Конспект НОД «Путешествие в сказочный лес к эколятам Елочке, Умнице, Шалуну и Тихоне»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бирко Ольга Васильевна

Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnyy_les_k_ekolyatam_elochke.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности (экология)

на тему:  «Путешествие в сказочный лес к эколятам Елочке, Умнице, Шалуну и Тихоне»

для детей подготовительной группы

                                                                   Воспитатель : Бирко О.В.

                                                                                                                                                                             

С. Александровское

2021г.

Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

Познавательные задачи:

  1. Актуализировать знания детей об экологических проблемах планеты Земля;
  2. Дать возможность применить на практике полученные знания о  правилах поведения в природе;
  3.  Расширить знания детей об опасности загрязнения воды через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,  а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  2. Развивать способность  контролировать свои движения и управлять ими  средствами физкультуры и спорта.

Воспитывающие задачи: 

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы

 Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование театрализации.

 Материалы и оборудование: ноутбук, МП 3 – «голос Земли», «Стук сердца», «Звуки леса», М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра», слайд - картинка планеты Земля,  проектор, магнитная доска, макеты березы и елочек, гнездо, воробьи из ниток, оформление полянок:  «Лесной ручеёк»,  «Полянка цветов», «Лес»,  эмблемы «Правила поведения в лесу»,  емкость, наполненная водой, корабль, нефть( черная тушь с маслом ), стаканчики с воронками. (в воронках песок, ватный диск) – на каждого,  контейнеры с водой, влажные салфетки, перышки, стаканчики с нефтью (или смесь туши с маслом)- на каждого, пакет мусора .На каждого - полоски черной бумаги, крылышки, контейнеры от киндер сюрпризов, черные и красные фломастеры для прорисовки глазок и рта,  улей.

Ход  НОД:

  1.  Вводная часть — 6 минут  

а) Приветствие- девиз «Мы, ребята- дошколята!»

б) Сюрпризный момент «Голос Земли»;

в) «Хотим стать эколятами»

в) Игра «Если я приду в лесок» 

  1. Основная часть — 20 минут.

а) Полянка «Лес»

  1. Загадки Умницы
  2. Проблемная ситуация «Птенчик выпал из гнезда»
  3. Дыхательная гимнастика

 б) Полянка «Ручеёк»

  1. Игра «Ответь быстро»
  2. Проблемная ситуация «Экологическая катастрофа»
  3. Эксперимент №1.
  4. Эксперимент №2.

в) «Полянка цветов»

  1. Игра «Сортировка»
  2. Творческая работа  по образцу. Развешивание пчелок возле улья
  3. Флешмоб «Мы природы дети!»
  1. Заключительная часть — 4  минут.

1) анализ НОД.

  1. Вводная часть 

 а)Приветствие- девиз «Мы, ребята- дошколята!»

Воспитатель: Наш день начинается с первого солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!» («Добрый день!»)

     Протяните руки вперед и соедините их в центре круга.  Тихо постойте и почувствуйте себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!  (садятся на стульчики)

б)Сюрпризный момент «Голос Земли»

Звук мп3: стук сердца

Что это? (стучит сердце)

Слайд: Картинка планеты Земля. МП3: Голос Земли

Я - Земля! Я – Земля! Я – Земля!

Устала я! Сердце мое стучит все громче!

               Земляне! Вы слышите меня?

Придите на помощь!

Воспитатель:  Почему  Земля зовет на помощь?  (Планета Земля в опасности. Планета Земля заболела.)

Чтобы  наша планета Земля  не звала на помощь, была бы всегда  здоровой, люди должны беречь и охранять природу, дружить с ней. И этим занимаются экологи.

Кто такие экологи? (Экологи – это люди, которые охраняют природу, защищают ее.)

А вы хотите стать юными экологами (эколятами),  и помочь нашей планете? (согласие детей)

Но помните! Эколенком чтобы стать,

       Нужно правил много знать!

Нам будут помогать веселые сказочные герои «Эколята» : Шалун, Тихоня, Умница и Елочка - это жёлуди- эколята..  А чтобы найти их,  мы должны отгадать загадку:

         Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

         Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

         Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

        Что же это, ребята,  за богатырь?  (Лес)

Правильно. Наши сказочные герои: Шалун, Тихоня, Умница и Елочка  очень любят природу  и заботятся о ней. Они живут в лесу. И сегодня мы отправляемся в  гости к эколятам.

(На стене висят эмблемы : «Не сори», «Не шуми», «Не губи»)

Но сначала вспомните, чего нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя сорить, шуметь, ломать ветки, топтать растения и т.д.) Верно. Сейчас поиграем в игру «Если я приду в лесок».  Если поступок хороший, говорим «да» и хлопаем в ладоши, если плохой, то все вместе говорим «нет» и топаем ножками!

Игра «Если я приду в лесок» 

Если я приду в лесок и сорву ромашку? («Нет», топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? («Нет», топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? («Да», хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? («Да», хлопают)

Если разведу костёр, а тушить не буду? («Нет», топают)

Если сильно насорю, а убрать забуду? («Нет», топают)

Если мусор уберу, банку закопаю? («Да», хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! («Да», хлопают)

Молодцы! Правила поведения в лесу вы знаете, тогда  мы отправляемся с вами  в сказочный лес .

II. Основная часть

МП3 М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра»  идут змейкой к 1 полянке)

а) полянка  «Лес»

(Стоит макет березы, искусственные елочки. На елочке гнездо, под елочкой – птенчик, прикрытый.  Девочка в костюме «Умницы»)

МП3  «Звуки леса»

Вот перед нами  чудесная полянка «Лес»!  Кто же нас здесь встречает?

Умница:

Здравствуйте, ребята!

Я - Умница-красавица,

Отличница лесная.

Я много интересного

Про всё на свете знаю.

Воспитатель: Умница - очень серьезная девочка, ответственная. Она любит зверей и всегда им помогает. Поэтому хочет узнать, знаете ли вы животных леса?

а) Загадки Умницы:

  1. Раз гуляли мы в лесу и увидели (лису);
  2. А в кусточке, угадай-ка, длинноухий серый (зайка);
  3. Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк, да щёлк. Очень страшный серый (Волк);
  4.  Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками (Ёж);
  5. Кто лесной хозяин строгий, а зимою спит в берлоге? (Медведь);
  6. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам, он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом (Белка).

б) Ситуация «Птенчик выпал из гнезда»

(Убирается укрытие с птенчика)

Умница: Ой, ребята, посмотрите, из гнезда выпал птенчик!

Воспитатель: Бедный птенчик! Как же ему помочь? (Нужно посадить его в гнездо (Дети поднимают воробышка и садят его в гнездо))

 Этот птенчик маленький воробушек. Кто его мама?(мама Воробьиха) А папа? (папа Воробей)

Кого не хватает птенчику? (Птенчику не хватает его мамы и папы)

в) Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Они, наверное, очень далеко и не знают в какую беду попал их сынок. Как же нам их позвать? (Надо покричать «АУ!»)

 Давайте мы наберем воздуха, задержим дыхание  и дружно крикнем «АУ» (кричат «АУ»)

Родители  воробышка услышали нас и прилетели (Умница подсаживает в гнездо двух птичек)

Умница: «Спасибо вам, ребята!»

Воспитатель:  А мы продолжаем наш путь к следующему эколенку

МП3 М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра» идут к полянке «Лесной ручеек»

б) Полянка «Ручеёк»

МП3 Фонограмма «Журчание ручья».

Воспитатель: Мы пришли с вами к лесному ручейку. Здесь живет эколенок Ёлочка .

Ёлочка: Здравствуйте, ребята!

                Я - Ёлочка весёлая

                Люблю играть с друзьями,

                И с вами непременно

                Я тоже поиграю.

  1. Игра  «Ответь быстро!»
  1. Кому нужна вода? (Вода нужна животным, растениям, птицам, рыбам)
  2. Как растения получают воду? ( Вода к растениям поступает через корни)
  3. А всегда ли человек бережно относится к воде? (Нет)
  4. Почему нельзя засорять воду?  (Ответы детей)

(На столике стоит большая емкость, наполненная водой.  На воде корабль. Вокруг разлитая нефть)

Восптатель: Подойдите все ко мне и внимательно рассмотрите проблемную ситуацию, которая произошла на воде. Это называется «Экологической катастрофой».

  1. Проблемная ситуация : Проходящий по воде  нефтяной танкер потерпел аварию, и нефть вылилась на поверхность. На эту поверхность садятся водоплавающие птицы. Какая опасность подстерегает  их? (Дети высказывают свои предположения)

(Для экспериментирования подготовлены столы, контейнеры с водой, влажные салфетки, перышки, стаканчики с нефтью (или смесь туши с маслом) для каждого.)

  1. Эксперимент №1.Давайте проведем эксперимент с нефтью. Пройдите на свои места.
  1. В контейнер с водой добавьте  нефть. (капают по несколько капель нефти)
  2. Какая стала вода? (Вода стала грязная. На воде появилась черная пленка))
  3. Потрогайте пальчиком эту воду. Что стало с пальцем? (Высказывания детей об ощущении) Смогут ли рыбы жить в такой воде? Почему?
  4. Возьмите перо. Какое оно? (Легкое, нежное)
  5. Представьте, что это ваша птичка. А теперь слегка намочите перышко в грязной воде.  Какое стало перышко? (Перышко стало тяжелое, кончики все слиплись)

Вывод: Что случится с птицей, которая сядет на такой водоем? Сможет ли она взлететь? (Перышки у птицы все слипнутся, станут тяжелыми. Птица не сможет взлететь и погибнет))

  1. Эксперимент №2. (Стаканчики с воронками. В воронках песок, ватный диск)

Как же нам эколятам очистить такую воду, чтобы птицы, рыбы не погибали?У экологов есть много современных способов очистки воды. Мы с вами проведем самый простой способ очистки.

 Итак, эколята, приступаем к очищению воды

  1. Возьмите стаканчики с воронкой. Что лежит в воронке? (В воронках лежат песок и вата)
  2. Аккуратно перелейте грязную воду в стаканчик с воронкой и песком
  3. Что произошло с водой? (Вода стала чистой. Исчезла жирная черная пленка)
  4. Какой вывод вы можете сделать? ( Если на воде произошел разлив нефти,  то экологи эту воду очищают.  Такая ситуация называется «Экологическая катастрофа»

Елочка: Спасибо вам, ребята, за помощь!

 А мы идем дальше

МП3 Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра» идут к полянке цветов

в)  «Полянка цветов»    

((На полянке сидят грустные Шалун и Тихоня, среди цветов на полянке везде лежит мусор)

Воспитатель: Мы пришли на «Полянку цветов» . Кто же нас здесь встречает?

Шалун:  

Я - Шалун озорной,

Любознательный такой,

Игр много, дети, знаю,

С вами в них я поиграю. 

Но сейчас мне грустно очень!

 Мусор кто-то накидал,

Все цветочки наказал

Тихоня: Дима

Я - Тихоня - младший брат.

Всех вас видеть очень рад!

Очень рад я встрече с вами,

Встрече с добрыми друзьями!

Помогите нам, друзья,

Мусор убирать пора!

Поможем  Шалуну и Тихоне  навести порядок на полянке? (Да, поможем) 

  1. Игра «Сортировка»

Шалун: Спасибо, ребята, вы нам очень помогли!

Тихоня: Ребята, посмотрите!

               Домик маленький на елке,

               Дом для пчел, а где же пчелки?

               Надо нам постучать, 1,2,3,4,5

Воспитатель: Действительно, ребята. На дереве висит пчелиное гнездо, а пчелок нет. Видать напугали их туристы. Давайте из этого мусора,  контейнеров от киндер сюрпризов,  сделаем пчелок.

(На столе лежат полоски черной бумаги, крылышки, контейнеры от киндер сюрпризов, черные и красные фломастеры для прорисовки глазок и рта)

  1. Творческая работа  по образцу. Развешивание пчелок возле улья  (на заранее приготовленные липучки)

Шалун: Спасибо, ребята! А мы  приглашаем вас  на веселый флешмоб «Дети природы»!  

  1. Мп3   Флешмоб «Мы природы дети!»

Воспитатель: А сейчас глаза закрыли, в садик вновь мы угодили

III.         Заключительная часть

 Ну, вот мы с вами снова в саду.

  1. С кем вы познакомились? Кто такие эколята? Кто такие экологи?
  2. Что нельзя делать в лесу? (На магнитной доске эмблемы «Правила поведения в лесу»)
  1. Нельзя  в  лесу  шуметь!        
  2. Не ломать  ветки  и  не рубить деревья! 
  3. Не  разводить  костры!
  4. Не  мусорить!
  5. Бить  бутылки!
  6. Не уносить из леса  птенцов  птиц!
  7. Не разорять  муравейники!
  8. Не  рвать  редкие  цветы!)
  1. Что такое «Экологическая катастрофа»?

(дети уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Путешествие на сказочную поляну"

конспект развлечения во 2 мл. группе...

Конспект НОД "Путешествие в сказочный лес"

Конспект НОД составлен в соответствии с ФГТ. Форма проведения образовательной деятельности игра-путешествие. ...

Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес»

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой мордовского народа с использованием театральной игры для средней группы....

Конспект НОД Путешествие в сказочный лес

Коснспект НОД на тему "Путешествие в сказочный лес"...

Конспект занятия "Путешествие в сказочный лес"

Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес»   Цель: Совершенствовать умение детей рисовать ежей, формировать умение создавать выразительный образ. Расширять знания о животных. Развивать связ...

Конспект занятия: "Путешествие в сказочный лес"

Закрепить знания детей о русских народных сказках....