Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
консультация

Соловьева Марина Владимировна

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше.

Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Управляй своим настроением

ибо оно, если не повинуется, то повелевает.    (латинское изречение)

Эмоциональный интеллект (EQ) – навыки и способности человека распознавать эмоции, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2021 году.

Актуальность. 

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше.

Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Существует множество вариантов развивать эмоциональный интеллект. Одним из таких является работа со сказкой. В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации. Таким образом сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка.

Объект: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок.

Предмет: дети старшей группы, родители.

Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.

Задачи:

  1. Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей;
  2. Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
  3. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представлений об основных эмоциональных  модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
  4. Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  5. Способствовать формированию интереса к сказкам;
  6. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Тип проекта: долгосрочный (ноябрь 2021   - май 2022 г.)

Ожидаемые   конечные    результаты   реализации      проекта.

Ребёнок   умеет   распознавать   эмоции   по  мимике (радость, гнев, удивление, печаль и т.д.), старается   использовать  речь  для   передачи своих эмоций, чувств  и  желаний,  готов  пользоваться интонациями, выражающими  разнообразные   эмоциональные   состояния. У ребёнка формируется  эмоциональная   отзывчивость к поступкам сказочных героев, а соответственно, и людей, у  него   развивается интерес к сказкам. У родителей повышается уровень информированности о деятельности ДОУ, желание принимать участие в совместных с ДОУ мероприятиях.

1 этап. Теоретический (ноябрь, 2021 год)

Цель:

Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством работы со сказкой».

Задачи:

  • Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты;
  • Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
  • Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.

 2 этап. Основной (декабрь, 2021 год – апрель 2022 год)

Цель:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.

Задачи

  • Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
  • Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  • Способствовать формированию интереса к сказкам;
  • Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

3 Этап. Заключительный (май 2022 год)

Цель:

Анализ результатов работы.

Задачи:

  • Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок;
  • Оформление выставки «Наши любимые сказки»;
  • Презентация проекта.

Планирование мероприятий на 2021 – 2022 гг. по реализации проекта

1 этап. Теоретический (сентябрь, 2021 год)

– Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта

Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды.

 Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики:

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» ВМ. Минаева.

Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.

2 этап. Основной (октябрь, 2021 год – апрель 2022 год)

Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Герои русских сказок», «Что сначала, что потом», «Чьи это вещи», «Угадай сказку», «На что похоже настроение», «Из какой сказки герой», «В какую сказку попал колобок?».

Беседы: «Мой любимый сказочный герой», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Радость», «Можно ли общаться без слов?», «Храбрость в сказках», «Зависть и доброта в сказках».

Игры на эмоции:

«Тропинка в сказочном лесу», «Волк подслушивает», «Передай настроение», «Мама и детеныш», «Волшебное зеркало», «Зайчики».

Творческие задания, театрализованные игры, драматизации:

  • Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»,
  • упражнение «Расскажи сказку руками»,
  • изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами,
  • сочинение сказок для самодельного пальчикового театра;
  • рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»;
  • придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки;
  • придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»;
  • конкурс «Сочини свою сказку».
  • сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты»,
  • сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок»,
  • сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости»,
  • сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты»,
  • сюжетно-ролевая игра «Страна вежливости»,

Непосредственно образовательная деятельность:

НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);

НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)

НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Работа с родителями:

Консультация «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

Помощь в организации игровой среды;

Консультация «Сказочная куклотерапия»;

Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»;

3 Этап. Заключительный (май 2022 год)

Для повторной диагностики эмоциональной сферы детей взяты те же 3 методики, проводимые в начале проекта.

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» ВМ. Минаева.

Обработка результатов, сопоставление с первичной диагностикой.

Этапы

Задачи

Сроки

Мероприятия

1 этап. Теоретический

  • -Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты;
  • -Создать условия и игровую среду для организации форм и методов работы со сказкой;
  • -Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.

Ноябрь

2021

Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики:

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаева.

Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.

Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды.

 2 этап. Основной 

  • -Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об  основных  эмоциональных  модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством различных работы со сказкой;
  • -Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  • -Способствовать формированию интереса к сказкам;

-Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Декабрь 2021

Дидактическая игра «Мои любимые сказки»,

Беседа «Мой любимый сказочный герой»,

Игра «Тропинка в сказочном лесу»,

Игра «Волк подслушивает».

Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»,

Упражнение «Расскажи сказку руками»,

Сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты»,

НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»;

Январь 2022

Дидактическая игра «Герои русских сказок»,

Беседа «Можно ли общаться без слов?»,

Игра «Зайчики»

Изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами,

Сочинение сказок для самодельного пальчикового театра;

Сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости»,

НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

Февраль 2022

Дидактическая игра «На что похоже настроение»,

Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк»,

Игра «Передай настроение»

Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»;

Сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты»,

Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)

Март 2022

Дидактическая игра «Из какой сказки герой»,

Беседа «Храбрость в сказках»,

Игра «Мама и детеныш»

Придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки;

Сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок»,

НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);

Консультация «Сказочная куклотерапия»;

Апрель 2022

Дидактическая игра «В какую сказку попал колобок?».

Беседа «Зависть и доброта в сказках».

Игра «Волшебное зеркало»

Придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»;

Конкурс «Сочини свою сказку».

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

3 Этап. Заключительный 

Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок;

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Презентация проекта.

Май 2022

Проведение диагностики и обработка результатов.

Оформление выставки «Наши любимые сказки» (книги, рисунки, поделки)

Презентация проекта


Список литературы

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Спб.: Речь, 2008. https://www.klex.ru/h2f
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб, Речь, 2000. https://www.klex.ru/689 
  3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010.
  4. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2002.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.  https://nastavnik-ryb.ru/i/emoczii.pdf
  6. Л. Пашина «Сказка-ложь, да в ней намёк.», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008.
  7. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.
  8. Проектная деятельность в детском саду. https://dohcolonoc.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшней день все больше возрастает  интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.Участники проекта: воспитатель: Лео...

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает (латинское изречение)Эмоциональный инт...