Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: "Твёрдое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дегтярева Галина Михайловна

Программное содержание:

Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.

Познакомить детей с материалами: деревом, керамикой, стеклом и пластмассой, помочь выявить их свойства на основе сравнения.

Учить различать, находить и называть предметы из дерева, керамики, стекла и пластмассы в ближайшем окружении.

Развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход; умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: твёрдое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево.

Программное содержание:

Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.

Познакомить детей с материалами: деревом, керамикой, стеклом и пластмассой, помочь выявить их свойства на основе сравнения.

Учить различать, находить и называть предметы из дерева, керамики, стекла и пластмассы в ближайшем окружении.

Развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход; умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Ход занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они изготовлены, из каких материалов? (ответы и размышления детей)
Я предлагаю вам отгадать загадки о различных материалах.

Не тону.

С топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь -От огня берегусь. (Дерево)
Могу быть прозрачной,
Могу быть цветной.
Воды не боюсь,
Огня стерегусь.
(Пластмасса)

Тяжелое, холодное.

 На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит не льется,

А ударишь - разобьется.

(Стекло)

А вы хотите узнать о свойствах этих материалов? (ответы детей)

Ребята, я хочу предложить вам путешествие в необычную сказку, которую вы еще никогда не слышали. Сказка эта про трех друзей и она поможет нам узнать свойства стекла, дерева и пластмассы.

2. Сказка.

Жили-были три друга – стекло, керамика,  дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход.

Идут они, а на пути у них встречается препятствие- речка.

Как вы думаете, смогут ли стекло, керамика, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент.

  1. «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные, керамические, пластмассовые и стеклянные предметы в воду.
Дети опускаю материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический и керамический  бруски сразу утонули? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; стекло и керамика - тяжелые, они утонули.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить керамич.  и стеклян., они не утонут).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.

Встречают следующее препятствие- огонь.
Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет со стеклом, если оно попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.

2.«Горит - не горит»

Воспитатель называет предметы, а дети говорят -горит-не горит.

Так как, Керамика не горит, она помогла перебраться своим друзьям через костер.

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из керамики, то они какие... (керамические), из дерева - (деревянные), пластмассы - (пластмассовые)
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.

  1. «3вучит — не звучит»

 

Ребята, у вас на столах лежат ложки и стаканы. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с керамическими и пластмассовыми и стеклянными предметами.

Воспитатель подводит детей к выводу: стеклянный издает самый звонкий звук, а дерево, керамика и пластмасса — глухой.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из стекла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с керамической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из .... (дерева)

Картинки по телевизору.
Просмотр видеоролика.

Ребята, вы, наверное, устали, и я хочу предложить вам немного отдохнуть. Проходите на ковер, примите удобную для вас позу, закройте глаза.

Психогимнастика

Дети лежат на ковре, закрыв глаза. Под спокойную музыку воспитатель говорит:
«Закройте глазки. Расслабьтесь. Вы успокаиваетесь, отвлекаетесь от всего. Посторонние звуки вам не мешают. Вы отдыхаете, вы спокойны.
Представьте себя в стеклянном доме. Вас окружают стеклянные предметы, в доме холодно и неуютно. Прохладный воздух овевает вам лицо, холодит виски, освежает голову. Вам спокойно, легко, вы ни о чем не думаете, но вам очень холодно, одиноко и грустно

Вдруг вы появляетесь в пластмассовом доме, и вас окружают пластмассовые предметы. Но вам здесь тоже одиноко и грустно. Вам хочется тепла и уюта.
А теперь вы попадаете в деревянный дом. Вокруг вас светло, красиво. Ваши руки и ноги согреваются, вам хорошо и тепло.
Вас ничего не отвлекает. Тело расслаблено и отдыхает. Сердце бьется ритмично, спокойно и сильно. Вы чувствуете себя легко и радостно. Ваше самочувствие и настроение улучшается. Появляется ощущение бодрости и свежести.
Все хорошо.
И в таком хорошем настроении мы открываем глаза. Вот мы и отдохнули. Нам легко, радостно и весело
Ребята, а наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный.
А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)
Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево, пластмасса, керамика и стекло - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, керамики, стекла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.
Сказка закончилась. Понравилась она вам?
Оценка деятельности детей.
А наше знакомство со свойствами различных материалов продолжается. На следующем занятии я расскажу вам сказку о других материалах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага»

дать первоначальное представление об изобретении бумаги. Создать условия для формирования умения работать с бумагой. Развивать способность с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги. П...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект НОД  познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

Цель:§  развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§  познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Ознакомление со строением часов»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности   в подготовительной к школе  группе  общеразвивающей направленности  «Ознакомление со строен...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Воздух и его свойства.

Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух...