у них есть перепонки, на каждой лапе есть 5 длинных когтей, для того чтобы не скользить по льду. У медведя теплый густой мех, белый мех делает его незаметным на снегу. Он умеет строить берлогу из снега, питается рыбой, тюленями. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4-5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде – два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. | |
Практическая работа (работа на индивидуальных листах) - Свои наблюдения полярники-зоологи заносят в специальные тетради – дневники. Предлагаю вам тоже зафиксировать свои знания о белых медведях. - Рассмотрите страницу. Как вы думаете, что нам предстоит делать? (Необходимо подобрать картинки с любимой едой животных: белого медведя, моржа и тюленя). – Проверим, как справились с заданием – но, проверим не у себя, а у своего товарища. Разделитесь на пары, проверьте. - Какой вывод сделаем? | |
Практическая работа (составление афиши-рекламы) - Наша экскурсия подходит к концу, у меня от нее очень замечательные впечатления остались. А у вас? - А хотелось бы вам с папами и мамами, бабушками и дедушками побывать в настоящем музее Арктики и Антарктики? Что для этого нужно сделать? (Приехать в город Санкт-Петербург) - Предлагаю вам сделать для ваших родителей афишу о выставках этого замечательного музея. Из данных фотографий некоторых экспонатов музея выберите одну из самых главных, разместите ее на афишу | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Рефлексия Воспитатель организует беседу: - Как называется музей? - Какие люди живут в Арктике? - Кто из обитателей Арктики вам больше всего понравился? - Почему крокодил не сможет жить в Арктике? - Что для тебя было трудным? - Какое у тебя настроение после экскурсии? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»
Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и ...
Непосредственно организованная деятельность с детьми старшей группы на тему "Экскурсия в музей ложки"
Данная встреча позволит вызвать у детей интерес к истории возникновения ложки, продолжить знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), воспитать в детях чувство гордости за свою ...
Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Экскурсия в музей волшебных вещей"
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в решении следующих задач: - учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания;- закреплять знание правил добро...
Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"
Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»
Тема: «Экскурсия в музей ложки». Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в музей изобразительных искусств».
Данный материал предназначен для педагогов и педагогов изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.Конспект составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Также приложен Анал...
Консультация «Организация экскурсий в музей для детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание...