«Хлеб-всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_poznovat._i_razvmt._rechi.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.
Задачи:
• Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.
• Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова действия, общей моторики.
• Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.
• Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.
• Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.
• Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.
• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.
• Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.
Использованные технологии: игровые, здоровьесберегающие, такие, как: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, динамическая пауза., проблемные ситуации.
Методы:
• Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.
• Наглядные – образец действия взрослого, выставка хлебобулочных и кондитерских изделий.
• Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка,
Приемы: Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.
Материал:
1.Демонстрационный:посылка,каравай, хлеб, выставка из хлебобулочных изделий, маски для детей, разные крупы для угадывания.
2. Раздаточный:связка баранок, фартуки, доски, мука, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки - маски колосков, костюмы мельника и пекаря, коронки каравая и хлебопашца, гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупы на тарелочках на столике
Музыкальное сопровождение:
1. Хоровод «Каравай».
2. Музыка изкинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».
3 Песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
4 Легкая музыка-релакс для создания фона.
Предварительная работа:
1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.
2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».
3.Сюжетно ролевые игры: «Булочная», «Пекарня».
4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом»
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята,
«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»
Звучит стук в дверь (аудиозапись)
В группу приходит повар и приносит коробку, в которой находится загадка и каравай хлеба.
Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)
Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб (достает из посылки каравай)
Добрый день, добрый час, побеседуем сейчас
Пальчиковая гимнастика:
«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.
Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.
А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился - пальцы в щепоть и перетирают.
Из зерна - в муку и тесто- имитируют лепку.
В магазине занял место -постукивают по ладони ребром другой ладони.
Вырос он под синим небом -поднимают руки вверх и шевелят пальцами
А пришел на стол к нам хлебом -вытягивают руки ладонями вверх.»
Дети: Это хлеб!
Воспитатель: Правильно, это хлеб!
У народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова»
Славится он первый на земле, ставится он первый на столе.
О хлебе есть очень много пословиц:
«Хлеб - всему голова»,
• Не трудиться - хлеба не добиться.
•Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Воспитатель:
Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Дидактическая игра: «А какой он- хлеб?» (мяч передают друг другу и называют)
Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,белый, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый.
Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.
Воспитатель: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?
Д: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Д: Из муки.
Воспитатель: А что такое мука? Из чего её получают?
Д: Из зёрен
Воспитатель: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. А какое зерно?
Д: Желтое, твердое.
Упр. для щек и губ.
1 «Хомячок-толстячок»-показать, какие толстые щечки у хомячка (надуть обе щеки) хомячок высыпал запасы в норку (втянуть щеки).
2 «Спрятать зернышки попеременно то за левую, то за правую щеку (надувать попеременно обе щеки).
Воспитатель: какая мука? потрогайте её.
Д: мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая.
Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи - черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?
Игра «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на дереве вырос? (Ответы детей)
-Поле вспахать
-затем боронить
-готовое поле
-затем сеют
Растёт хлеб. Сколько он растёт, ребята?
-Д: Всё лето
-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Воспитатель: вырос хлеб
Психогимнастика и дыхательные упражнения:
Воспитатель: Ребята, а когда пшеница растет, вы видели, она как будто шевелится, качается, ходит волнами? Отчего это бывает?
Дети: от ветра.
Воспитатель: Хотите сами побыть этим ветерком и покачать нашу пшеницу?
Д: да
В:Тогда пробуйте быть сначала легким ветерком, потом посильнее дуть.
Колоски золоченные по ветру качаются-дети дуют легко.
По ветру качаются, низко наклоняются-дети дуют сильнее.
В: Когда убирают хлеб?
Д: Летом. Жатва
В: где хранят зерно?
Д: Зернохранилище. Элеватор.
Как называются профессии тех, кто работает в поле?
Д: ХЛЕБОРОБЫ
-Обмолачивают зерно
-Замесили тесто
-Где выпекают хлеб? В печи.
Кто хлеб выпекает? Пекарь.
Давайте представим, что мы в пекарне и понюхаем, как пахнет чудесный хлеб.
Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем аромат пшеничного и ржаного хлеба. (Вдох носом, пауза под счет, раз, два, три, выдыхаем).
-Куда хлеб увозят с завода?
-В магазин
Давайте обобщим и вспомним профессии всех тружеников полей, которые помогали хлебу прийти к нам на стол.
Звучит запись песни «Хлеб-всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
Воспитатель: Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.
Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой.
Воспитатель: А на какое слово похоже слово озимая? А на какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.
Хороводная игра «КАРАВАЙ» (Рус. нар.)
Звучит музыка «Каравай»
К дошколятам на машине каравай приехал ныне.
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Каравай:
Я выбираю пекаря.
Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!
Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Пекарь:
Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!
Хлебопашец:
Я ребят всех выбираю, с днем веселым поздравляю!
Вам награда - урожай! Место в танце занимай!
Воспитатель: А теперь новая игра, вспомните и назовите какие хлебобулочные изделия вы знаете? Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»
Бублик (большой и указательный палец образуют круг)
Баранку (большой и средний палец образуют круг)
Батон (большой и безымянный палец образуют круг)
И буханку (большой и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста испек спозаранку.(имитация лепки теста)
Воспитатель: -Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
«Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди.
Игра «Из чего сварили кашу»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какую кашу сегодня могут кушать малыши? На столике стоят тарелочки с разными крупами, ребята называют прилагательные.
-Какую кашу варят из гречи (гречневую).
-Из овса – (овсяную).
-Из риса – (рисовую) и т. д.
-Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Заключительная часть:
Игра «Пожелания»
«А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»
(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? Что вы запомнили и сможете рассказать родителям? А сейчас мы возьмем наш каравай и другое угощение и пройдем в группу, чтобы их попробовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....