Проект Развитие эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста «Живые смайлики»
проект по психологии
Чувства и эмоции являются важной составляющей самовыражения и проявления человека. В чувствах и эмоциях человек каждый день выражает личное отношение к окружающим, а также к предметам и явлениям мира. Несмотря на то, что эмоции и чувства имеют большое значение в нашей жизни, наши знания о них сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия.
Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Первые интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения чувств. Наибольшее значение для качества будущего эмоционального интеллекта имеет поведение родителей, а также их отношение.
Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».
Эмоциональный интеллект тесно связан с эмпатией (способностью сопереживать, понимать чувства других). Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, зачастую неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Взрослые говорят ребенку не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Ребенку запрещают выражать эмоции, что в последствии может приводить к слабому выражению своих эмоций и к безразличию к чувствам окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_emotsionalnogo_intellekta_zhivye_smayliki.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Развитие эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста
«Живые смайлики»
Актуальность
Чувства и эмоции являются важной составляющей самовыражения и проявления человека. В чувствах и эмоциях человек каждый день выражает личное отношение к окружающим, а также к предметам и явлениям мира. Несмотря на то, что эмоции и чувства имеют большое значение в нашей жизни, наши знания о них сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия.
Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Первые интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения чувств. Наибольшее значение для качества будущего эмоционального интеллекта имеет поведение родителей, а также их отношение.
Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».
Эмоциональный интеллект тесно связан с эмпатией (способностью сопереживать, понимать чувства других). Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, зачастую неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Взрослые говорят ребенку не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Ребенку запрещают выражать эмоции, что в последствии может приводить к слабому выражению своих эмоций и к безразличию к чувствам окружающих.
Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:
- Взаимодействие с окружающими;
- Понимание чувств людей;
- Контроль своих эмоций;
- Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
- Проявление лидерских качеств;
- Быстрый поиск компромиссных решений.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процессы обучения.
Цель проекта
Цель проекта – создание условий для развития эмоционального интеллекта, повышение осознанного восприятия ребёнком своих эмоциональных проявлений, а также развитие социально – личностной компетентности.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- Расширять знания детей об эмоциональных реакциях;
- Формировать способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих;
- Формировать способность понимать причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций;
- Помочь ребёнку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционально состояния;
- Формировать способность детей к эмоциональной саморегуляции;
- Формировать коммуникативные умения у детей.
Результаты
В результате работы по формированию эмоционального интеллекта ожидается достигнуть следующие результаты:
- Дети имеют представления об эмоциях разного спектра;
- Дети способны определить свое и чужое эмоциональное состояние;
- Дети способны определить источник эмоционального состояния;
- Дети способны адекватно выразить свое эмоциональное состояние;
- Дети владеют техниками стабилизации эмоционального состояния;
- Дети эффективно взаимодействуют между собой в группе.
Описание проекта
Работа по проекту проводится с детьми старшего и подготовительного возраста один раз в неделю. Форма работы: групповая. Занятия проходят в виде тренингов.
Тренинговый блок включает в себя следующие направления работы:
- Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела (Я – не есть моя эмоция), развить мышечное внимание;
- Формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
- Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации;
- Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- Формировать способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
- Научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
- Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
- Обеспечить осознанное участие семьи.
При проведении занятий используются различные методы:
- Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения.
- Релаксационные упражнения.
- Развивающие упражнения.
- Рисуночные методы.
- Пальчиковые игры.
- Дыхательные упражнения.
- Телесные упражнения.
Структура занятий.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.
Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы: развитие у детей способности определять эмоциональное состояние, его причины и способы саморегуляции, овладение способами взаимодействия с другими детьми и другое.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы воспитанников и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Принципы проведения занятий:
- Безопасность: создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие: предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей.
- Деятельностный принцип: задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
- Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
- Рефлексия: совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
- Конфиденциальность: адресность информации о ребенке родителям. Акцент на рекомендациях.
Этапы проекта | Содержание проектной деятельности/ мероприятия |
1 этап – диагностико-организационный (сентябрь-декабрь) | 1. Поиск информации, работа с интернет-ресурсами, изучение литературы по теме. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Психологическая диагностика: - Карта наблюдения за поведением детей в группах (модификация методики Д. Стотта) - Игра «Секрет» (методика «Социометрия» Я.Л. Коломнинского в модификации Т.А. Репиной). 4. Консультации для педагогов «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста», «Как научить ребенка управлять своими эмоциями». 5. Разработка программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников. 6. Составление картотеки игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник по возрастам. |
2 этап – организационно-практический (октябрь) | 1. Внедрение в модель организации образовательной деятельности ДОУ телесно-ориентированных форм работы, обеспечивающих приобретение каждым ребенком опыта произвольной регуляции собственных эмоций и поведения. 2. Реализация программы коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков саморегуляции эмоций дошкольников, которые имеют определенные трудности в данной сфере (педагог-психолог). 3. Проведение психологических акций «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей», «Неделя доброты» |
3 этап – итоговый (май) | Подведение итогов проектной деятельности, составление аналитического отчёта. Учет пожеланий и рекомендаций всех участников проекта в дальнейшей организации совместной деятельности |
- Краткое описание работы над проектом.
- В процессе работы над проектом была разработана модель применения телесно-ориентированных техник в образовательной деятельности детского сада. Реализация данной модели строится на включении разнообразных игровых телесных техник в режим дня дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста и на протяжении всего периода пребывания в ДОУ:
Режимный момент | Мероприятия |
Утро | Игры на телесный контакт: - игры-приветствия, эмоциональные игры «Хлопаем в ладоши!», «Дай ручку!», «Это я», «Имя и движение», «Поприветствуем друг друга», «Возьмёмся за руки, друзья», «Прикосновения», «Поделись своим теплом», «Рисунок на спине» и др. - коммуникативные игры «Продолжи фразу и покажи», «Угадай, кто я», «Зеркало», «Тень», «Где мы были, мы не скажем», «Магазин игрушек», «Угадай, кто позвал», «Прыг - скок», «Раздувайся пузырь» и др. |
Утренняя гимнастика: дыхательные упражнения, самомассаж, направленные на создание позитивного настроя, увеличение энергетического потенциала. | |
Организованная образовательная деятельность | Кинезиологические упражнения «Гимнастика ума» |
Динамические паузы на сброс психомышечного и психоэмоционального напряжения | |
Релаксационные упражнения | |
Психогимнастические упражнения, этюды (дети выражают мимикой, жестами позами смену настроений, описываемых в стихотворении, отображают поведение в разных ситуациях) | |
Рефлексия – отображение своего эмоционального состояния | |
Прогулка | Подвижные игры различной интенсивности, самостоятельная двигательная активность. Игры-установки «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Сбрось усталость», «Стойкий оловянный солдатик», «Ты- лев», «Просыпайся, третий глаз!», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Замри» и др. |
Перед обедом | «Минутки общения» - «Расскажи стихи руками», «Если нравится тебе, то делай так», «Дружный круг», «Слышу-вижу-понимаю», «Солнечный зайчик» (Развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения). |
Сон | Ритуалы засыпания и пробуждения (тихий голос, положительные установки, легкий расслабляющий массаж и поглаживания при необходимости/бодрящая гимнастика). |
2 половина дня | «Минутки радости, удовольствия и пользы»: включают в себя массаж в парах, самомассаж, дыхательную гимнастику, звуковые прослушивания (аудиосказки, звуки природы), игровой стретчинг (упражнения на растяжку мышц); сочетаются с веселыми и забавными стихами, песенками. Общение в кругу. |
- В таблице видно, какие игры, упражнения, игровые задания для детей используются воспитателями в разные режимные моменты. Данное соотнесение телесно-ориентированных техник в режимных моментах условно, и может меняться и дополняться в течение дня в зависимости от возраста детей, цели и задач, тематической направленности, разных видов деятельности.
- Много радости и позитива приносят детям и взрослым наши совместные акции «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей». Отмечено, что в дни проведения акций в группах проявляется меньше конфликтов между детьми.
- Проводившиеся мероприятия позволили добиться того, что дети стали чаще объединяться на основе общих эмоциональных переживаний, проявлять эмпатию (берутся за руки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу, уступают место, что раньше проявлялось значительно реже).
- Ещё одним направлением работы в рамках проекта является реализация программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников. Курс занятий проводит педагог-психолог в сотрудничестве с воспитателями и родителями. Занятия посещают дети с трудностями эмоциональной сферы, нарушениями поведения и общения.
- Целью программы является формирование основ саморегуляции эмоциональной сферы ребенка.
- Задачи: 1. Способствовать формированию у детей положительного образа своего тела; 2. Формировать умение осознавать и отображать эмоциональные состояния свои и других людей, адекватно на них реагировать; 3.Формировать механизмы и способности произвольной психической регуляции своими психическими и эмоциональными состояниями; 3. Воспитывать у детей дружеские, доверительные отношения, умение сопереживать, сочувствовать.
- Программа содержит следующие тематические разделы: «Я и моё тело», «Я и мои эмоции», «Я учусь владеть собой», «Я и другие». Особенностью проведения занятий является включение телесных техник в процесс познания мира чувств и эмоций.
- Игры и этюды по теме «Я и моё тело», способствуют позитивному отношению детей к своему телу, ребята говорят о помощниках – его частях, приобретают навыки ими произвольно управлять, тренируют выразительность движений. Этому служат игровые задания с движениями, игры и упражнения на контакт с телом, например, «Солнечный зайчик», «Спина к спине», «Лодочка», «Рисунок на спине», «Тряпичная кукла», «Найди на ощупь названную часть тела», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и другие.
- В тематическом разделе «Я и мои чувства» дети знакомятся с базовыми эмоциями человека, учатся их дифференцировать и отображать в мимике, жестах, пантомимике, в интонациях. Этому служит и рассматривание собственной мимики перед зеркалом, и работа с пиктограммами эмоций, и проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций.
- Задача раздела «Я учусь владеть собой» – формировать у детей умения управлять некоторыми своими эмоциями и чувствами с использованием телесно-ориентированных техник. Поскольку любые эмоции так или иначе проецируются на тело, то управляя или каким-либо образом манипулируя с телом, мы учим детей контролировать эмоцию. Большинство игр и упражнений включают психогимнастику, где дети усваивают элементы техники выразительных движений, психомышечную тренировку (упражнения на расслабление мышц), самомассаж.
- При работе с детьми по теме «Я и другие» проводятся подвижные игры, общеукрепляющие и парные упражнения, игры на развитие навыков общения, которые помогают детям научиться действовать сообща, подчинять свои интересы интересам других, развивают навыки самоконтроля поведения в процессе межличностного взаимодействия.
- Одним из условий реализации программы является то, что игры и упражнения, проводившиеся на занятиях, закрепляются воспитателями с детьми в группе (передаются через тетради взаимосвязи воспитателя с педагогом-психологом). Игры на эмоции и телесный контакт также рекомендованы родителям для совместного проведения с детьми дома (в виде папок передвижек и памяток).
- Практическое применение продукта проектной деятельности.
- В результате проводившейся работы были созданы и применяются в практической деятельности следующие виды методических продуктов для педагогов и родителей:
- - Сборники игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник, разработанные по возрастам. Они выглядят как перекидной настенный календарь «Обнимашки каждый день».
- - Папки-передвижки для родителей, содержащие советы по общению с ребенком, подборки игр, развлечений, занятий дома, дополненные яркими иллюстрациями. Папки-передвижки размещены в приёмных, постоянно обновляются новым материалом, в зависимости от тематического планирования группы.
- - Электронные сборники игр и упражнений, размещенные на сайте ДОУ.
- Динамика эмоционально-личностного развития детей выражается в следующем: наши воспитанники гораздо чаще проявляют эмпатию, лучше устанавливают более крепкие взаимоотношения с родителями и сверстниками; проявляют лидерские навыки; умеют выражать эмоции социально приемлемым способом
- Реализация данного проекта продолжается, а многие идеи и мероприятия уже стали добрыми традициями в организации образовательного пространства детского сада.
- Используемая литература:
- 1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.
- 2. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997.
- 3. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Генезис, 2000.
- 4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. – Ярославль : Академия развития, 1996.
- 5. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г., №1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"
Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"...