Проект по экологическому воспитанию " Эко-кормушка для птиц"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Изготовление экологически безопасной кормушки для птиц. Формирование основ экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eko-karmushka.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе
компенсирующей направленности
« Эко – кормушка для птиц»
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, 7—9 из 10 птиц, остающихся в городе на зиму, гибнут вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь птицам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Таким образом , возникшее противоречие: важность и необходимость ознакомления детей с зимующим птицами, трудностями условий их обитания и выживания в холодное время. Формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому, проект «Эко - кормушка для птиц» можно считать своевременным и актуальным.
Проект: «Эко – кормушка для птиц»
Тип проекта: творческий, экологический
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный – одна неделя.
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Объект проекта – зимующие птицы.
Предмет проекта - образ жизни птиц зимой.
Цель проекта: изготовление экологически безопасной кормушки для птиц, формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности населения.
Задачи проекта:
1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.
2. Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма.
3. Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение.
4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта.
5. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
6. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно следственные связи между природными явлениями, делать обобщения.
7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.
9. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал воспитателя
Назначение: проект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада.
Описание: проект познакомит детей с образом жизни и поведения птиц зимой, охраной окружающей среды.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые
Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрация, упражнения, разговор, чтение, наблюдение, объяснение, беседа, показ с пояснением, демонстрация мультфильма, сбор информации, экскурсии, демонстрация презентации, моделирование, игра, рассказ.
Принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат – изготовить эко - кормушку для птиц и повесить на территории детского сада. Сохранение численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты птиц в зимнее время.
Новизна проекта: использование современных форм и методов в работе с детьми, родителями.
Гипотеза: большое количество птиц гибнет зимой, человек может помочь им пережить холод.
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, если постоянно подкармливать зимующих птиц то:
возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и сохранить их численность.
станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.
Проект состоит из трёх основных этапов.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления о зимующих птицах, повысится уровень знаний детей о птицах родного края; будут формироваться основы экологической культуры; у дошкольников будет развиваться чувство заботы ко всему живому через продуктивную деятельность; укрепятся связи родители – дети – педагоги.
- Подготовительный этап
Цель: поиск эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников, родителей о зимующих птицах и помощи им.
II. Практический этап.
1. Подготовка материала.
2. Изготовление кормушки
III. Заключительный этап.
- Анализ изделия.
2. Повесить кормушку на территории детского сада.
3. Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).
Формы совместной деятельности с детьми
ОД; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы; методическая литература и информационные буклеты для родителей; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги.
Непосредственно образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.
Анализ идей и обоснование проекта
Зимнее время - это крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.
В конце декабря мы решили позаботиться о наших меньших братьях - птицах, и сделать для них кормушку, чтобы птицы не голодали.
Практический этап.
Экологическое обоснование материала
Для изготовления эко кормушки нам потребуется: экологические материалы: мука и холодная вода для клеящей основы; семена подсолнуха; зерна пшеницы; глубокая миска; ложки, деревянные палочки; формочки ( мы использовали формочки для игр с песком и чашечки для кукол); любая тесьма или веревочки.
Последовательность работы по изготовлению кормушки
Насыпаем в глубокую миску муку, добавляем холодную воду.
Тщательно размешиваем содержимое до консистенции густой сметаны. Добавляем семена и перемешиваем.
Раскладываем полученную массу по формочкам и тщательно утрамбовать.
С помощью деревянной палочки делаем отверстие и достаем из формочки нашу кормушку.
Остается просушить наши кормушки.
Затем вдеваем веревочки.
И вывесить кормушки на ветки деревьев.
Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы, «Разрезные картинки». Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Подвижные игры
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: Обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Кто заботится о птицах»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Меню птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение за птицами:
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: знакомство, с их повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Коммуникативная деятельность:
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественно-эстетическое творчество:
Рисование: «Птица на ветке».
Цель: закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.
Лепка из пластилина: «Птицы на кормушке»:
Цель: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
Аппликация: «Кормушка».
Конструирование из бумаги « Снегири»
Цель: научить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение А. Барто «Снегирь».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Заключительный этап представляет собой итог работы по реализации проекта
Птицы играют большую роль в охране леса, защищают наши сады от вредителей. А лес играет огромное значение в жизни человека, поэтому требует бережного отношения к нему. Наша забота помогает птицам выжить в трудных зимних условиях. Данная работа способствует решению экологической проблемы охраны птиц. Мы научились понимать природу и бережно относиться к ней.
Итоговое мероприятие – изготовление «эко – кормушки для птиц»
Ожидаемый результат:
• Создание необходимых условий в учреждении по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с педагогами в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие взрослых в реализации проекта.
Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Проект позволяет расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполняются. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц нашей местности и их изучения.
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности.
Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Эко кормушка для птиц» можно считать уникальной возможностью по формированию основ экологического мировоззрения у детей.
Тема проекта «Эко кормушка для птиц» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.
Забота о птицах сплотила детей, родителей и педагогов.
Список используемой литературы
1. Воронкевич О. А. "Экология" М, «Просвещение», 2015г.
2. Соколов, Н.А. Любите и охраняйте птиц //М.: Просвещение - 2012г.
3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет». Воронеж, 2013.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 20014.
5. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
6. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Перелетные птицы»
Проект по экологическому воспитанию «Перелетные птицы»...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
проект по экологическому воспитанию детей. Тема "Покормите птиц зимой"
Воспитание у детей любви и сострадания к братьям нашим меньшим. Прививать желание оказывать помощь тем кто в этом нуждается....
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу"
Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....
Экологический проект для старшей группы «Эко – кормушка для птиц»
Экологический проект для старшей группы «Эко – кормушка для птиц»Цель проекта:Изготовление экологически безопасной кормушки для птиц.Задачи:Обобщать знания детей о жизни птиц, их пов...
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....