Познавательный проект на тему: «Чудесные превращения капельки» в подготовительной группе «Солнышко».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Жбанова Марина Борисовна

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательный проект на тему: «Чудесные превращения капельки» в подготовительной группе «Солнышко » Руководители: Воспитатель: Жбанова М.Б. Учитель-логопед: Шахмаева В.А. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 2020г.

Слайд 2

«Чудесные превращения капельки» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Сроки: Среднесрочный ( 3 месяца). Участники: дети, воспитатель, логопед, родители. Реализация проекта «Чудесные превращения капельки» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей. Организация деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Слайд 3

Цель проекта Развитие познавательного интереса дошкольников к воде, как к объекту неживой природы. Расширение и конкретизация представлений детей о физических свойствах воды; развитие речевой деятельности, интеллектуальной инициативы, приобщение родителей к проектированию и реализации проекта.

Слайд 4

Задачи проекта: 1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. 2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях, дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации. 3. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. 4.Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека. 5. Научить разным способам очистки воды. 6. Воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов.

Слайд 5

Этапы работы над проектом: 1этап «Организационный» Дети, наблюдая за дождем, вспомнили о том, что дождь и снег — это разное состояние воды. В результате дальнейшей беседы о воде, дети проявили заинтересованность в дальнейшем знакомстве с физическими свойствами воды, в связи с чем, была поставлена цель и определены задачи проекта. 2 этап «Планирование работы» Определив интересы детей, был составлен план реализации проекта, создана развивающая среда, разработаны темы и содержание бесед, творческих занятий. 3 этап «Формирующий» Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.

Слайд 6

Этапы работы над проектом: 4 этап «Заключительный» Подведение итогов, анализ полученных результатов. Методы: -наблюдения; -беседы с детьми о воде; -чтение художественной литературы; -рассматривание иллюстрации; - самостоятельная художественно – эстетическая деятельность; -заучивание стихотворений; - отгадывание загадок; -проведение физ. минуток; пальчиковых, подвижных и дидактических игр; - оформление фотовыставки; - составление кроссворда по данной теме; Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.

Слайд 7

Ход проекта: 1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию (можно ли прожить без воды); 2. Обсуждение проблемы, принятие задачи: - Кому нужна вода? - Кто живёт в воде? - Где в природе встречается вода? Поэтапное решение проблемы: Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах ; 3.Проведение темы по всем образовательным областям ; 4.Экспериментальная деятельность. Викторина «КАПИТОШКИНЫ ЗАБАВЫ »; 5. Развлекательное мероприятие на открытом воздухе: «Путешествие мореплавателей»; 6 . Выставка работ детей ; 7. Практическая деятельность: «Нужна ли вода растениям ? ».

Слайд 8

Викторина «Чудесное превращение воды»

Слайд 9

Развлекательное мероприятие на открытом воздухе: «Путешествие мореплавателей»

Слайд 10

Практическая деятельность: «Нужна ли вода растениям»

Слайд 11

Фотовыставка: «Красота воды в природе»

Слайд 12

Конкурс рисунков: «Мы рисуем воду»

Слайд 13

Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям , животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг! Заключение В ходе проекта ребята сделали множество открытий, научились делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, устанавливали причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, сопереживали героям книг и мультфильмов. Работа по внедрению проектной деятельности предполагает приобретение богатейшего опыта, дает удовлетворение всем участникам проектировочного процесса, реальный результат.



Предварительный просмотр:

Познавательный проект на тему:

 «Чудесные превращения капельки»

 в подготовительной группе «Солнышко».

Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг:

Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки: среднесрочный (3 месяца).

Участники: дети, воспитатель, логопед, родители.

Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке.

       Реализация проекта «Чудесные превращения капельки» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей. Организация деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

       Актуальность проекта: Проблема ухудшения экологической обстановки в современном мире требует от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к природе. Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека, в частности. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое воспитание — это долгий путь формирования правильного отношения к природе. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

       Цель проекта: Развитие познавательного интереса дошкольников к воде, как к объекту неживой природы. Расширение и конкретизация представлений детей о физических свойствах воды; развитие речевой деятельности, интеллектуальной инициативы, приобщение родителей к проектированию и реализации проекта.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях, дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации.

3. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.

4. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.

5. Научить разным способам очистки воды.

6. Воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов.

        Ожидаемые результаты: в результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, расширится активный и пассивный словарный запас по теме (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Этапы работы над проектом:

1этап «Организационный».

       Дети, наблюдая за дождем, вспомнили о том, что дождь и снег — это разное состояние воды. В результате дальнейшей беседы о воде, дети проявили заинтересованность в дальнейшем знакомстве с физическими свойствами воды, в связи с чем, была поставлена цель и определены задачи проекта.

2этап «Планирование работы». 

       Определив интересы детей, был составлен план реализации проекта, создана развивающая среда, разработаны темы и содержание бесед, творческих занятий.

3этап «Формирующий». 

       Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.

4этап «Заключительный».

       Подведение итогов, анализ полученных результатов.

Методы:

-наблюдения;

-беседы с детьми о воде;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстрации;

- самостоятельная художественно – эстетическая деятельность;

-заучивание стихотворений;

 - отгадывание загадок;

-проведение физ. минуток; пальчиковых, подвижных и дидактических игр;

- оформление фотовыставки;

- составление кроссворда по данной теме;

- оформление информационных листов для родителей.

Ход проекта:

 1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию (можно ли прожить без воды).

 2. Обсуждение проблемы, принятие задачи. -Кому нужна вода? -Кто живёт в воде? -Где в природе встречается вода? Поэтапное решение проблемы: Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах.

3.Проведение темы по всем образовательным областям.

4.Экспериментальная деятельность.

 5. Выставка работ детей.

6.Выход: Викторина «КАПИТОШКИНЫ ЗАБАВЫ».

ПОНЕДЕЛЬНИК. Утренняя беседа: «Что мы знаем о воде?» Познавательное развитие: Тема: «Вода-источник жизни». Цель: Расширение представлений детей о воде как источнике жизни всего живого. Воспитание бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу. Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Берегите воду». Цель: Привитие бережного отношения к воде, как к источнику жизни. Развитие творческих способностей. Пальчиковая игра «Дождик»

ВТОРНИК. Утренняя беседа «Откуда берётся вода?»; Речевое развитие: Пересказ рассказа «Осенние дожди»». Цель: развивать слуховую память, артикуляционный аппарат, учить произносить текст в разном темпе и с выражением. Познавательное развитие: ФЭМП «Потерялись капельки». Цель: закреплять счёт в пределах 10, закреплять знания цветов, продолжать учить сравнивать 2 группы предметов. Пальчиковая игра «Капля раз, капля два». Дидактическая игра «Угадай-ка» (учить отгадывать загадки по теме).

СРЕДА. Утренняя беседа: «Можем ли мы прожить без воды?» Экспериментальная деятельность: «Вода в различных состояниях. Свойства воды». Цель: Наблюдение за водой в различных её состояниях (лёд, пар). Пронаблюдать свойства воды (без запаха, бесцветная, прозрачная, растворитель, текучая). Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Жители пруда». Цель: продолжать учить аккуратно вырезать мелкие детали из цветной бумаги и наклеивать на композицию.  Вечернее развлечение «Надувание мыльных пузырей». Цель: Доставление детям удовольствия, создание радостного настроения и положительного эмоционального настроя; развитие умения следить за правильностью выполнения вдоха (через нос, учить направлять струю воздуха при выдохе).

ЧЕТВЕРГ. Утренняя беседа «Осенние изменения в природе. Состояния воды» (роса, иней, лед) Речевое развитие: «Составление рассказа по картине «Круговорот воды в природе». Цель: Учить составлять рассказ по картине, развивать связную речь и последовательность, дополнять рассказ товарища. Игра-эксперимент «Тонет - не тонет» Цель: Обогащение чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира, развитие умения узнавать и называть их. Чтение сказки «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен

ПЯТНИЦА. Утренняя беседа «Что мы знаем о воде? - говорят она везде!». Художественно – эстетическое развитие: Рисование «На воде» - коллективное. Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования на поверхности воды, учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности, фантазию. Викторина «Чудесное превращение воды» (разгадывание кроссворда).  Работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудесные превращения капельки»:

 1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. (Фото на тему: «Вода – источник энергии»)

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Закрути скорее кран, чтоб не вытек океан». Воспитывать желание беречь природу, и воду как основу всего живого на Земле.

3. Выставка рисунков: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан». Развивать творчество и воображение. Мотивировать детей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьми результатами своей поисковой деятельности, придумать схему-изображение к данному эксперименту.

Викторина «Капитошкины забавы»

Цель: закреплять представления детей о воде; развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям; предупредить травматизм и несчастные случаи.  

Ход викторины: Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем будет наш с вами разговор, вы должны отгадать загадку: "Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?" (вода) Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде. Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замирает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем. Мы привыкли что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.

Сегодня мы проведём с вами викторину. Соревноваться будут две команды. Готовы к соревнованиям? Очень хорошо. Первое задание для команд: необходимо назвать, где мы можем встретить воду? Отвечать будем по очереди, за каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.

Задание 1. «Назови, где можно встретить воду» (Лужа, море, океан, река, озеро, болото, ручей, родник, водопад, водопроводный кран, колодец; дождь, снег, град, пар, туман.)

Воспитатель. А сейчас каждая команда должна загадать команде соперников загадки про воду.

Задание 2. Загадывание загадок о воде 1 команда. 1) Шёл долговяз, В сыру землю увяз (дождь).

2) Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло (снег).

3) Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт, Заплачет она и умрёт (сосулька).

4) Бегу я как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня (ручеёк).

5) Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная (озеро).

2 команда. 1) Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле (дождь). 2) Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал (снег).

3) Сели детки на карниз И растут всё время вниз (сосульки).

4) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка (ручеёк).

5) Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги (болото). Воспитатель. Кто мне скажет, какими свойствами обладает вода? Дети. Не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеет постоянной формы, растворяет некоторые вещества. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает схемы со свойствами воды.)

Воспитатель. Третье задание для вас будет состоять в том, чтобы доказать, действительно ли, вода не имеет постоянную форму и растворяет некоторые вещества.

Задание 3. Опыты с водой:

1 опыт. Наливание воды в разные сосуды.

2 опыт. Растворение в воде сахара, соли.

 Воспитатель. Молодцы! Доказали все утверждения. А почему вы сказали, что в воде растворяются лишь некоторые вещества, ведь у вас и соль, и сахар растворились? Что не растворяется в воде? (Песок, земля, глина.)

Провести опыты. Воспитатель: Смотрите, песок осел на дне баночки. Часть земли и глины растворились в воде, а часть так же осела на дне. Мой следующий вопрос для участников викторины: какие три состояния воды вы знаете?

Дети. Жидкое, твердое, газообразное.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки о всех состояниях воды, а вы должны их отгадать.

Задание 4. Назвать состояние воды, отгадав загадку:

1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река).

2. Его полным-полно зимой. Так скользко - не дойдешь домой. На речках и прудах встает прозрачный, хрупкий, чистый … (лёд).

3. Много этого добра возле нашего двора, А рукою не возьмешь и домой не принесёшь (туман).

А теперь ответьте, вода в реке находится в каком состоянии? Дети. В жидком.

Воспитатель. Какое состояние принимает вода, когда превращается в лёд?

Дети. Твёрдое.

Воспитатель: Какое состояние имеет вода, когда мы видим её в виде тумана? Дети. Газообразное.

Воспитатель: Где еще можно увидеть пар? Дети. Над кипящим чайником.

Воспитатель: Верно. А теперь следующее задание нашей викторины: необходимо назвать, какую пользу приносит человеку вода.

Задание 5. «Назови, какую пользу приносит человеку вода» . Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, знаете, чем полезна для нас вода. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды! Но вы знаете, что вода может и навредить человеку? Дети. Нет.

Подведение итогов викторины.

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Чудесный мир насекомых" для детей подготовительной группы

Презентация на тему "Чудесный мир насекомых" для детей подготовительной группы.О жизни насекомых....

Открытое занятие в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Чудесная капелька»

Сформировать у детей знания о значении воды для всех живых существ, без воды не могут жить растения, животные, человек. Воспитать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого...

Конспект организованной образовательной деятельности тему: «Чудесные свойства воздух» для воспитанников подготовительной группы

Конспект  организованной  образовательной деятельности тему: «Чудесные свойства воздух»  для воспитанников подготовительной группы  Цель: Ознакомление детей со спо...

Познавательный проект для детей с нарушениями слуха в подготовительной группе "Огород на окне"

Важно приучать наших ребятишек  с детства любить и наблюдать природу,  учить их стремиться создать что - то важное и интересное своими руками. В этом нам может помочь огород на окне в детско...

ООД по ознакомлению с окружающим миром "Волшебные превращения капельки" ( вторая младшая группа)

Цель: Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования. Развивать представления о свойствах воды...

Познавательно - исследовательский проект "Он пушистый, серебристый, станет капелькою чистой". (подготовительная к школе группа)

Познавательно -  исследовательская деятельность особенна тем, что ребёнок познаёт объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперемент - интересное слово,Это...