Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.
Цель занятия: расширение представления детей о многообразии животных севера, их особенностях, среде обитания и образе жизни через исследовательско-практическую деятельность.
Все задания и игры разработаны согласно ФОП с учетом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_teme_zhivotnye_severa.docx | 904.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе
на тему: «Путешествие к Северному полюсу»
Составил педагог: Крутикова О.В.
Цель: расширение представления детей о многообразии животных севера, их особенностях, среде обитания и образе жизни через исследовательско-практическую деятельность.
Задачи:
- продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы их свойств и качеств;
- продолжать развивать умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания;
- продолжать воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться о них;
- создать условия для проявления инициативы в общении и деятельности;
- учить самоконтролю и взаимоконтролю результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками.
Предварительная работа: беседа «Как животные приспособились к зиме»; рассматривание серии картин с природой и животными севера; дидактические игры «Кто где живёт?», «Отгадай животное», «Кто что ест?»; загадки о животных севера, рассматривание глобуса, чтение сказки В.С.Калинина «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова», просмотр мультфильма «Умка».
Оборудование:
- интерактивная доска (1 шт),
- глобус (1 шт),
- макет с изображением природы северного полюса и фигурки животных севера, см.Приложение 1
- пиктограммы (4 шт.) см.Приложение 2
- карточки для игры «Найди, кто спрятался» (12 шт) см.Приложение 3,
- фонарики (12 штук),
- фиксационные карты (12 штук) см.Приложение 4,
- емкости с водой (2 шт.),
- перья, жирный крем, бумажные салфетки.
Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Этап | Деятельность педагога | Самостоятельная деятельность детей | Время |
Организационный момент Мотивационный этап. Введение в проблему | Звенят колокольчики. Дети собираются на занятие, садятся на стульчики полукругом. - Посмотрите, ребята, какую новость я увидела сегодня по телевизору (показывает на интерактивной доске «Новости Санкт-Петербурга» – «У детского сада №30 был замечен белый медвежонок»). Вопросы педагога и ответы детей: - Как вы думаете, как медвежонок попал сюда? - Может ли один маленький медвежонок выжить без взрослого рядом? - Давайте поможем медвежонку отыскать свою маму – белую медведицу. В какой точке земного шара проживают белые медведи? Посмотрите на глобус. - Знаете ли вы, сколько полюсов на земном шаре? - На каком полюсе обитают белые медведи? - Кто из вас знает, где находится Северный полюс – Арктика? | Совместная деятельность детей | 3 мин. |
Основной этап | - Ребята, предлагаю вам вспомнить, какие животные живут в Арктике. Отгадаем загадки о животных, которых мы можем встретить на Северном полюсе. А для этого нам понадобятся наши бинокли Пиктограммы «Животные Севера» (белый медведь, морж, северный олень, полярная сова) - Посмотрите, у нас есть макет Арктики. Но чего-то на нем не хватает. Давайте посмотрим видео и подумаем, что мы можем добавить на макет. (Педагог подводит детей к макету с изображением Северного полюса и некоторыми животными, обитающими на нем.) - Каких животных мы можем с вами встретить в Арктике? (северный олень, кит белуха, полярный волк, полярный заяц) - Ребята, вы обратили внимание, что некоторые животные спрятались, давайте найдем их, возможно, среди них и мама для нашего медвежонка найдется. (подводит детей к двум столам, на которых лежат разрезанные картинки морж и тюлень) (Дети садятся за 2 стола. Собирают разрезные картинки.) Соберите картинку, и мы узнаем, каких животных еще нет на нашем макете. (Перед каждым ребенком – разрезная картинка, на одном столе – тюлень, на другом – морж). | Совместная деятельность детей. Дети берут бинокли, рассматривают пиктограммы и разгадывают их. Дети смотрят презентацию об Арктике. Дети дополняют макет льдинами, мхом, северным сиянием Дети отвечают и помещают отсутствующие на макете фигурки животных на макет. Совместная деятельность детей | 2 мин. 2 мин 1 мин |
1 команда - Ребята, назовите части тела тюленя? (обтекаемое тело, широкая шея, маленькие ушки, вместо лап – ласты) - Зачем тюленю ласты? (чтобы плавать и нырять) - Почему тюленю нужно очень хорошо плавать? (он питается рыбой) - Вы знаете, что детеныш тюленя называется белек, как вы думаете, почему? 2 команда - Морж — это ближайший родственник тюленей. Длина его тела 3 метра, а вес около тонны. Назовите части тела тюленя. Как вы думаете ребята, для чего моржу такие клыки? (Морж использует их в боях. И еще, чтобы выбраться на лед для отдыха. Чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.) - Давайте сравним, ребята, чем похожи, а чем отличаются морж и тюлень. Ответы детей. (размер, клыки) (Педагог предлагает детям разместить фигурки тюленя и моржа на макете) | Самостоятельная деятельность детей
| 2 мин. 2 мин 1 мин | |
- Посмотрите, а тут кто то спрятался. Возьмите фонарики. Подсветите и скажите, кто спрятался. Педагог проводит игру «Найди, кто спрятался» (с фонариками) На картинке изображена белая сова, в момент охоты на мышь. - Как вы думаете, ребята, что помогает полярной сове быть отличным охотником? Дети отвечают: - Острое зрение, тонкий слух, мощные когти, бесшумные крылья, подвижность шеи. - Вот и еще один северный житель вернулся. (Помещает картинку с изображением совы на макет) | Самостоятельная деятельность детей. | 1 мин. | |
Физкультминутка | Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи) Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями) Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх) Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша») И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны) Зверей ты здесь почти не встретишь (ставят ладонь козырьком над глазами) И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками) Лишь мишка, белый, словно иней, Хозяин ледяной пустыни. (Переступают с ноги на ногу, руки на поясе) | Совместная деятельность детей | 1 мин. |
- Давайте посмотрим на экран. (Педагог включает познавательное видео о белых медведях.) Дети садятся на стульчики перед экраном. | Совместная деятельность детей | 2 мин. | |
- Ребята, а почему медведь и другие животные севера не покрываются льдом и не замерзают в холодной воде, ведь там сильный мороз? - А как проверить верно ли наше предположение? (Ответы детей) (Педагог подводит детей к столам. На столах емкости с водой, жирный крем, перышки, карты фиксации эксперимента на каждого ребенка). Опыт №1. Кожа рук, смазанная жиром – покрылась капельками воды. Легко встряхнув рукой, их можно удалить. Вывод: Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного жира и поэтому они не намокают. (Дети проводят опыт и фиксируют вывод в картах). Опыт №2. «Загадочное пёрышко». Опустив пёрышко в воду, дети убедились, что оно в воде не тонет и остаётся какое- то время сухим. Вывод: перо у птиц так же смазано тонким слоем жира и поэтому птицы, ныряющие в воду за рыбой, остаются сухими. - Так какой вывод мы можем сделать, верно ли было наше предположение? - А вот и белая медведица нашлась, давайте вернем ее, и медвежонок обрадуется. (помещают изображение белого медведя на макет) - Посмотрим последние новости из Санкт-Петербурга. (Видео на экране. Белый медвежонок убегает с мамой.) - Пока мы с вами изучали животных, медвежонок добрался до Северного полюса и нашел свою маму. | Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. | 5 мин. 1 мин | |
- Вы очень хорошо занимались, ребята, я уверена, что вы легко справитесь с моим заданием Интерактивная игра. «Классификация Животные Севера и Животные жарких стран» (Дети по очереди выходят к интерактивной доске, выполняют задание.) | Самостоятельная деятельность детей. | 2 мин. | |
Заключительный этап | - Ребята, сколько бывает полюсов? Где они находятся на глобусе? Какие животные встретились нам сегодня на занятии? Почему животным севера не холодно? (Ответы детей) Вы очень старались, поэтому у меня для вас сюрприз от белых медведей на память о нашем путешествии. (раскраски/наклейки) | Совместная деятельность детей | 1 мин. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Опыт 1 Опыт 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...