Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
консультация
В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше.
Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Управляй своим настроением
ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение)
Эмоциональный интеллект (EQ) – навыки и способности человека распознавать эмоции, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2021 году.
Актуальность.
В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше.
Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Существует множество вариантов развивать эмоциональный интеллект. Одним из таких является работа со сказкой. В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации. Таким образом сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка.
Объект: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок.
Предмет: дети старшей группы, родители.
Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.
Задачи:
- Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей;
- Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
- Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представлений об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
- Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
- Способствовать формированию интереса к сказкам;
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Тип проекта: долгосрочный (ноябрь 2021 - май 2022 г.)
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Ребёнок умеет распознавать эмоции по мимике (радость, гнев, удивление, печаль и т.д.), старается использовать речь для передачи своих эмоций, чувств и желаний, готов пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. У ребёнка формируется эмоциональная отзывчивость к поступкам сказочных героев, а соответственно, и людей, у него развивается интерес к сказкам. У родителей повышается уровень информированности о деятельности ДОУ, желание принимать участие в совместных с ДОУ мероприятиях.
1 этап. Теоретический (ноябрь, 2021 год)
Цель:
Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством работы со сказкой».
Задачи:
- Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты;
- Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
- Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.
2 этап. Основной (декабрь, 2021 год – апрель 2022 год)
Цель:
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.
Задачи
- Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
- Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
- Способствовать формированию интереса к сказкам;
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
3 Этап. Заключительный (май 2022 год)
Цель:
Анализ результатов работы.
Задачи:
- Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок;
- Оформление выставки «Наши любимые сказки»;
- Презентация проекта.
Планирование мероприятий на 2021 – 2022 гг. по реализации проекта
1 этап. Теоретический (сентябрь, 2021 год)
– Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта
Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды.
Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики:
1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.
Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей.
2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.
Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.
3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаева.
Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.
2 этап. Основной (октябрь, 2021 год – апрель 2022 год)
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Герои русских сказок», «Что сначала, что потом», «Чьи это вещи», «Угадай сказку», «На что похоже настроение», «Из какой сказки герой», «В какую сказку попал колобок?».
Беседы: «Мой любимый сказочный герой», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Радость», «Можно ли общаться без слов?», «Храбрость в сказках», «Зависть и доброта в сказках».
Игры на эмоции:
«Тропинка в сказочном лесу», «Волк подслушивает», «Передай настроение», «Мама и детеныш», «Волшебное зеркало», «Зайчики».
Творческие задания, театрализованные игры, драматизации:
- Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»,
- упражнение «Расскажи сказку руками»,
- изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами,
- сочинение сказок для самодельного пальчикового театра;
- рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»;
- придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки;
- придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»;
- конкурс «Сочини свою сказку».
- сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты»,
- сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок»,
- сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости»,
- сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты»,
- сюжетно-ролевая игра «Страна вежливости»,
Непосредственно образовательная деятельность:
НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);
НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);
Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)
НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Работа с родителями:
Консультация «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
Помощь в организации игровой среды;
Консультация «Сказочная куклотерапия»;
Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»;
3 Этап. Заключительный (май 2022 год)
Для повторной диагностики эмоциональной сферы детей взяты те же 3 методики, проводимые в начале проекта.
1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.
2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.
3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаева.
Обработка результатов, сопоставление с первичной диагностикой.
Этапы | Задачи | Сроки | Мероприятия |
1 этап. Теоретический |
| Ноябрь 2021 | Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики: 1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс. Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей. 2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста. 3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаева. Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников. Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды. |
2 этап. Основной |
-Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста | Декабрь 2021 | Дидактическая игра «Мои любимые сказки», Беседа «Мой любимый сказочный герой», Игра «Тропинка в сказочном лесу», Игра «Волк подслушивает». Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?», Упражнение «Расскажи сказку руками», Сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты», НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие); Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь» Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»; |
Январь 2022 | Дидактическая игра «Герои русских сказок», Беседа «Можно ли общаться без слов?», Игра «Зайчики» Изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами, Сочинение сказок для самодельного пальчикового театра; Сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости», НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие); | ||
Февраль 2022 | Дидактическая игра «На что похоже настроение», Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк», Игра «Передай настроение» Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»; Сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты», Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие) | ||
Март 2022 | Дидактическая игра «Из какой сказки герой», Беседа «Храбрость в сказках», Игра «Мама и детеныш» Придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки; Сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок», НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие); Консультация «Сказочная куклотерапия»; | ||
Апрель 2022 | Дидактическая игра «В какую сказку попал колобок?». Беседа «Зависть и доброта в сказках». Игра «Волшебное зеркало» Придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»; Конкурс «Сочини свою сказку». Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». | ||
3 Этап. Заключительный | Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок; Оформление выставки «Наши любимые сказки»; Презентация проекта. | Май 2022 | Проведение диагностики и обработка результатов. Оформление выставки «Наши любимые сказки» (книги, рисунки, поделки) Презентация проекта |
Список литературы
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Спб.: Речь, 2008. https://www.klex.ru/h2f
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб, Речь, 2000. https://www.klex.ru/689
- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010.
- Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2002.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил. https://nastavnik-ryb.ru/i/emoczii.pdf
- Л. Пашина «Сказка-ложь, да в ней намёк.», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008.
- Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.
- Проектная деятельность в детском саду. https://dohcolonoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.Участники проекта: воспитатель: Лео...
Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает (латинское изречение)Эмоциональный инт...