Наблюдения в природе "Куда исчезает роса?"
план-конспект занятия по окружающему миру

Джумагазиева Жаннат Зарлыхановна

–                    Задачи: формировать представления о росе, как летним явлением природы, ее лечебными свойствами; учить выделять причинно-следственные связи в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_kuda_ischezaet_rosa.docx315.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

             «Куда исчезает роса?»

                           наблюдения за утренней росой

https://www.pngmart.com/files/12/Leaf-Water-Dew-Drop-PNG-Image.png

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

город Покачи

2019 г.

                       Куда исчезает роса?

наблюдения за утренней росой

Задачи:

Первая и вторая младшие группы: формировать умение называть данное явление в природе, выделять его из других.

Средняя группа:

  • формировать умение выделять некоторые признаки росы (прозрачная, холодная);
  • устанавливать простейшие связи между испарением росы и восходом солнца, частью суток – утром и появлением росы.

Старшая и подготовительная к школе группы:

  • формировать знания о том, как появляется роса;
  • знакомить с росой, как летним явлением природы, ее лечебными свойствами;
  • учить выделять причинно-следственные связи в природе летом, оформлять их в речи, используя подчинительные союзы;
  • составлять небольшой рассказ о росе; сравнивать росу, дождь, туман как разные явления, связанные с охлаждением водяных паров.

Словарная работа: роса, росы, росинка; выпадает, сверкает, искрится,

переливается разными цветами, скатывается, катается, испаряется, высыхает, смачивает, поит, омывает, бодрит, закаливает, косить по росе; прозрачная,

свежая; чистая, как слеза; сверкающая, как алмаз; холодная, обильная; охлажденные водяные пары, испарение, безвкусная, росистое утро, росяной, росный.

Наблюдение за росой во время утреннего приема на участке

 детского сада (на солнце и в тени)

Рассматривание росы, ознакомление с ее качественными характеристиками (потрогать, попробовать на вкус).

Вопросы

Как называются капельки, которые можно увидеть только утром? Где можно увидеть росу утром?

Как она выглядит на листьях растений?

Как она выглядит в тени и под первыми лучами солнца? С чем можно сравнить росинки?

Что происходит с росой после того, как солнце начинает пригревать все сильнее?

Какую пользу приносит выпадение росы для животных и растений? Какая роса на ощупь?

Какая роса на вкус?

Почему так полезно ходить босиком по росе?

Почему цветы (особенно розы) срезают рано утром?

Рассказ воспитателя о том, как появляется утренняя роса

Задача: формировать представление о том, как образуется утренняя роса. Чтение стихотворений о росе

Задачи:

  • развивать воображение, память, образное мышление, выразительность речи, поэтический слух;
  • учить выделять признаки лета, говорить о них, используя строки из стихотворения.

И. Никитин "Утро" (5–7 лет)

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

 Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

 От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

 А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

По плечу молодцу всё тяжёлое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Вопросы и задания

Какое время дня в летний период описывает поэт?

Я буду вам читать стихотворение, а вы закройте глаза и представляйте картины летнего утра.

Расскажите, что представил каждый из вас.

Вспомните слова, которыми поэт описывает летнее утро. Как вы понимаете выражение "в огне облака"?

Что такое заря?

Как вы понимаете выражение "дремлет чуткий камыш"? Почему росу поэт называет серебристой?

Нарисуйте картину летнего утра и расскажите о ней.

К. Бальмонт "Росинка дрожала, шурша в тростнике…" (4 –5 лет)

Росинка дрожала на тонком листке,

Речонка дышала, шурша в тростнике.

В росинку гляжу я и вижу, что в ней

Играет, ликуя, так много огней.

Их еле заметишь, так малы они.

Но где же ты встретишь такие огни?

В. Кудрявцева "Роса" (4–5 лет)

Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкала, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

Загадывание загадок о росе  (5–7  лет)

Задача: развивать логическое мышление, умение выделять признаки явления.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

Посреди поля

Серебряные зернышки лежат.

Заря-заряница, красная девица

По свету ходила, слезы обронила. Месяц видел, солнце скрыло.


* * *

* * *

* * *

Чтение и обсуждение рассказа М. Пришвина "Роса" (5 –7 лет)

Задачи:

  • формировать представление о появлении утренней росы в лесу;
  • развивать произвольное внимание, воображение, образность речи;
  • воспитывать интерес к родной природе.

* * *

Воспитатель начинает рассказ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается

выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо и даже считать и фотографировать.

Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвойник елок, на паучиные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и

разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.

И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном – не дождь прошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостная была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.

В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.

Вопросы

На чем в лесу можно утром увидеть капли росы? Почему роса на растениях бывает только утром? С чем сравнил росу М. Пришвин?

На что похожа паутина в росе? Как используют росу животные?

Какое значение имеет роса для растений? Почему после утренней росы земля мокрая?

Как вы понимаете выражение "высоконастороженные сети пауков"?

Чтение и обсуждение рассказа А.Н. Толстого "Роса" (5 –7 лет)

Задачи: те же.

* * *

Воспитатель читает рассказ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полянах, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и начнешь разглядывать, то увидишь, что это капельки росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Вопросы и задание

Про какие алмазы говорится в рассказе А.Н. Толстого? Какими цветами переливаются на солнце росинки? Почему капли росы не мочат некоторые листики растений, а скатываются с них?

Закройте глаза, представьте, что прикасаетесь к хрустальной капельке, а затем расскажите, какие ощущения возникли при этом на кончиках пальцев. А если дотронуться кончиком языка, какая росинка на вкус?

Игра "Путешествие вместе с капелькой" (5 –7 лет)

Задачи:

  • закреплять представление о воде, ее качествах, изменениях, природных явлениях в летний период;
  • развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;
  • формировать интерес к природным явлениям.

* * *

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся.

Что бывает жидким, твердым и газообразным? Конечно, вода! Мы

наблюдали с вами за утренней росой, рассматривали росинки, читали стихи и рассказы о росе. Как красиво пишут о ней писатели и поэты! Кто вспомнит, с чем сравнивают росу? Но ведь капельки есть не только в росе. Где еще они встречаются?

Дети отвечают.

Я сейчас прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки и превращу вас в капельки.

Ну-ка, лейка, лей, лей! Для ребяток не жалей.

В капельки пусть превратятся, От души повеселятся.

Воспитатель имитирует обливание детей из лейки. Можно использовать конфетти, повесить на шею медальончики с изображением капли.

Ой, сколько капелек собралось в одном месте! Как бы дождь не пошел. Капельки, расскажите мне о себе: какой вы формы, цвета, прозрачности;

какой у вас характер; вы – капелька росы или дождя, а может быть, тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую ваша мама

стерилизовала для компота?

Дети рассказывают.

Капельки, как много я узнала о вас! Рассаживайтесь поудобнее, кто куда: на травку, на цветы, на листочки, на землю. Солнышка еще нет. Капельки не боятся высохнуть. Они закрыли глазки и заснули.

Исполняется пантомимический этюд "Капельки".

Спят капельки, и снятся им веселый ручеек, бурлящая река, большое теплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот

появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "брр!". Капельки потянулись, зевнули, замерзли и задрожали от прохлады. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на

листочек, с листочка на веточку, с цветка на траву. А те, кто сидел на самых верхних листочках дерева, прыгнули вниз и испугались. Ветер подхватил их и закружил. Отнес то в одну сторону, то в другую. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико, каждую щечку. Солнце греет все сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали

понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз!

Воспитатель рассказывает, а дети вместе с ним или самостоятельно выполняют действия по ходу рассказа. Можно включить фоном музыку. Гонит ветер облака. Куда же они плывут? Давайте прочитаем стихотворение и покажем его в ритмичных движениях.

Логоритмическое упражнение "Облака"

Жур-жур-жур – журчит река:

  • Я теку издалека. – Дети ритмично топают ногами.

Мимо-мимо-мимо-мимо

Проплывают облака. – Ритмично покачивают руками вверху.

  • Вы куда? – кричит река.
  • Ритмично покачивают руками из стороны в сторону.

А они: Туда-туда… – Ритмично пожимают плечами.

  • Может, снова приплывете? Облака:
  • Когда? Когда?

Гонит ветер нас лихой, – Ритмично поворачиваются вправо-влево.

Только снится нам покой.

Наверное, вы, капельки, постоянно перебегаете с места на место внутри облака? Вот и меняете его очертания. Расскажите, на что похоже облако, в котором вы живете?

Дети рассказывают.

Из всех облаков капли собрались вместе, получилась огромная туча! Прорвалась туча, и все капельки дождем попрыгали вниз. Какие заклички, потешки, поговорки вы знаете о дожде?

Дети читают вместе заклички и потешки о дожде.

Дождь прошел, все капельки собрались в лужи. Давайте походим по лужам. Как это здорово! Только капелькам в луже хорошо, а деткам надо обувать резиновые сапоги.

Логоритмическое упражнение "Лужи"

Шлеп-шлеп-шлеп -

Иду по лужам. – Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп -

Вода в ботинках. – Ритмично притопывают ногами.

Кап-кап-кап -

Мне зонтик нужен. – Ритмично щелкают пальцами сверху вниз.

Оп-оп-оп – вода по спинке. – Ритмично похлопывают руками скрестно за плечами.

Буль-буль-буль - Упала шапка.

Ой-ой-ой – кругом вода. – Ритмично выполняют пружинку.

Да-да-да – себя так жалко! – Ритмично кружатся.

Одевайтесь в дождь всегда! – Ритмично кивают головами.

Из больших луж капельки стали вытекать веселым ручейком. Вставайте в ручеек, беритесь за руки.

Игра "Ручеек"

ВОСПИТАТЕЛЬ. "Буль-буль-буль" – поет ручеек. Бежит между камешками, огибает деревья, спускается с овражка. Руки не расцепляйте, а то ручеек оборвется. Встретились на пути большие камни-валуны, стал пробиваться ручеек, зазвенел: "Дзынь-дзынь-дзынь!" Сильный ручеек, прошел через

камни.

Стихотворение с движениями "Мои умелые руки"

Мои руки – это волны, – Дети изображают руками волну. Ветер гонит их вперед. – Резко выбрасывают руки вперед. Мои руки – крылья чаек, – Плавно взмахивают руками.

Небо их к себе зовет. – Поднимают руки вверх.

Мои руки – рыбки в море, – Складывают пальцы шалашиком.

Плавают туда-сюда. – Делают плавные движения то в одну сторону, то в другую.

Мои руки – это крабы, – Руки держат перед собой, пальцы расставляют.

Разбежались кто куда. – Перебирают пальцами.

Спустимся на дно морское: – Опускают соединенные руки вниз, наклоняются.

Там коралловые рифы, – Поднимают руки вверх, скрещивают, расставляют пальцы.

И прозрачные медузы

Подплывают к ним игриво. – Плавно шевелят пальцами перед собой.

Вот проплыл конек игривый, – Руку сгибают в локте, пальцы собирают вместе, изображая голову конька.

Как змея, ползет мурена, – Волнообразно двигают рукой.

И акула отдыхает,

Снится море ей, наверно. – Руки складывают ладонями вместе, раскрывают, не отрывая локтей (пасть). Ладони под щекой, глаза закрыты.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Но море не сравнится с океаном. Океан намного больше и глубже. В нем плавают акулы, огромные киты и много, много разных

морских животных. Давайте возьмемся за руки и представим, что мы огромный кит. Послушайте, как он дышит.

Дети ритмично дышат.

Как кит выпускает вверх водную струю?

Все вместе поднимают руки вверх.

Как медленно плывет, то опускаясь в воду, то поднимаясь.

Я думаю, что мы весело провели время. Везде побывали, все повидали. Пора превращаться в деток и возвращаться в детский сад.

(Источник: Е.А. Алябьева «Как организовать работу с детьми летом»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Куда исчез сахар?" старшая группа

Конспект открытого занятия по  экологии с элементами исследовательской деятельности "Куда исчез сахар?" " (В рамках "Школы молодого воспитателя") старшая группа...

Сценарий "Куда исчезают опавшие листья?"

Материалы  экологического  кружка " Азбука  экологии"...

«Куда исчез сахар?»

образовательная деятельность детей в старшей  группе...

Куда исчезает сахар?

Куда исчезает сахар?...

Исследовательская деятельность детей "Куда исчезает снег?"

Дети с младшего возраста пытаются понять куда же исчезает снег. В подготовительной к школе группе мы решили поднять этот вопрос и на наблюдениях, на опытах решили доказать, как и куда же он исчезает....

Детский исследовательский творческий проект "Куда исчезают лужи после дождя"

Исследовательский проект «Куда исчезают лужи после дождя?» Исследователи: воспитанник старшей группы № 4а Цилик ПолинаРуководитель проекта: Воспитатель МБДОУ № 30 Цилик Анна СергеевнаПредм...