Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Воздух и его свойства.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;
Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух умеет сопротивляться.
Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozn-issl.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: Воздух и его свойства.
Воспитатель Мамыкина Н.А.
Задачи:
Образовательные.
Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;
Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух умеет сопротивляться.
Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивающая.
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Воспитательная.
- Воспитывать умение работать в команде.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: шланг, втулка, мерный цилиндр, газ, сопротивление, лёгкий, прозрачный, невидимый.
Предшествующая работа. Изготовление веера вместе с детьми.
Материалы и оборудование.
- Столы расставлены буквой - П и стулья, в центре круглый стол для демонстрации опытов;
- Демонстрационный материал: пособие «Мои первые опыты» с.52 - мерная кружка с водой, мерный цилиндр, шланг, шприц, карточки с условными обозначениями;
- Раздаточный материал на каждого ребёнка: стаканы с подкрашенной водой, маленькие стаканчики; стаканы с мыльной водой, трубочками; листы бумаги, веер;
- Игра «Мыльные пузыри».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашими давними героями Сашей и Машей? Присаживайтесь на ковёр.
Воспитатель читает историю «В бассейне».
Сегодня Маша встала очень рано, потому что её старший брат Саша собирался пойти с ней в новый бассейн, «Саша, поспеши, а то мы опоздаем»,- волновалась Маша. А Саша веселился: «Думаешь, другие дети выпьют всю воду в бассейне?».
Наконец, они оказались в бассейне. Маша радовалась: здесь столько всего нового и интересного! Больше всего Маше понравилась большая водная горка и фонтан.
Маша уже умела плавать, но нырять, пока ещё не научилась. «Попробуй, не бойся, это очень просто»,- уговаривал её брат. «Но там внизу нет воздуха», - отвечает Маша. «Но ведь ты возьмёшь воздух с собой! И это можно даже увидеть»,- ответил Саша. Теперь засмеялась Маша: «Саша, воздух же невидимый, его нельзя увидеть!» - «Ну так я тебе докажу это, пойдём со мной. В бассейне есть такое окно, через которое можно видеть всё, что происходит в воде, как в аквариуме. Стой здесь и смотри!» - сказал Саша и исчез. Не успела Маша удивиться, куда же пропал её брат, как увидела его снова (показ детям иллюстрации).
Саша нырнул в бассейн и замахал Маше рукой. Он показал сестре на свой рот, откуда вылетали пузыри воздуха. Потом он быстро вынырнул из воды и сказал: «Теперь ты убедилась, что воздух можно видеть? Это был воздух из моих лёгких, который я взял с собой в воду».
Эксперименты:
- Ребята, Саша нам показал одно свойство воздуха – какое? Воздух можно увидеть. А ведь у воздуха есть еще и другие свойства. Хотите узнать какие? Для этого нам не придётся нырять в бассейн. Это мы можем узнать с помощью экспериментов.
- Ребята, проходите в нашу лабораторию (дети рассаживаются за столы).
-Мои помощники Тимофей и Алёна расскажут, что приготовили для опыта.
Дети с помощью карточек перечисляют и показывают - мерную кружку с водой, мерный цилиндр, шланг, шприц.
Опыт 1. Начнём наш эксперимент.
- Опускаю в цилиндр с водой шланг со шприцом на конце.
- Скажите, кроме втулки в шприце что-то есть? (нет ничего, воздух)
- Я буду медленно нажимать на втулку шприца. А вы понаблюдайте, что происходит?
- Стали видны пузырьки с воздухом.
- Откуда появился воздух?
- Воздух находился внутри шприца.
- Как заставили его оттуда выйти?
- Мы его вытолкнули из шприца втулкой.
- Мы заставили воздух выйти их шприца, сделав его видимым в воде.
- Как вы думаете, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? (лёгкие)
Вывод:
Воздух намного легче воды, поэтому он поднимается вверх.
Воздух это газ, который не растворяется в воде.
Опыт 2.
- Ребята возьмите в руки стакан. Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (нет ничего, воздух)
- Давайте все сейчас проверим. Переверните стакан вверх дном. Обратите внимание, стакан нужно держать очень ровно.
- А теперь, медленно опустите его в воду и держите.
- Наблюдаем, что происходит? Попадает ли вода в стакан? (Нет, не попадает)
- Почему не попадает? (В стакане есть воздух, он не пускает воду)
- Теперь стакан слегка, немного наклоните.
- Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)
- Откуда появился воздух? (Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода)
- А почему вначале мы подумали, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый)
Вывод: Любой пустой сосуд содержит воздух, даже если он закрыт, но мы его не видим, потому что воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.
- Давайте поиграем с воздухом, выходите на ковёр.
- Помощники, раздайте ребятам веера.
- Помашите веером около лица. Что вы почувствовали? (воздух, движение воздуха)
- Почему вы его почувствовали? (веером мы заставили воздух двигаться, веером привели воздух в движение)
- А воздух был, каким? (прохладным)
Вывод: Воздух способен двигаться, его движение можно почувствовать кожей лица.
Опыт 4.
- А человек может жить без воздуха? Проверим?
- Зажмите нос, рот не открывайте. Трудно?
- Да, трудно без воздуха человеку!
- Сделаем вдох через нос: и через дыхательные пути воздух входит в лёгкие, и отдаёт необходимые для жизни человека вещества, забирает вредные, ненужные, выдох – и воздух выталкивается с ними наружу.
- Если бы воздух не выталкивал вредные вещества из нашего организма, что произошло бы с людьми? (Начали заболевать).
Вывод: Воздух помогает людям не только дышать, но и быть здоровыми!
Опыт 5.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы летают и не падают? (У них есть крылья)
-Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух, потому что он оказывает сопротивление. Птицы крыльями отталкиваются и летят. Если бы не было воздушного сопротивления, то птицы и самолёты не смогли бы летать.
- Давайте это проверим. Для этого мы с вами пройдём в раздевальную комнату.
- Помощники раздайте ребятам по два листа бумаги.
- Один лист бумаги плотно сожмите в комок. Теперь поднимите его одной рукой вверх, другой рукой поднимаем вверх ровный лист бумаги. Когда вы их отпустите, наблюдайте за их падением.
- Что произошло, сделайте вывод? (Комок бумаги падал быстрее, а развёрнутый лист медленнее)
- У скомканного листа площадь меньше и сопротивление воздуха меньше, поэтому он упал быстрее.
- Развёрнутый лист, как и крылья птицы, опирался на воздух, воздух своим сопротивлением мешал ему быстро падать.
- О каком свойстве воздуха мы сейчас узнали? (воздух сопротивляется)
Вывод: Ещё одно свойство воздуха - умение сопротивляться.
Опыт 6.
- Ребята, вы любите играть с мыльными пузырями? Пойдёмте в нашу лабораторию.
- Давайте заполним стакан мыльными пузырями при помощи соломки!
- Как много мыльных пузырей! А, что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
- Почему они поднимаются вверх? (воздух лёгкий).
Вывод: Игры с мыльными пузырями говорят о том, что воздух лёгкий.
- Ребята, давайте вспомним с какими свойствами воздуха мы сегодня познакомились
Воспитатель показывает карточки с условными обозначениями
- Воздух – это газ, который не растворяется в воде, он легче воды (перевёрнутый стан в воде с пузырьками).
- Воздух прозрачный, невидимый (прозрачный сосуд)
- Воздух способен двигаться, его движение можно почувствовать кожей лица. Воздух можно почувствовать. Он может быть прохладным (веер).
- Воздух помогает людям не только дышать, но и быть здоровыми (нос человека).
- Воздух умеет сопротивляться (птица в полете).
- Воздух лёгкий (мыльные пузыри).
- Наши давние герои дарят для вашей лаборатории игру «Мыльные пузыри».
- Сейчас наша лаборатория закрывается, в следующий раз мы узнаем новую историю Саши и Маши. Всем спасибо. Помощники наводят порядок в лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».
Цель: Совершенствовать представление детей о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1. Закрепить полученные знания о воде.2. Расширить и...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом»
Конспект открытого занятия По опытно – экспериментальной деятельности...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности«Удивительная соль». Цель: изучить особенности со...
Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»
Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»...