Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"
проект (старшая группа)

Часовских Ольга Игоревна

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Управляй своим настроением

ибо оно, если не повинуется, то повелевает.    (латинское изречение)

Эмоциональный интеллект (EQ) – навыки и способности человека распознавать эмоции, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2021 году.

Актуальность. 

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше.

Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Существует множество вариантов развивать эмоциональный интеллект. Одним из таких является работа со сказкой. В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации. Таким образом сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка.

Объект: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок.

Предмет: дети старшей группы, родители.

Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.

Задачи:

  1. Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей;
  2. Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
  3. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представлений об основных эмоциональных  модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
  4. Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  5. Способствовать формированию интереса к сказкам;
  6. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Тип проекта: долгосрочный (ноябрь 2021   - май 2022 г.)

Ожидаемые   конечные    результаты   реализации      проекта.

Ребёнок   умеет   распознавать   эмоции   по  мимике (радость, гнев, удивление, печаль и т.д.), старается   использовать  речь  для   передачи своих эмоций, чувств  и  желаний,  готов  пользоваться интонациями, выражающими  разнообразные   эмоциональные   состояния. У ребёнка формируется  эмоциональная   отзывчивость к поступкам сказочных героев, а соответственно, и людей, у  него   развивается интерес к сказкам. У родителей повышается уровень информированности о деятельности ДОУ, желание принимать участие в совместных с ДОУ мероприятиях.

1 этап. Теоретический (ноябрь, 2021 год)

Цель:

Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством работы со сказкой».

Задачи:

  • Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты;
  • Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой;
  • Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.

 2 этап. Основной (декабрь, 2021 год – апрель 2022 год)

Цель:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками.

Задачи

  • Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой;
  • Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  • Способствовать формированию интереса к сказкам;
  • Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

3 Этап. Заключительный (май 2022 год)

Цель:

Анализ результатов работы.

Задачи:

  • Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок;
  • Оформление выставки «Наши любимые сказки»;
  • Презентация проекта.

Планирование мероприятий на 2021 – 2022 гг. по реализации проекта

1 этап. Теоретический (сентябрь, 2021 год)

– Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта

Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды.

 Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики:

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» ВМ. Минаева.

Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.

2 этап. Основной (октябрь, 2021 год – апрель 2022 год)

Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Герои русских сказок», «Что сначала, что потом», «Чьи это вещи», «Угадай сказку», «На что похоже настроение», «Из какой сказки герой», «В какую сказку попал колобок?».

Беседы: «Мой любимый сказочный герой», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Радость», «Можно ли общаться без слов?», «Храбрость в сказках», «Зависть и доброта в сказках».

Игры на эмоции:

«Тропинка в сказочном лесу», «Волк подслушивает», «Передай настроение», «Мама и детеныш», «Волшебное зеркало», «Зайчики».

Творческие задания, театрализованные игры, драматизации:

  • Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»,
  • упражнение «Расскажи сказку руками»,
  • изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами,
  • сочинение сказок для самодельного пальчикового театра;
  • рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»;
  • придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки;
  • придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»;
  • конкурс «Сочини свою сказку».
  • сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты»,
  • сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок»,
  • сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости»,
  • сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты»,
  • сюжетно-ролевая игра «Страна вежливости»,

Непосредственно образовательная деятельность:

НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);

НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)

НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Работа с родителями:

Консультация «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

Помощь в организации игровой среды;

Консультация «Сказочная куклотерапия»;

Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»;

3 Этап. Заключительный (май 2022 год)

Для повторной диагностики эмоциональной сферы детей взяты те же 3 методики, проводимые в начале проекта.

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» ВМ. Минаева.

Обработка результатов, сопоставление с первичной диагностикой.

Этапы

Задачи

Сроки

Мероприятия

1 этап. Теоретический

  • -Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты;
  • -Создать условия и игровую среду для организации форм и методов работы со сказкой;
  • -Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.

Ноябрь

2021

Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики:

1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс.

Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей.

2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.

Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

3. Тест «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаева.

Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.

Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды.

 2 этап. Основной 

  • -Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об  основных  эмоциональных  модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством различных работы со сказкой;
  • -Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого;
  • -Способствовать формированию интереса к сказкам;

-Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Декабрь 2021

Дидактическая игра «Мои любимые сказки»,

Беседа «Мой любимый сказочный герой»,

Игра «Тропинка в сказочном лесу»,

Игра «Волк подслушивает».

Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну?»,

Упражнение «Расскажи сказку руками»,

Сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты»,

НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя»;

Январь 2022

Дидактическая игра «Герои русских сказок»,

Беседа «Можно ли общаться без слов?»,

Игра «Зайчики»

Изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами,

Сочинение сказок для самодельного пальчикового театра;

Сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости»,

НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

Февраль 2022

Дидактическая игра «На что похоже настроение»,

Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк»,

Игра «Передай настроение»

Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»;

Сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты»,

Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)

Март 2022

Дидактическая игра «Из какой сказки герой»,

Беседа «Храбрость в сказках»,

Игра «Мама и детеныш»

Придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки;

Сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок»,

НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);

Консультация «Сказочная куклотерапия»;

Апрель 2022

Дидактическая игра «В какую сказку попал колобок?».

Беседа «Зависть и доброта в сказках».

Игра «Волшебное зеркало»

Придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»;

Конкурс «Сочини свою сказку».

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

3 Этап. Заключительный 

Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта у детей посредством сказок;

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Презентация проекта.

Май 2022

Проведение диагностики и обработка результатов.

Оформление выставки «Наши любимые сказки» (книги, рисунки, поделки)

Презентация проекта


Список литературы

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Спб.: Речь, 2008. https://www.klex.ru/h2f
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб, Речь, 2000. https://www.klex.ru/689 
  3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010.
  4. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2002.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.  https://nastavnik-ryb.ru/i/emoczii.pdf
  6. Л. Пашина «Сказка-ложь, да в ней намёк.», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008.
  7. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.
  8. Проектная деятельность в детском саду. https://dohcolonoc.ru/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель : Часовских Ольга Игоревна , воспитатель МАДОУ д/с о/в № 13 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район Проект « Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Слайд 2

Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. ( латинское изречение) Эмоциональный интеллект (EQ) – навыки и способности человека распознавать эмоции, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2021 году.

Слайд 3

Актуальность. В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук. А развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста времени уделяется меньше. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями . Одним из вариантов развивать эмоциональный интеллект является работа со сказкой . В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.

Слайд 4

Объект: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок. Предмет: дети старшей группы, родители. Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками. Задачи: Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей; Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой; Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представлений об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой; Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого; Способствовать формированию интереса к сказкам; Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Тип проекта : долгосрочный (ноябрь 2021 - май 2022 г.) Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. Ребёнок умеет распознавать эмоции по мимике (радость, гнев, удивление, печаль и т.д.), старается использовать речь для передачи своих эмоций, чувств и желаний, готов пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. У ребёнка формируется эмоциональная отзывчивость к поступкам сказочных героев, а соответственно, и людей, у него развивается интерес к сказкам. У родителей повышается уровень информированности о деятельности ДОУ, желание принимать участие в совместных с ДОУ мероприятиях.

Слайд 6

1 этап. Теоретический (ноябрь , 2021 год) Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством работы со сказкой». Задачи: Составить и провести диагностику эмоциональной сферы детей, обработать результаты; Создать условия и игровую среду для организации работы со сказкой; Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта.

Слайд 7

Ход теоретического этапа. Подбор методической литературы и конспектов для реализации проекта Создание условий и игровой среды для организации работы со сказкой, привлечение родителей к оформлению развивающей среды . Для диагностики эмоциональной сферы детей подобрано 3 методики: 1. Тест «Сказка» Луиза Дюсс . Цель: изучение эмоционально – личностных проблем у детей. 2. Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич -Евстигнеева Т., Фролов Д. Цель: исследование психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста. 3 . Тест «Развитие эмоций дошкольников» В . М. Минаева. Цель: уровень развития социальных эмоций у старших дошкольников.

Слайд 8

Подготовка развивающей среды

Слайд 10

Тест «Сказка» Луиза Дюсс Методика «Волшебная страна внутри нас» Грабенко Т., Зинкевич -Евстигнеева Т., Фролов Д. Диагностика эмоциональной сферы

Слайд 11

2 этап. Основной (декабрь 2021 год – апрель 2022 год) Цель: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью разнообразных форм и методов работы со сказками. Задачи Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, формируя представления об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины) посредством работы со сказкой; Обогащать словарный запас детей, в том числе и словами, обозначающими эмоции и чувства, расширяющие возможности для выражения собственных чувств и описания чувств другого; Способствовать формированию интереса к сказкам; Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Слайд 12

Декабрь 2021 Дидактическая игра «Мои любимые сказки», Беседа «Мой любимый сказочный герой», Игра «Тропинка в сказочном лесу», Игра «Волк подслушивает». Составление предложений «Как рассмешить Царевну – Несмеяну ?», Упражнение «Расскажи сказку руками», Сюжетно-ролевая игра «Сказочный салон красоты», НОД «Путешествие по сказкам» (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие); Ход основного этапа

Слайд 14

Конкурс «Лучший новогодний костюм сказочного героя »

Слайд 15

Январь 2022 Дидактическая игра «Герои русских сказок», Беседа «Можно ли общаться без слов?», Игра «Зайчики» Изготовление простых пальчиковые кукол в технике оригами, Сочинение сказок для самодельного пальчикового театра; Сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости», НОД «Путешествие в страну чудес» (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

Слайд 17

Февраль 2022 Дидактическая игра «На что похоже настроение», Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк», Игра «Передай настроение» Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения «Маша и медведь», «Вершки и корешки»; Сюжетно-ролевая игра «Мы танкисты», Физкультурный досуг «Мы сильные и смелые, мы быстрые, умелые» (физическое развитие)

Слайд 18

Март 2022 Дидактическая игра «Из какой сказки герой», Беседа «Храбрость в сказках», Игра «Мама и детеныш» Придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки; Сюжетно-ролевая игра «Театр моды красавиц из сказок», НОД «Вальс сказочных цветов» (художественно-эстетическое развитие);

Слайд 19

Апрель 2022 Дидактическая игра «В какую сказку попал колобок?». Беседа «Зависть и доброта в сказках». Игра «Волшебное зеркало» Придумывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки: « Заюшкина избушка», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок»; Конкурс «Сочини свою сказку». Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Слайд 20

Май 2022 Проведение диагностики и обработка результатов. Оформление выставки «Наши любимые сказки» (книги, рисунки, поделки) Презентация проекта

Слайд 21

Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Спб .: Речь, 2008. https://www.klex.ru/h2 f Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии . СПб, Речь, 2000. https://www.klex.ru/689 Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2002. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил. https://nastavnik-ryb.ru/i/emoczii.pdf Л. Пашина «Сказка-ложь, да в ней намёк.», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008. Проектная деятельность в детском саду. https://dohcolonoc.ru/ Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИМПРОВИЗАЦИИ И ИНСЦЕНИРОВКИ

Доклад был представлен на семинаре "Единство эмоционального восприятия содержания художественного произведения и реализация художественных образов в инсценировках" в рамках муниципального пе...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством сказок

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством сказок, формирование умения определения эмоций по мимике сказочных героев, обогащение  и развитие эмоционального оп...

Работа по теме самообразования на 2023-2024 учебный год «Развитие эмоционального и социального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

План работы по самообразованию  на 2023-2024 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии

Выступление на педагогический  совет Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством  арт-терапии» ....

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность — это мощный инструмент для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Она не только способствует пониманию и выражению эмоций, но и формирует...