Конспект НОД совместной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Волшебница Капелька".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_mo_opyty_s_vodoy_gotovyy.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ (мультимедийной презентации) на тему: «Волшебная Капелька»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения НОД: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Форма организации детей: групповая.
Цель: активизация познавательной активности детей, систематизация полученных знаний о круговороте воды в природе, её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со свойствами воды;
- дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.
Коррекционные:
- развивать мышечно-двигательную активность пальцев и кистей рук; слуховое восприятие, внимание, тактильную чувствительность, обаяние и осязание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- желание работать в коллективе;
- бережное отношение к воде.
Оборудование: сюрпризный момент: приход куклы-Капельки (плоскостная фигура); прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, пипетка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, молоко, яблочный сок, сахар, соль, капли из апельсина, мультфильм «Что такое вода», проектор, экран, звуки «Шум ручья», Пищевой краситель, цветы белой гвоздики, пищевая сода, фери, лимонная кислота, песок, глубокие чашки.
Предварительная работа: ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;
беседа «Кому нужна вода», «Водоёмы нашего края»; опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой.
Ход НОД
Звучит запись «Шум воды ручейка».
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку: «В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять» (ответы детей). Правильно, это дождевая капелька. На нашей планете огромное количество воды и мы ее видим каждый день, когда открываем кран, чтобы умыться и почистить зубы. Вода окружает нас повсюду. А знаете ли вы, что вода может быть разной формы. Вот послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Дети: (снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт
Дети: (сосулька)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот
— Не вода в ручье, а…
Дети: (Лёд)
Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …
Дети: (роса).
Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый…
Дети: (снег).
Ребята, а как можно назвать одним словом – лед, снег, сосульки, капельку, росу? Что это?
Догадались, о чём у нас сегодня пойдёт разговор? Правильно, мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде.
Игра-ассоциация. Ребята, а когда я произношу слово «вода», что вам представляется? (Ответы детей.)
Сегодня у нас необычная гостья-Капелька. Она пришла к нам, чтобы рассказать и показать все, что знает о воде. Просмотр мультфильма «Что такое вода».
Понравился вам рассказ Капельки? Сейчас узнаем? Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру. Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям, людям – пить, готовить еду, умываться, стирать и т.п.) для того, чтобы…».
Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о воде, исследовать её? Капелька приглашает вас в нашу маленькую лабораторию. (Дети подходят к своим столам.) Напоминаю им о правилах обращения с водой.
Воспитатель: Вода всегда и всем нужна,
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой неосторожен,
Намочит быстро их она.
Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных-исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.
Опыт 1. «Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. «Как растения пьют воду»
Оборудование: цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска двух цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.
В ходе опыта мы с ребятами ставим гвоздики в разные емкости с водой. В двух из них вода была окрашена в красный и зеленый цвета, а в третьем - чистая прозрачная вода. Через некоторое время дети увидят, что цветы окрасились, лепестки цветков приобрели цвет воды, в которой они стоят.
Вывод: растения для роста употребляют воду и окрашиваются в тот цвет, в который была окрашена вода.
Опыт 3. «У воды нет вкуса» Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения попробовать яблочный сок.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 4. «У воды нет запаха» Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) Добавляю в стакан капли от апельсина.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Физминутка: «Очень всем нужна вода»
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево, вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку ручками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Опыт 5. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Размешайте их. Что произошло? Сахар и соль растворились в воде. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. (Дети проводят опыт).
А если мы добавим в воду обычный песок? Он у нас растворился? Можно ли пить такую воду? А почему? (Ответы детей.) Правильно, воду сначала нужно очистить от песка, а потом ее пить.
Вывод: вода может растворить некоторые вещества, а некоторые не может.
Ребята, а знаете ли вы, что такое гейзер? (показ слайда или картинки). Гейзер – это горячий водный источник, который спрятан под землей. Во время извержения над поверхностью земли вздымаются фонтаны кипятка. Находится в это время рядом с гейзером очень опасно, так как вода из него может обжечь.
Ребята, Капелька приготовила для вас сюрприз. Она хочет, чтобы и вы увидели гейзеры, а точнее сами смогли их сделать из простой воды и некоторых веществ. Попробуем.
Опыт 6. «Цветные гейзеры»
Педагог подводит детей к столу, на котором в глубоких чашках стоят заготовки гейзеров (лимонная кислота, пищевой краситель, теплая вода, фери) и предлагает в каждый стакан добавить столовую ложку соды. Получается цветной гейзер.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)
Капелька благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им «значки» «Юный ученый».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых «Весёлый батут»в подготовительной к школе группе
Формирование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием вестибулярного тренажера - батут....
Конспект интегрированной совместной деятельности педагогов и детей 6-7 лет «Волшебная книга весны»
Целью интегрированной совместной деятельности является формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о весне средствами синтеза художественного слова...
конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"
Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ подготовительной общеразвивающей группы на основе познавательно-исследовательской деятельности по ПДД Тема: «Наши помощники на дороге».
КОНСПЕКТОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ подготовительной общеразвивающей группына основе познавательно-исследовательской деятельности(образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Без...
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»
Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...
статьи по 3 темам, конспекты межгрупповой совместной деятельности, сценарий развлечения по социально-коммуникативному развитию по ПДД, конспект по ПДД,комплексно-тематическое планирование для младшей группы на несколько месяцев
Статьи на темы "Игра как дидактическая техология реализации ФГОС ДО", "Развитие математических способностей старших дошкольников", "Организация групповой работы в ДОУ в ходе п...
Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры
В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучен...