КОНСПЕКТ и ПРЕЗЕНТАЦИЯ интегрированного занятия в старшей группе комбинированного вида «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шевцова Ольга Ивановна

Обобщение представлений детей о поздней осени и изменениях в жизни диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

Конспект
интегрированного занятия
в старшей группе комбинированного вида

«Путешествие в осенний лес»

Воспитатель Шевцова О. И.  

г. Рассказово

Цель: Обобщение представлений детей о поздней осени и изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

Образовательные задачи:

- пополнять и активизировать словарный запас детей по теме;

- обучать навыкам словообразования и словоизменения;

- совершенствовать навыки связной речи, выразительность и согласованность речи с движениями;

- формировать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слов.

Развивающие задачи:
- развивать навыки общения, речевой слух, память, мышление, артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительное восприятие;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.

Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношение к природе.

Оборудование: 

отпечатки следов животных, картинки с изображением животных,  аудиозаписи, слайдовый показ ранней и поздней осени, предзимья, зверей, жилищ зверей, изображение ежей и теннисные мячи для дыхательной гимнастики, картинки зимнего и летнего луга на каждого ребёнка, белый и серый заяц на каждого ребёнка для экспериментальной деятельности, соломка для артикуляционной гимнастики, шишки для пальчиковой гимнастики.

Предварительная работа:

чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок, загадок, беседа о диких животных с рассматриванием картин, просмотр презентаций о жизни диких животных.

I. Организационный момент «Здравствуйте».

- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, так давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

«Здравствуй, солнышко – дружок,   (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»    («чмокаем»)

Язычком «пощёлкали»    («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли    (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали»    (хором здороваемся).

II. Введение в тему занятия (беседа об осени).

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень).

 

ТРИЗ-игра «Хорошо - плохо»?

- А осень, это хорошо или плохо? Продолжите предложение:

- Осень – это хорошо, потому что… (Яркие, красивые листья на деревьях, созревает богатый урожай).

- Осень – это плохо, потому что… (Холодно и мокро, не слышно пения птиц, день короткий, а день длинный).

- А какая бывает осень? (Ранняя, золотая и поздняя). (Слайд 3-и ОСЕНИ) №2.

- Какая сейчас осень? (Поздняя). Арсений, расскажи об этом.

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.     (Слайд ПРЕДЗИМЬЕ) №3.

- А как ещё можно назвать этот период? (Предзимье). 

- Что это значит? (Скоро наступит зима). 

- Но ведь мы зимы не боимся почему? (Мы можем теплее одеться). 

- А как вы думаете, боятся ли зимы звери? (Нет, они к ней готовятся). 

- Давайте убедимся в этом сами.

- А для этого нам нужно отправиться в лес. Хотите?

- Но прежде, чем это сделать, давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры, в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, чтобы не испугать зверей).        
(Слайд ЗНАКИ) №4.

III. Путешествие в осенний лес.

- А теперь произнесём волшебные слова:

«Два раза топти,
Два раза хлопни,
Вокруг себя покружись,
И в лесу очутись!»

- Вот мы и оказались в осеннем лесу.

-----------------------------------------------

1.  - Посмотрите, чьи-то следы? (Лисьи). Сейчас мы это проверим. (Переворачиваю следы). (Слайд ЛИСА №5).

- Ребята, а как лиса готовится к зиме? (Шуба лисы становится густой и тёплой, густой шерстью покрываются и лапы лисы, поэтому на снегу она не мёрзнет). 

Упражнение на развитие словообразования

- У лисы нос какой? (острый) Значит она какая? (остроносая);

- У лисы хвост какой? (длинный), значит она какая? (длиннохвостая);

- Зубы какие? (Острые), значит она … (Острозубая).

- Какую чистоговорку мы знаем про лису?

        «Су-су-су – мы увидели лису.

          Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Са-са-са – очень хитрая лиса». 

- Перечислите членов лисьей семьи. (В лисьей семье живут: лис, лиса и лисята).

- А знаете ли вы пословицу о лисе? («Лисичка всегда сытей волка бывает»).

- С какого звука начинается слово ЛИСА (Со звука Ль).

- Какой это звук? (Мягкий согласный).

- Почему? (Он произносится коротко и мягко).

- Что же делает его мягким? (Гласный звук И).

- Сколько слогов в слове ЛИСА? (ЛИ-СА, 2 слога).

-----------------------------------------------

2.  - Ой, опять чьи-то следы. Как вы думаете, чьи? (Беличьи). Проверим. (Переворачиваю следы).   (Слайд БЕЛКА) №6.

- А знаете ли вы, как белка готовится к зиме? (Белка делает запасы орехов, грибов, утепляет жилище. Меняет свою рыжую шубку на серую, менее заметную, чтобы легче затаиться от врагов, прижавшись к дереву. Шерсть белки становится гуще, поэтому ей не страшны морозы).

- Ребята, белочка любит грызть орешки. Давайте и мы с вами погрызём.

Артикуляционная гимнастика

Упр - е «Белочка грызет орешки». 

- Улыбнитесь и постучите зубами.
Упр -е «Мелькает беличий хвостик». 

- Покажите, как мелькает беличий хвостик. (Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны).
- А ещё она любит играть соломкой. Давайте и мы поиграем.
Упр – е «Держи соломку крепче». 

- Удерживаем соломку между губой и носом, языком на губе, на языке.

- Подкрепилась белочка и стала ждать гостей.

Гимнастика для глаз «Белка».

«Белка дятла поджидала,         Резко перемещать взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри –      Перемещать взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой        Помигать глазами.

И пошёл играть в горелки».   Закрыть глаза и надавить на веки указательным
                                                 и средним пальцами.

- А какую пословицу вы знаете про белку? («Белку ловить - ножки отбить»). 

--------------------------------------------------

3.  - Ой, а кто же здесь наследил? Чьи это следы? (Ежиные). Проверим.

(Слайд ЁЖИК) №7.

- Как же ёжик готовится к зиме? (Ёжик накапливает жир, выстилает норку листвой и мхом и ложиться спать).

- Давайте порадуем ежа скороговорками о нём.

«У ежа и ёлки иголки колки».

«Ёжику на ужин жук нужен».

- Ребята, а что ещё интересного вы знаете о еже? (Есть такой миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Но это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ёжика. Он спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Из яблок выделяется яблочная кислота, которую очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит).

- Ребята, а ёжик умеет не только носить яблоки на спине, но и играть. Он предлагает и вам поиграть.

Дыхательная гимнастика «Накорми ежей» (Дети вдувают теннисные мячи в пасть ежей).

-----------------------------------------------------

4. – Ребята, а здесь, чьи следы? (Медвежьи). (Проверим). (Слайд МЕДВЕДЬ)№8.

- Ребята, что означают слова МЕДВЕДЬ? (Мёд ведает, т.е. знает, где мёд).

- Какую поговорку мы знаем о медведе? («Для медведя зима – одна ночь»).

- А как медведь готовится к зиме? (Медведь накапливает жир, устраивает себе берлогу на возвышенности и ложится в спячку еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Так он проспит до весны, сося лапу. Это он слизывает старую кожу, которая облезает и греет лапы).

- Пока мы гуляли по лесу, у нас тоже замёрзли руки, давайте их погреем. А помогут нам это сделать шишки.

Пальчиковая игра «Будем с шишками играть»

- Присядьте на пенёк, возьмите шишку.

«1, 2, 3, 4, 5 - будем с шишками играть,         (Перекладываем с руки на руку).

Будем с шишками играть, между ручками катать.       (Катаем между рук).
В руку правую возьмём, и сильней её сожмём!      
(Сжимаем шишку правой рукой).
В руку левую возьмём, и сильней её сожмём!        
(Сжимаем шишку левой рукой).
Вот как мы её помнем,                   
(Перекладываем с руки на руку).
И вот так её потрем».          
(Катаем между рук).

- Ну, что нагрелись ваши руки? Значит, можно идти дальше.

------------------------------------------------------

5.  - Посмотрите, а это чьи следы? (Заячьи) (проверим).  (Слайд ЗАЯЦ) №9.

- Как заяц готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую).

- Зачем он это делает? (Чтобы быть незаметным на снегу).

- Давайте представим, что было бы, если бы он не поменял шубку.

(Дети проходят к столам).

Экспериментальная деятельность.

- Давайте проведем эксперимент. - Положите зайчиков на белый снег.

- Что вы видите? (Серый зайчик хорошо виден на белом, а белый не заметен).

- А теперь положите зайцев на траву. Что вы заметили? (Белый заяц хорошо виден на траве, а серый не заметен).

- Дети, какой же вывод можно сделать? (Маскировочная окраска зайца делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской).   (Слайд ДВА ЗАЙЦА) №10.

- Как называется процесс, когда животные меняют свой мех? (Линька).

- Вспомните пословицу про зайца. («Заяц самого себя боится»).

-----------------------------------------------------

IV. Дидактическая игра «Кто где живёт»? (слайдовый показ).

- Ребята, как вы думаете, куда ведут следы животных(к жилищу).

- Посмотрите на экран. Чье это жилище?   (Слайд ЖИЛИЩЕ) №11.

Дупло белки,     лёжка заяца под кустом,     медвежья берлога,     лисья нора,

волчье логово.

----------------------------------------------------

V. Дидактическая игра «Узнай животного по голосу».

- Ребята, прислушайтесь, кто издаёт эти звуки? (Ёжик фаркает, белка пищит, щебечет, цокает, заяц кричит, лиса тяфкает, кричит, урурукает, волк воет, кабан хрюкает, медведь рычит, ревёт, лось ревёт).  (Слайд ЖИВОТНЫЕ) №12.

- Ребята, а что общего у всех зверей? (Голова, морда, лапы, хвост, тело животных покрыто шерстью).

- Ребята, а чем зверь отличается от человека?

----------------------------------------------------

VI. Словесная игра "Сравни животных с людьми".
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
----------------------------------------------------

- Итак, следы каких животных мы сегодня увидели? (Белки, зайца, волка, лисы, ёжика).

- Как назвать их всех вместе? (Дикие животные или звери).

- Почему они дикие? (Живут в лесу. Боятся человека, и даже друг друга. Сами себе добывают корм, строят жилище).

- Да, они сами добывают себе корм, но сегодня, в порядке исключения, мы их угостим, к тому же звери нас уже поджидают.

---------------------------------------------------

VII. Игра «Подбери корм для зверя».

(Белке – гриб, орехи; ежу – жук, лягушка; лисе – мышь, курица; медведю – мёд, ягоды; зайцу – морковка, кора).

VIII. Итог занятия:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Но нам пора возвращаться в детский сад.

«Раз, два, повернись и в саду очутись».

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, спасибо вам, и я вам тоже приготовила угощение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС Воспитатель Шевцова О.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия в старшей группе №9 Тема: «Путешествие в царство Осени»

КОНСПЕКТинтегрированногозанятияв старшей группе №9Тема: «Путешествие в царство Осени» ...

конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Путешествие в космос"

Представлен ход проведения интегрированного занятия логопеда и физинструктора по лексической теме "Космос" и приурочен ко Дню космонавтики 12 пареля. задания выстроены по принципу планет сол...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Задачи:- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках; сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении.- развивать интерес к окружающему миру в п...

Конспекты интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности

Организация и проведение занятия в игровой форме с использованием элементов игры «Геокешенг», способствует формированию у детей умения  ориентироваться по карте....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности МОЙ ГОРОД

Занятие организовано в игровой форме с использованием технологии ГЕОКЕШЕНГ....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: «Бескрайний космос»

Расширение представлений о космосе. Активизация и актуализация словаря по теме. Развитие грамматического строя речи....