Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Животные Крайнего Севера»
Подготовила:
Клименко А.Н.,
Воспитатель.
Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, пингвин, северный олень, тюлень, морж; закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;
-Продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, сохранение пингвинами яиц)
-Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; накапливают жир).
Развивающие:
-Развивать интерес к познавательным видеофильмам о животных
-Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.
-Формировать умение применять полученные знания на практике.
-Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
-Развивать коммуникативные способности;
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
-Воспитывать доброжелательные отношения в игровом общении со сверстниками.
Материал: иллюстрации с изображением животных, дидактическая игра «Найди пару».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
В: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: Сейчас время года зима.
В: Назовите приметы зимы.
Д: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло).
В: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Ответы детей).
В: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно. Ребята, что такое север?
Д: Север – это часть света.
В: Добраться до северного полюса можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
В: ребята, вы хотите отправиться со мной в необычное путешествие, на Северный полюс?
Д: да, хотим.
В: Путь предстоит не ближний, что нам нужно для путешествия взять с собой?
Д: теплую одежду, карту, компас...
В: теперь мы готовы, отправляемся в путь!
Дети встают в круг: Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись.
В: Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?
Д: На севере долгая и холодная зима, а лето короткое.
В: Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся.
Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
В: ой, смотрите, там, на льдине, кто-то есть!
Он гуляет в белой шубке
И играет с нами в жмурки
Прячет черный носик свой.
Догадайся, кто такой?
Д: белый медведь.
В: правильно, это белый медведь. Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Д: шуба его белая и снег белый.
В: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
В: Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
В: к нам приближается еще одна льдина, кто на ней?
Он коричневого цвета
И не знает, что есть лето,
Потому, что круглый год
Он на Севере живет.
У него еще есть бивни.
Бивни острые, как нож
Ну конечно, это...
Д: морж.
В: Посмотрите, что есть у моржа. У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Морж – большое животное. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Д : Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
В: Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
В: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же можно запрячь в санки, отгадайте.
Он вездеход, он пароход
И к тому же самолет!
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
В: Да, дети, это благородные олени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных?
Д: Рога.
В: Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
В: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени?
Д: Мхом, травой.
В: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами.
Физминутка
« У оленя дом большой»
В: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Д: тюлень
В: правильно, тюлень - прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему? Ответы детей.
В: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин.
В: Двигаемся дальше! Ребята, кто это?
В: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвин снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды. Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.
Смело приходят к морякам и полярникам в гости.
Игра «Узнай «северные» слова».
В.: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «СЕВЕРНЫЕ», вы хлопните.
Снег, ледник, жара, морж, холод, цветок, льдина, снежинка, колокольчик, северный олень, радуга, северное сияние и т.д.
В.: Молодцы все внимательно слушали. Ребята, я к нашему путешествию подбирала картинки с изображением животных крайнего севера, но кто - то решил подшутить и перепутал картинки. Помогите навести порядок.
Игра «Подбери пару».
В: А, каких еще животных и птиц, живущих в холодных странах, вы знаете?
Д: полярная сова, полярный волк, песец.
В: Молодцы. А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой, давайте закроем глаза, сосчитаем от 10 до 1.
Итог:
В: Вот мы и дома, ребята вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.
Ответы детей.
В: Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Белый медведь, морж и северный олень - занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Животные Севера и жарких стран".
В данном конспекте НОД закрепляются знания детей о животных Севера и жарких стран (обогащается и активизируется словарь детей в названии этих животных, особенностях их места жительства, сходство и раз...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера»
Конспект поможет развить любознательность у детей через формирования представлений об образе жизни животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....
Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: « Путешествие на Крайний Север»
Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: « Путешествие на Крайний Север» для детей средней группы...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"
Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север"
Цель: Способствовать формированию учебно–познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений об условиях жизни на Севере.Задачи: - продолжать знакомить и углублять знани...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера»
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера»Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных севера.Задачи:Познакомить детей с белы...