Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крутикова Ольга Васильевна

Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.

Цель занятия: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и образе жизни через исследовательско-практическую деятельность.

Все задания и игры разработаны согласно ФОП с учетом возрастных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей  группе

на тему: «Путешествие к Северному полюсу»

Составил педагог:  Крутикова О.В.

Цель: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и образе жизни через исследовательско-практическую деятельность.

Задачи:

- продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы их свойств и качеств;

- продолжать развивать умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания;

- продолжать воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться о них;

- создать условия для проявления инициативы в общении и деятельности;

- учить самоконтролю и взаимоконтролю результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками.

Предварительная работа: беседа «Как животные приспособились к зиме»; рассматривание серии картин с природой и животными севера; дидактические игры «Кто где живёт?», «Отгадай животное», «Кто что ест?»; загадки о животных севера, рассматривание глобуса, чтение сказки В.С.Калинина «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова», просмотр мультфильма «Умка».

Оборудование:

- интерактивная доска (1 шт),

- глобус (1 шт),

- макет с изображением природы северного полюса и фигурки животных севера, см.Приложение 1

- пиктограммы (4 шт.) см.Приложение 2

- карточки для игры «Найди, кто спрятался» (12 шт) см.Приложение 3,

- фонарики (12 штук),

- фиксационные карты (12 штук) см.Приложение 4,

- емкости с водой (2 шт.),

- перья, жирный крем, бумажные салфетки.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Этап

Деятельность педагога

Самостоятельная деятельность детей

Время

Организационный момент

Мотивационный этап. Введение в проблему

Звенят колокольчики.  Дети собираются на занятие, садятся на стульчики полукругом.

- Посмотрите, ребята, какую новость я увидела сегодня по телевизору (показывает на интерактивной доске «Новости Санкт-Петербурга» – «У детского сада №30 был замечен белый медвежонок»).

Вопросы педагога и ответы детей:

- Как вы думаете, как медвежонок попал сюда?

- Может ли один маленький медвежонок выжить без взрослого рядом?

- Давайте поможем медвежонку отыскать свою маму – белую медведицу.

В какой точке земного шара проживают белые медведи? Посмотрите на глобус.

- Знаете ли вы, сколько полюсов на земном шаре?

- На каком полюсе обитают белые медведи? - Кто из вас знает, где находится Северный полюс –  Арктика?

Совместная деятельность детей

3 мин.

Основной этап

- Ребята, предлагаю вам вспомнить, какие животные живут в Арктике. Отгадаем загадки о животных, которых мы можем встретить на Северном полюсе. А для этого нам понадобятся наши бинокли

Пиктограммы «Животные Севера» (белый медведь, морж, северный олень, полярная сова)

- Посмотрите, у нас есть макет Арктики. Но чего-то на нем не хватает. Давайте посмотрим видео и подумаем, что мы можем добавить на макет.

(Педагог подводит детей к макету с изображением Северного полюса и некоторыми животными, обитающими на нем.)

- Каких животных мы можем с вами встретить  в Арктике? (северный олень, кит белуха, полярный волк, полярный заяц)

- Ребята,  вы обратили внимание, что некоторые животные спрятались, давайте найдем их, возможно, среди них  и мама для нашего медвежонка найдется. (подводит детей к двум столам, на которых лежат разрезанные картинки морж и тюлень)

(Дети садятся за 2 стола.  Собирают разрезные картинки.)

Соберите картинку, и мы узнаем, каких животных еще нет на нашем макете.

 (Перед каждым ребенком – разрезная картинка, на одном столе – тюлень, на другом – морж).

Совместная деятельность детей. Дети берут бинокли, рассматривают пиктограммы и разгадывают их.

Дети смотрят презентацию об Арктике.

Дети дополняют макет льдинами, мхом, северным сиянием

Дети отвечают и помещают отсутствующие на макете фигурки животных на макет.

Совместная деятельность детей

2 мин.

2 мин

1 мин

1 команда

- Ребята, назовите части тела тюленя?

(обтекаемое тело, широкая шея, маленькие ушки, вместо лап – ласты)

- Зачем тюленю ласты?

(чтобы плавать и нырять)

- Почему тюленю нужно очень хорошо плавать? (он питается рыбой)

- Вы знаете, что детеныш тюленя называется белек, как вы думаете, почему?

2 команда

- Морж — это ближайший родственник тюленей. Длина его тела 3 метра, а вес около тонны. Назовите части тела тюленя.

Как вы думаете ребята, для чего моржу такие клыки?

(Морж использует их в боях. И еще, чтобы выбраться на лед для отдыха. Чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков. Морж может съесть  3000 моллюсков в день.)

- Давайте сравним, ребята, чем похожи, а чем отличаются морж  и тюлень.

Ответы детей. (размер, клыки)

(Педагог предлагает детям разместить фигурки тюленя и моржа на макете)

Самостоятельная деятельность детей

 

2 мин.

2 мин

1 мин

- Посмотрите, а тут кто то спрятался. Возьмите фонарики. Подсветите и скажите, кто спрятался.

Педагог проводит игру «Найди, кто спрятался»

 (с фонариками)

На картинке изображена белая сова, в момент охоты на мышь.

- Как вы думаете, ребята, что помогает полярной сове быть отличным охотником?

Дети отвечают:

- Острое зрение, тонкий слух, мощные когти, бесшумные крылья, подвижность шеи.

- Вот и еще один северный житель вернулся.  (Помещает картинку с изображением совы на макет)

Самостоятельная деятельность детей.

1 мин.

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются,

поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней,

Хозяин ледяной пустыни. (Переступают с ноги на ногу, руки на поясе)

Совместная деятельность детей

1 мин.

- Давайте посмотрим на экран. (Педагог включает познавательное видео о белых медведях.)

Дети садятся на стульчики перед экраном.

Совместная деятельность детей

2 мин.

- Ребята, а почему медведь и другие животные севера  не покрываются льдом и не замерзают в холодной воде, ведь там сильный мороз? 

- А как проверить верно ли наше предположение?  (Ответы детей)

(Педагог подводит детей к столам. На столах емкости с водой, жирный крем, перышки,  карты фиксации эксперимента на каждого ребенка).

Опыт №1. Кожа рук, смазанная жиром – покрылась капельками воды. Легко встряхнув рукой, их можно удалить. Вывод: Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного жира и поэтому они не намокают. 

(Дети проводят опыт и фиксируют вывод в картах).

 Опыт №2. «Загадочное пёрышко».  Опустив пёрышко в воду, дети убедились, что оно в воде не тонет и остаётся какое- то время сухим. Вывод: перо у птиц так же смазано тонким слоем жира и поэтому птицы, ныряющие в воду за рыбой, остаются сухими.

- Так какой вывод мы можем сделать, верно ли было наше предположение?

- А вот и белая медведица нашлась, давайте вернем ее, и медвежонок обрадуется. (помещают изображение белого медведя на макет)

- Посмотрим последние новости из Санкт-Петербурга. (Видео на экране. Белый медвежонок убегает с мамой.)

- Пока мы с вами изучали животных, медвежонок добрался до Северного полюса и нашел свою маму.

Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей.

5 мин.

1 мин

- Вы очень хорошо занимались, ребята, я уверена, что вы легко справитесь с моим заданием

Интерактивная игра. «Классификация Животные Севера и Животные жарких стран»

(Дети по очереди выходят к интерактивной доске, выполняют задание.)

Самостоятельная деятельность детей.

2 мин.

Заключительный этап

- Ребята, сколько бывает полюсов? Где они находятся на глобусе? Какие животные встретились нам сегодня на занятии? Почему животным севера не холодно?  (Ответы детей)

Вы очень старались, поэтому у меня для вас сюрприз от белых медведей на память о нашем путешествии. (раскраски/наклейки)

Совместная деятельность детей

1 мин.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

      Опыт 1                              Опыт 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...