Путешествие по земле ямальской
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Василихина Ольга

НОД по познавательному развитию: ознакомство дошкольниками с особенностями природы Крайнего Севера, расширять представления о малой родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_zemle_yamalskoy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Загадка» город Новый Уренгой ЯНАО.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для  детей старшей группы с использованием мультимедийной технологии.

Познавательно- речевое направление

«Путешествие по земле ямальской».

                                              

Задачи:

образовательные:

  • познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера в осенний период;
  • закрепить с детьми названия осенних месяцев;
  • продолжать учить детей осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (золотистые, бурые, багряные) и размера осенних листьев;
  • закрепить представления детей об осеннем небе,
  •  ввести в активный словарь детей слова: пурпурные листья, сонное небо, лоскутное одеяло, черешок листа, нарты;
  • закрепить представления детей о птицах, обитающих на Ямале, формировать элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, о путях приспособления к ней живых существ;

развивающие:

  • развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, используя опорные карты- схемы;
  • умение замечать и осознавать противоречия в суждениях путем проведения опыта и эвристических рассуждений;
  • анализировать и формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;
  • использование здоровьесберегающие технологии;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  •  умение внимательно слушать ответы других детей;

Предварительная работа: экскурсия в парк: наблюдение деревьями и сбор осенних листьев для создания гербария; наблюдение за природными явлениями

Материал: гербарий из осенних листьев (березы, рябины, американского клена, ивы), кукла в национальном ненецком костюме - Хомани; географический глобус; нарты, материал для проведения опыта (емкость с водой, бумажные салфетки, детский крем), пластмассовые шары.

Проведение образовательной деятельности.

Психологический настрой детей на занятие и установление зрительного контакта воспитателя с детьми: приветствие воспитателя: - Руки, ноги, голова – полюбуйтесь это Я! Какие дети вы красивые и приветливые! А про каких людей говорят «этот человек любознательный»? Кого из вас можно назвать «любознательным»? ( воспитатель выслушивает рассуждения детей).

Воспитатель: -  Я с вами согласна – мы с вами очень любознательные, постоянно что-то узнаем и испытываем. А сегодня мы с вами совершим «путешествие по земле ямальской». Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад».(cлайд № 2)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют.    (слайд № 3)

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца…

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Воспитатель: -  О каком времени года говориться в этом стихотворении?

           - Вспомните и назовите осенние месяца?(сентябрь, октябрь, ноябрь). (слайд № 4 )

Воспитатель: Осень очень красивое время года на Ямале. Красота осени создается нарядом деревьев! (слайд № 5)

  • Скажите какого цвета листья на деревьях? (желтые, зеленые, оранжевые, багряные, пурпурные). (слайд № 6)
  • Какой формы бывают листья?(круглой, овальной, резной). (слайд № 7)
  • Что можно сказать о размере листьев?(крупные, мелкие, маленькие).
  • Кто из вас может объяснить значение слова «листопад»? (слайд № 8) – воспитатель выслушивает рассуждения детей

Воспитатель: - Итак, сделаем вывод: почему листья опадают с ветвей деревьев? (используя опорные схемы, дети делают умозаключения, что становится короче день, часто льют дожди, холодно, ветер дует сильнее и чаще).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на гербарий, который мы создали из листьев деревьев растущих у нас в парке «Дружбы». Изменили ли листья цвет?

Воспитатель:- Листья стали очень хрупкими. Брать их надо за черешок. Ребята, давайте поиграем с нашими листочками? Игра называется «Найти и назови правильно». Обратите внимание на сладе контуры листьев. Вам необходимо выбрать листочек, найти его конкур на слайде, называть первый и последний звук в названии. (Дети выбирают лист из гербария и соотносят с контуром на слайде). (слайд № 9)

(Справка :У большинства растений листья имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, с помощью которого они прикрепляются к стеблю. У некоторых растений черешков нет. Бесчерешковые листья называют сидячими. Такие листья у столетника, льна, агавы и многих других растений. Листья с черешками — черешковые — имеются почти у всех наших деревьев: березы, дуба, клена, липы, ясеня и многих других. Иногда при основании черешка листа развиваются прилистники.)

Воспитатель: - Ребята, подумайте как еще можно использовать листья нашего гербария? (выслушивает предложения детей).

Воспитатель: - Вы такие фантазёры! Действительно, можно делать и аппликации, букет составить или отнести малышам и рассказать им про листья ямальских деревьев. Я придумала веселую гимнастику для глаз. Давайте её проведем. Смотрим за стрелкой и путешествуем от листочка к листочку вместе с ней! (слайд № 10) 

Воспитатель: - Опавшие листья укрывают землю разноцветным ковром как лоскутным одеялом. (слайд № 11)

- Солнце появляется на небе меньше и совсем не греет. Холода приходят очень рано, а снег может выпасть уже в октябре. Что вы можете рассказать о небе? (низкое, грустное, серое, темное, дождливое, сонное). (слайд №12 )

- Дети, какие изменения происходит с реками и озерами осенью? (вода темнее, покрывается тонким льдом). (слайд № 13)

- В ноябре земля покрывается снегом. А какой снег? (белый, пушистый, холодный, скрепящий).

- Народ придумал про ноябрь месяц много пословицы и поговорки. Вот, например, про ноябрь говорят «ворота в зимушку-зиму». Интересно есть ли пословицы и поговорки по сентябрь и октябрь. Где мы можем узнать? ( воспитатель выслушивает предложения воспитанников). Подберите вечером, вместе с родителями, в энциклопедиях и в сети интернет народные высказывания о месяцах осени. А мы запишем их в нашей «Умной книге».

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, выходит и вносит куклу в национальном ненецком костюме. Дети «здороваются» с ненецкой девочкой Хомани. Она приглашает их в гости к своим пернатым друзьям на северный полюс. Дети на глобусе находят северный полюс.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет? (всегда лежит снег, лед, там холодно).

Воспитатель: - Правильно, это ледяная пустыня. Океан покрыт толстым льдом, толщина достигает высоту многоэтажного дома. К зиме на северном полюсе дни становятся короче, а ночи длиннее. Наступает полярная ночь. Нам с вами надо отправиться туда до наступления полярной ночи. Давайте по рассуждаем и выберем транспорт, на котором можно отправиться по снегу на полюс (рассуждая, дети приходят к выводу, что оленья упряжка по снежному покрову пройдет всех лучше). (слайд № 14)

Воспитатель: - Отправляясь в путь нужно потеплее одеться.

(Имитация процесса одевания. Дети «усаживаются» на сани упряжки и «отправляются» в путь). (слайд № 15)

Воспитатель: -  Во время поездки давайте проведем дыхательные гимнастику «Ветер».

Неизвестно, где живёт,

Налетит деревья гнет.

Засвистит по речке дрожь.

Озорник и  не уймёшь.

(1 фаза – медленный вдох: живот выпячивается, ребра грудной клетки раздвигаются;

2 фаза – пауза;

3 фаза – полный выдох через рот, втягиваем живот, сжимаем грудную клетку- «Дует ветер»). Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: - Посмотрите, дети , какая красивая тундра! (слайд № 16 )

У Хомани много друзей птиц. Рассмотрите внимательно на пернатых друзей Хомани и расскажите, используя схему, о ком – нибудь. А мы с детьми отгадаем о ком будет ваш рассказ. Используйте для рассказа схему. (Заслушиваются рассказы детей о птицах). 

                                                                                                                           (слайд № 17)                                

Воспитатель: - Хомани очень любит играть со своими друзьями. Давайте поиграем в игру «Совушка - сова». (Дети становятся  в круг. В центр круга выходит ведущий, выбранный считалкой, которому завязываются глаза. Дети произносят слова: 

              Совушка – сова, большая голова,

              На суку сидит и на нас глядит.

После окончания слов «сова» ищет детей. Дети привлекают внимание ведедущего подражания голосам птиц. Пойманный становится ведущим. Игра повторяется 3 раза).

 Воспитатель и дети садятся в импровизированные нарты, путешествие продолжается.

                                                                                                                            (слайд № 18)

Воспитатель: Ребята, посмотрите это водоплавающие птицы! Они не улетаю в теплые страны. Они остаются зимовать на Крайнем Севере – это гуси, утки, чайки. А живут они на скалистых берегах и прячутся в снегу. Питаются рыбой - для них это самый главный продукт. Им не холодно. Их согревают перышки. А почему перья в воде не намокают? Давайте выясним, почему они  выходят из воды сухими, не тонут и что им помогает плавать. Действительно, искупается гусь, крыльями взмахнёт и сухой. "Как с гуся вода" - есть такая поговорка. Сегодня мы раскроем птичий секрет. Для этого мы проведём опыт. Представьте, что кисть руки – это перышко. Смазываем внешнюю сторону кисти кремом и опускаем в емкость с водой, вынимаем и стряхиваем.

- Что произошло? (Вода превратилась в шарики-капельки) -  Как вода стекает с рук? (Она скатывается) То же самое происходит с водой на перьях птиц. Перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.

(Детям предлагается убрать остатки крема бумажной салфеткой).

- А почему они не тонут, это ещё один секрет. Посмотрите, у нас в тазу с водой плавают шарики. Почему они не тонут? (В них воздух). Как вы думаете, воздух легче воды или тяжелее? (Легче). Оказывается, вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они их и удерживают на воде.

-А что им помогает плавать? (Выслушать ответы детей) Да, правильно, лапки у них с перепонками (обращает внимание на слайд). Они, как вёсла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Учёные назвали такое строение лап веслоногим.

- Давайте поиграем. Игра называется «Узнай по силуэту». Я загадаю загадку, а вы назовите птицу и найдите на слайде её силуэт. (слайд № 19)

  • Гордая птица плывет по волне,

            Ярко солнце сияет в крыле.

            Кто это дети? (Лебеди.)

  • По лужку он важно ходит,

            Из воды сухим выходит,

            Носит красные ботинки,

            Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

  • Под кустиком под зелененьким

            Сама вперевалочку я хожу

            И детишек своих вожу.

            А коль плавать пойду и детишек поведу. (Утка.)

Воспитатель: - Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. За что мы бы хотели поблагодарить Хомани (выслушивается мнение детей о занятии). 

                                                                                                                       (слайд № 20)

- Спасибо, Хомани, приходи к нам в гости и мы тебе расскажем как мы живем в детском саду.

Дети прощаются с Хомани и «возвращаются» в группу дошкольного учреждения. 

                                                                                                                        (слайд № 21)

Литература: Комарова Т.С.,Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 124с;  Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября, 2011- 26.; Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа: Пособие для учащихся. - Новый Уренгой, 1996; Иванова А.И.. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Творческий центр «Сфера», М.,2003 -54 с.; Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Издательства «Сервисшкола», М., 2007 -284с.; Реент Н.А. Система комплексных занятий в подготовительной группе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011 -311 с...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по земле Кубанской

Инсценировкав рамках реализации нравственно-экологического проекта...

Конспект НОД "Таинственное путешествие на Землю" (Нетрадиционные техники рисования)

Цель: продолжить ознакомление детей с техникой «граттаж»Задачи1.     Закрепление навыков работы с техникой граттаж.2.     Развитие творческой инициа...

Путешествие по Земле Амурской.

Занимательное путешествие по Амурской области,в котором вам встречаются сказочные герои,помогающие детям познакомиться с культурными ценностями Амурской области....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"

Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"  Цель, задачи:l  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...

"Поэма о земле Ямальской" Авторская разработка

поэма представлена на русском и ненецком языке...

Методическая разработка «Ягоды земли Ямальской»,

В 2020 году  нашему округу ЯНАО исполнилось 90-лет.  И я со своими воспитанниками старшей группы и их родителями тоже не остались в стороне от этого праздника. С детьми изучали и закрепили м...

Презентация для детей 4-7 лет "Ягоды тундры - богатство земли Ямальской"

Формирование у дошкольников представлений о ягодах, растущих на Ямале, их разнообразии, значении для человека, воспитание бережного отношения к ягодным растениям....