Путешествие по земле ямальской
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД по познавательному развитию: ознакомство дошкольниками с особенностями природы Крайнего Севера, расширять представления о малой родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_zemle_yamalskoy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Загадка» город Новый Уренгой ЯНАО.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием мультимедийной технологии.
Познавательно- речевое направление
«Путешествие по земле ямальской».
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера в осенний период;
- закрепить с детьми названия осенних месяцев;
- продолжать учить детей осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (золотистые, бурые, багряные) и размера осенних листьев;
- закрепить представления детей об осеннем небе,
- ввести в активный словарь детей слова: пурпурные листья, сонное небо, лоскутное одеяло, черешок листа, нарты;
- закрепить представления детей о птицах, обитающих на Ямале, формировать элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, о путях приспособления к ней живых существ;
развивающие:
- развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, используя опорные карты- схемы;
- умение замечать и осознавать противоречия в суждениях путем проведения опыта и эвристических рассуждений;
- анализировать и формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;
- использование здоровьесберегающие технологии;
воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- умение внимательно слушать ответы других детей;
Предварительная работа: экскурсия в парк: наблюдение деревьями и сбор осенних листьев для создания гербария; наблюдение за природными явлениями
Материал: гербарий из осенних листьев (березы, рябины, американского клена, ивы), кукла в национальном ненецком костюме - Хомани; географический глобус; нарты, материал для проведения опыта (емкость с водой, бумажные салфетки, детский крем), пластмассовые шары.
Проведение образовательной деятельности.
Психологический настрой детей на занятие и установление зрительного контакта воспитателя с детьми: приветствие воспитателя: - Руки, ноги, голова – полюбуйтесь это Я! Какие дети вы красивые и приветливые! А про каких людей говорят «этот человек любознательный»? Кого из вас можно назвать «любознательным»? ( воспитатель выслушивает рассуждения детей).
Воспитатель: - Я с вами согласна – мы с вами очень любознательные, постоянно что-то узнаем и испытываем. А сегодня мы с вами совершим «путешествие по земле ямальской». Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад».(cлайд № 2)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют. (слайд № 3)
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца…
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Воспитатель: - О каком времени года говориться в этом стихотворении?
- Вспомните и назовите осенние месяца?(сентябрь, октябрь, ноябрь). (слайд № 4 )
Воспитатель: Осень очень красивое время года на Ямале. Красота осени создается нарядом деревьев! (слайд № 5)
- Скажите какого цвета листья на деревьях? (желтые, зеленые, оранжевые, багряные, пурпурные). (слайд № 6)
- Какой формы бывают листья?(круглой, овальной, резной). (слайд № 7)
- Что можно сказать о размере листьев?(крупные, мелкие, маленькие).
- Кто из вас может объяснить значение слова «листопад»? (слайд № 8) – воспитатель выслушивает рассуждения детей
Воспитатель: - Итак, сделаем вывод: почему листья опадают с ветвей деревьев? (используя опорные схемы, дети делают умозаключения, что становится короче день, часто льют дожди, холодно, ветер дует сильнее и чаще).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на гербарий, который мы создали из листьев деревьев растущих у нас в парке «Дружбы». Изменили ли листья цвет?
Воспитатель:- Листья стали очень хрупкими. Брать их надо за черешок. Ребята, давайте поиграем с нашими листочками? Игра называется «Найти и назови правильно». Обратите внимание на сладе контуры листьев. Вам необходимо выбрать листочек, найти его конкур на слайде, называть первый и последний звук в названии. (Дети выбирают лист из гербария и соотносят с контуром на слайде). (слайд № 9)
(Справка :У большинства растений листья имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, с помощью которого они прикрепляются к стеблю. У некоторых растений черешков нет. Бесчерешковые листья называют сидячими. Такие листья у столетника, льна, агавы и многих других растений. Листья с черешками — черешковые — имеются почти у всех наших деревьев: березы, дуба, клена, липы, ясеня и многих других. Иногда при основании черешка листа развиваются прилистники.)
Воспитатель: - Ребята, подумайте как еще можно использовать листья нашего гербария? (выслушивает предложения детей).
Воспитатель: - Вы такие фантазёры! Действительно, можно делать и аппликации, букет составить или отнести малышам и рассказать им про листья ямальских деревьев. Я придумала веселую гимнастику для глаз. Давайте её проведем. Смотрим за стрелкой и путешествуем от листочка к листочку вместе с ней! (слайд № 10)
Воспитатель: - Опавшие листья укрывают землю разноцветным ковром как лоскутным одеялом. (слайд № 11)
- Солнце появляется на небе меньше и совсем не греет. Холода приходят очень рано, а снег может выпасть уже в октябре. Что вы можете рассказать о небе? (низкое, грустное, серое, темное, дождливое, сонное). (слайд №12 )
- Дети, какие изменения происходит с реками и озерами осенью? (вода темнее, покрывается тонким льдом). (слайд № 13)
- В ноябре земля покрывается снегом. А какой снег? (белый, пушистый, холодный, скрепящий).
- Народ придумал про ноябрь месяц много пословицы и поговорки. Вот, например, про ноябрь говорят «ворота в зимушку-зиму». Интересно есть ли пословицы и поговорки по сентябрь и октябрь. Где мы можем узнать? ( воспитатель выслушивает предложения воспитанников). Подберите вечером, вместе с родителями, в энциклопедиях и в сети интернет народные высказывания о месяцах осени. А мы запишем их в нашей «Умной книге».
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, выходит и вносит куклу в национальном ненецком костюме. Дети «здороваются» с ненецкой девочкой Хомани. Она приглашает их в гости к своим пернатым друзьям на северный полюс. Дети на глобусе находят северный полюс.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет? (всегда лежит снег, лед, там холодно).
Воспитатель: - Правильно, это ледяная пустыня. Океан покрыт толстым льдом, толщина достигает высоту многоэтажного дома. К зиме на северном полюсе дни становятся короче, а ночи длиннее. Наступает полярная ночь. Нам с вами надо отправиться туда до наступления полярной ночи. Давайте по рассуждаем и выберем транспорт, на котором можно отправиться по снегу на полюс (рассуждая, дети приходят к выводу, что оленья упряжка по снежному покрову пройдет всех лучше). (слайд № 14)
Воспитатель: - Отправляясь в путь нужно потеплее одеться.
(Имитация процесса одевания. Дети «усаживаются» на сани упряжки и «отправляются» в путь). (слайд № 15)
Воспитатель: - Во время поездки давайте проведем дыхательные гимнастику «Ветер».
Неизвестно, где живёт,
Налетит деревья гнет.
Засвистит по речке дрожь.
Озорник и не уймёшь.
(1 фаза – медленный вдох: живот выпячивается, ребра грудной клетки раздвигаются;
2 фаза – пауза;
3 фаза – полный выдох через рот, втягиваем живот, сжимаем грудную клетку- «Дует ветер»). Повторить 3 – 4 раза.
Воспитатель: - Посмотрите, дети , какая красивая тундра! (слайд № 16 )
У Хомани много друзей птиц. Рассмотрите внимательно на пернатых друзей Хомани и расскажите, используя схему, о ком – нибудь. А мы с детьми отгадаем о ком будет ваш рассказ. Используйте для рассказа схему. (Заслушиваются рассказы детей о птицах).
(слайд № 17)
Воспитатель: - Хомани очень любит играть со своими друзьями. Давайте поиграем в игру «Совушка - сова». (Дети становятся в круг. В центр круга выходит ведущий, выбранный считалкой, которому завязываются глаза. Дети произносят слова:
Совушка – сова, большая голова,
На суку сидит и на нас глядит.
После окончания слов «сова» ищет детей. Дети привлекают внимание ведедущего подражания голосам птиц. Пойманный становится ведущим. Игра повторяется 3 раза).
Воспитатель и дети садятся в импровизированные нарты, путешествие продолжается.
(слайд № 18)
Воспитатель: Ребята, посмотрите это водоплавающие птицы! Они не улетаю в теплые страны. Они остаются зимовать на Крайнем Севере – это гуси, утки, чайки. А живут они на скалистых берегах и прячутся в снегу. Питаются рыбой - для них это самый главный продукт. Им не холодно. Их согревают перышки. А почему перья в воде не намокают? Давайте выясним, почему они выходят из воды сухими, не тонут и что им помогает плавать. Действительно, искупается гусь, крыльями взмахнёт и сухой. "Как с гуся вода" - есть такая поговорка. Сегодня мы раскроем птичий секрет. Для этого мы проведём опыт. Представьте, что кисть руки – это перышко. Смазываем внешнюю сторону кисти кремом и опускаем в емкость с водой, вынимаем и стряхиваем.
- Что произошло? (Вода превратилась в шарики-капельки) - Как вода стекает с рук? (Она скатывается) То же самое происходит с водой на перьях птиц. Перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.
(Детям предлагается убрать остатки крема бумажной салфеткой).
- А почему они не тонут, это ещё один секрет. Посмотрите, у нас в тазу с водой плавают шарики. Почему они не тонут? (В них воздух). Как вы думаете, воздух легче воды или тяжелее? (Легче). Оказывается, вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они их и удерживают на воде.
-А что им помогает плавать? (Выслушать ответы детей) Да, правильно, лапки у них с перепонками (обращает внимание на слайд). Они, как вёсла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Учёные назвали такое строение лап веслоногим.
- Давайте поиграем. Игра называется «Узнай по силуэту». Я загадаю загадку, а вы назовите птицу и найдите на слайде её силуэт. (слайд № 19)
- Гордая птица плывет по волне,
Ярко солнце сияет в крыле.
Кто это дети? (Лебеди.)
- По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
- Под кустиком под зелененьким
Сама вперевалочку я хожу
И детишек своих вожу.
А коль плавать пойду и детишек поведу. (Утка.)
Воспитатель: - Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. За что мы бы хотели поблагодарить Хомани (выслушивается мнение детей о занятии).
(слайд № 20)
- Спасибо, Хомани, приходи к нам в гости и мы тебе расскажем как мы живем в детском саду.
Дети прощаются с Хомани и «возвращаются» в группу дошкольного учреждения.
(слайд № 21)
Литература: Комарова Т.С.,Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 124с; Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября, 2011- 26.; Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа: Пособие для учащихся. - Новый Уренгой, 1996; Иванова А.И.. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Творческий центр «Сфера», М.,2003 -54 с.; Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Издательства «Сервисшкола», М., 2007 -284с.; Реент Н.А. Система комплексных занятий в подготовительной группе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011 -311 с...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по земле Кубанской
Инсценировкав рамках реализации нравственно-экологического проекта...
Конспект НОД "Таинственное путешествие на Землю" (Нетрадиционные техники рисования)
Цель: продолжить ознакомление детей с техникой «граттаж»Задачи1. Закрепление навыков работы с техникой граттаж.2. Развитие творческой инициа...
Путешествие по Земле Амурской.
Занимательное путешествие по Амурской области,в котором вам встречаются сказочные герои,помогающие детям познакомиться с культурными ценностями Амурской области....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"
Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской" Цель, задачи:l воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...
"Поэма о земле Ямальской" Авторская разработка
поэма представлена на русском и ненецком языке...
Методическая разработка «Ягоды земли Ямальской»,
В 2020 году нашему округу ЯНАО исполнилось 90-лет. И я со своими воспитанниками старшей группы и их родителями тоже не остались в стороне от этого праздника. С детьми изучали и закрепили м...
Презентация для детей 4-7 лет "Ягоды тундры - богатство земли Ямальской"
Формирование у дошкольников представлений о ягодах, растущих на Ямале, их разнообразии, значении для человека, воспитание бережного отношения к ягодным растениям....