"Секреты зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Владимировна Михайлина

Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

"Секреты зимы"

средний дошкольный возраст


Задачи:

Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.

Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).

Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.

Активизировать речь детей через познавательные вопросы.

Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете

Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.

Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Оборудование: посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, мех темного цвета, кубики льда, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений о зиме, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.

Ход

Вводная часть

(Дети в группе сидят на стульчиках полукругом и беседуют о зиме, заходит Почтальон Печкин с посылкой)

П: Здравствуйте!

В: Здравствуйте! А Вы кто?

П: Я Почтальон Печкин, принес вам посылку, принимайте…

В: Спасибо, Почтальон Печкин! А от кого посылка?

П: Там все написано, читайте, до свидания!

В: Хорошо, до свидания!

В: (читает) Эту посылку прислала Зима.

В: Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (ответы детей).

В: Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)

В: Что чувствуешь, какой предмет…?

В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!

В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)

В: На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т.д.)

В: А из чего состоит снег? (ответы детей)

Основная часть

В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию (дети и воспитатель встают, надевают фартуки и проходят к столу, на котором расстелен мех)

В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (воспитатель сыпет снег на мех)

В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это? Повтори Андрюша, Ева …

В: Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)

Наблюдение 1: дети рассматривают снег через лупу.

В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие…)

В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые, (воспитатель показывает на экране телевизора снежинки).

Худ. слово

Снежинки-картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.

В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.

Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.

Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?

В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)

В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.

В: Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)

В: Давайте повторим вместе… Лиза повтори, Платоша повтори…

В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)

В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.

В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)

В: Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)

Физминутка: СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили (
«лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, (показывают круг),
очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И…сломаем (топают).

В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег(нет)

В: А во что она превратится? (она превратится в лёд)

(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)

В: Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замёрзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.

В: Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)

Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.

В: Возьмите лёд в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке…)

В: На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)

В: Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)

В: А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)

В: А давайте попробуем и в лед опустить палочку деревянную.

Опыт 2: дети опускают палочку в лед и наблюдают.

В: Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)

В: Значит, какой лед? (твердый)

В: Чем отличается лёд от снега(лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)

Итог

В: Вот, о каких удивительных свойствах льда и снега мы сегодня узнали.

В: Ребята, а вы знаете, как и откуда появляется снег? (ответы детей)

В: Точные ответы мы получим в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас приглашаю покинуть лабораторию и снять фартуки… Спасибо, что помогли провести опыты в зимней лаборатории.
(поворачиваются, а на столе стаканы с кислородным коктейлем)

В: Ребята, Зима передала нам угощение, я даже не знаю, что это такое? На что похоже? … Рядом ложечки… (дети угощаются коктейлем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебницы зимы.

Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...

конспект НОД "Секреты зимы"

Конспект НОД "Секреты зимы" с элементами моделирования. Области "Познание", "Развитие речи"...

Конспект зимнего развлечения «Секреты Зимушки-Зимы» в первой младшей группе

Виды деятельности:  исследовательно-познавательная, игровая,  коммуникативная,  продуктивная, двигательная.Цель: знакомство детей с процессом изготовления цветных льдинок.Программное со...

"Секреты зимы"

Эксперименты со снегом и льдом....

Опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимний период"Секреты зимы"

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Конспект-занятие " Секреты матушки Зимы"в средней группе

                                      Конспект занятия « Секреты матушки Зимы» Це...

Конспект занятия "Секреты зимы" Старший дошкольный возраст ________________________________________

Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях....