Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Воздух и его свойства.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамыкина Надежда Алексеевна

Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;

Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух умеет сопротивляться.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn-issl.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: Воздух и его свойства. 

Воспитатель Мамыкина Н.А.

Задачи:

Образовательные.

Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;

Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух умеет сопротивляться.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающая.

  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воспитательная.

  • Воспитывать умение работать в команде.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: шланг, втулка, мерный цилиндр, газ, сопротивление, лёгкий, прозрачный, невидимый.

Предшествующая работа. Изготовление веера вместе с детьми.

Материалы и оборудование.

  • Столы расставлены буквой - П и стулья, в центре круглый стол для демонстрации опытов;
  • Демонстрационный материал: пособие «Мои первые опыты» с.52 - мерная кружка с водой, мерный цилиндр, шланг, шприц, карточки с условными обозначениями;
  • Раздаточный материал на каждого ребёнка: стаканы с подкрашенной водой, маленькие стаканчики; стаканы с мыльной водой, трубочками; листы бумаги, веер;
  • Игра «Мыльные пузыри».

                                                       Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашими давними героями Сашей и Машей? Присаживайтесь на ковёр.

Воспитатель читает историю «В бассейне».

Сегодня Маша встала очень рано, потому что её старший брат Саша собирался пойти с ней в новый бассейн, «Саша, поспеши, а то мы опоздаем»,- волновалась Маша. А Саша веселился: «Думаешь, другие дети выпьют всю воду в бассейне?».

Наконец, они оказались в бассейне. Маша радовалась: здесь столько всего нового и интересного! Больше всего Маше понравилась большая водная горка и фонтан.

Маша уже умела плавать, но нырять, пока ещё не научилась. «Попробуй, не бойся, это очень просто»,- уговаривал её брат. «Но там внизу нет воздуха», - отвечает Маша. «Но ведь ты возьмёшь воздух с собой! И это можно даже увидеть»,- ответил Саша. Теперь засмеялась Маша: «Саша, воздух же невидимый, его нельзя увидеть!» - «Ну так я тебе докажу это, пойдём со мной. В бассейне есть такое окно, через которое можно видеть всё, что происходит в воде, как в аквариуме. Стой здесь и смотри!» - сказал Саша и исчез. Не успела Маша удивиться, куда же пропал её брат, как увидела его снова (показ детям иллюстрации).

 Саша нырнул в бассейн и замахал Маше рукой. Он показал сестре на свой рот, откуда вылетали пузыри воздуха. Потом он быстро вынырнул из воды и сказал: «Теперь ты убедилась, что воздух можно видеть? Это был воздух из моих лёгких, который я взял с собой в воду».

Эксперименты:

- Ребята, Саша нам показал одно свойство воздуха – какое? Воздух можно увидеть. А ведь у воздуха есть еще и другие свойства. Хотите узнать какие? Для этого нам не придётся нырять в бассейн. Это мы можем узнать с помощью экспериментов.

- Ребята, проходите в нашу лабораторию (дети рассаживаются за столы).

-Мои помощники Тимофей и Алёна расскажут, что приготовили для опыта.

 Дети с помощью карточек перечисляют и показывают -  мерную кружку с водой, мерный цилиндр, шланг, шприц.

Опыт 1. Начнём наш эксперимент.

- Опускаю в цилиндр с водой шланг со шприцом на конце.

- Скажите, кроме втулки в шприце что-то есть? (нет ничего, воздух)

- Я буду медленно нажимать на втулку шприца. А вы понаблюдайте, что происходит?

- Стали видны пузырьки с воздухом.

- Откуда появился воздух?

- Воздух находился внутри шприца.

- Как заставили его оттуда выйти?

- Мы его вытолкнули из шприца втулкой.

- Мы заставили воздух выйти их шприца, сделав его видимым в воде.

- Как вы думаете, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? (лёгкие)

Вывод:

Воздух намного легче воды, поэтому он поднимается вверх.

Воздух это газ, который не растворяется в воде.

Опыт 2. 

- Ребята возьмите в руки стакан. Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (нет ничего, воздух)

- Давайте все сейчас проверим. Переверните стакан вверх дном. Обратите внимание, стакан нужно держать очень ровно.

- А теперь, медленно опустите его в воду и держите.

- Наблюдаем, что происходит? Попадает ли вода в стакан?  (Нет, не попадает)

- Почему не попадает? (В стакане есть воздух, он не пускает воду)

- Теперь стакан слегка, немного наклоните.

- Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)

- Откуда появился воздух? (Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода)

- А почему вначале мы подумали, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый)

Вывод: Любой пустой сосуд содержит воздух, даже если он закрыт, но мы его не видим, потому что воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3.

- Давайте поиграем с воздухом, выходите на ковёр.

- Помощники, раздайте ребятам веера.

- Помашите веером около лица. Что вы почувствовали? (воздух, движение воздуха)

- Почему вы его почувствовали?  (веером мы заставили воздух двигаться, веером привели воздух в движение)

- А воздух был, каким? (прохладным)

Вывод: Воздух способен двигаться, его движение можно почувствовать кожей лица.

Опыт 4.

- А человек может жить без воздуха? Проверим?

- Зажмите нос, рот не открывайте. Трудно?

- Да, трудно без воздуха человеку!

- Сделаем вдох через нос: и через дыхательные пути воздух входит в лёгкие, и отдаёт необходимые для жизни человека вещества, забирает вредные, ненужные, выдох – и воздух выталкивается с ними наружу.

-  Если бы воздух не выталкивал вредные вещества из нашего организма, что произошло бы с людьми? (Начали заболевать).

Вывод: Воздух помогает людям не только дышать, но и быть здоровыми!

Опыт 5.

- Ребята, как вы думаете, почему птицы летают и не падают? (У них есть крылья)

-Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух, потому что он оказывает сопротивление.  Птицы крыльями отталкиваются и летят. Если бы не было воздушного сопротивления, то птицы и самолёты не смогли бы летать.

- Давайте это проверим. Для этого мы с вами пройдём в раздевальную комнату.

- Помощники раздайте ребятам по два листа бумаги.

- Один лист бумаги плотно сожмите в комок. Теперь поднимите его одной рукой вверх, другой рукой поднимаем вверх ровный лист бумаги. Когда вы их отпустите, наблюдайте за их падением.

- Что произошло, сделайте вывод? (Комок бумаги падал быстрее, а развёрнутый лист медленнее)

- У скомканного листа площадь меньше и сопротивление воздуха меньше, поэтому он упал быстрее.

- Развёрнутый лист, как и крылья птицы, опирался на воздух, воздух своим сопротивлением мешал ему быстро падать.

- О каком свойстве воздуха мы сейчас узнали? (воздух сопротивляется)

Вывод: Ещё одно свойство воздуха - умение сопротивляться.

Опыт 6.

- Ребята, вы любите играть с мыльными пузырями? Пойдёмте в нашу лабораторию.

- Давайте заполним стакан мыльными пузырями при помощи соломки!

- Как много мыльных пузырей! А, что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

- Почему они поднимаются вверх? (воздух лёгкий).

Вывод: Игры с мыльными пузырями говорят о том, что воздух лёгкий.

- Ребята, давайте вспомним с какими свойствами воздуха мы сегодня познакомились

 Воспитатель показывает карточки с условными обозначениями

  1. Воздух – это газ, который не растворяется в воде, он легче воды (перевёрнутый стан в воде с пузырьками).
  2. Воздух прозрачный, невидимый (прозрачный сосуд)
  3. Воздух способен двигаться, его движение можно почувствовать кожей лица. Воздух можно почувствовать. Он может быть прохладным (веер).
  4. Воздух помогает людям не только дышать, но и быть здоровыми (нос человека).
  5. Воздух умеет сопротивляться (птица в полете).
  6. Воздух лёгкий (мыльные пузыри).

- Наши давние герои дарят для вашей лаборатории игру «Мыльные пузыри».

- Сейчас наша лаборатория закрывается, в следующий раз мы узнаем новую историю Саши и Маши.  Всем спасибо.  Помощники наводят порядок в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом»

                          Конспект открытого  занятия    По опытно – экспериментальной деятельности...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности«Удивительная соль».  Цель: изучить особенности со...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной  деятельности в подготовительной к школе группе             «Свойства воды»...