"Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Марченко Светлана Николаевна

Публикация в сборнике "Педагогика и психология" от ООО "ОЦ ИНИЦИАТИВА" на тему: "Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_makrosredy_dou.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.Н. Марченко и П.А. Дойкова - воспитатели

Муниципального  дошкольного образовательного

учреждения  «Детский сад комбинированного

вида №11 «Яблонька», г.Канск 

«Использование макросреды  ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»

«Мир, окружающий ребёнка,  это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с  неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В .Сухомлинский

Актуальность данной темы обусловлена тем, что жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для него источником материальных и духовных сил. Сегодня человеческое общество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением людей к природе и связанных с низкой экологической грамотностью населения.

 Изменить сложившуюся ситуацию можно только с помощью непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста.

 Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу ребёнка, можно формировать его экологическое сознание, культуру природопользования и желание общаться с природой.Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей познавательный интерес, детскую любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

К сожалению, большинство современных детей редко общаются с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени. Поэтому у малышей недостаточно знаний об объектах природы, не все дети проявляют интерес, любовь и заботливое отношение к окружающему нас миру природы. Наш педагогический коллектив считает, что решение данной проблемы возможно лишь в условиях правильной организации развивающей, экологической макросреды ДОУ.

На территории детского сада создана экологическая тропа, которую мы с детьми назвали  «В гостях у Лесовичка». На станциях этой тропы  мы с детьми наблюдаем за  объектами природы и природными явлениями, изучаем их, углубляем  и систематизируем полученные знания, применяем их в различных видах деятельности, прививаем любовь и бережное отношение к природе, к экокультуре.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, экологической грамотности,  становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня экологической грамотности,  уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы
  • Дидактические игры
  • Проведение наблюдений за объектами природы
  • Подвижные игры
  • Проведение праздников
  • Организация экскурсий по экологической тропе
  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
  • Чтение произведений о животных и растениях
  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
  • Составление сказок
  • Оформление материалов проекта

  Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. И, нами на маршруте экологической тропы созданы объекты и станции, которые доступны и безопасны, они стимулируют познавательный интерес ребенка.                                                                                                                                      

Объекты «Экологической тропы «В гостях у Лесовичка» :

Слайд4 Объект № 1 «Старичок-Лесовичок»  

Слайд5 Объект № 2  «Белоствольная берёза»  

Слайд6 Объект № 3 «Кудрявый клён»

Слайд7 Объект № 4 «Метеостанция»

Слайд8 Объект № 5 «Зеленая аптека»

Слайд9 Объект № 6 «Витамины на грядке»

Слайд10 Объект № 7 «Птичий городок»

Слайд11 Объект № 8 «Цветная мозаика»  

Слайд12 Объект № 9 «Книжкин дом»

Слайд13 Объект № 10 «Лавочки-отдыхалочки»

Слайд14 Объект № 11 «Сосновый бор»

Слайд15 Объект № 12 «Ёлочки-зелёные иголочки»

Слайд16 Объект № 13 «Тополиная аллея»

Определившись с видовыми точками (объектами) мы с детьми вспомнили и изготовили правила поведения на тропе.

Сейчас, нам бы хотелось рассказать о некоторых станциях нашей Экологической тропы, о деятельности детей на этих станциях, о применении полученных знаний и опыта в обычной жизни.

  1. Начинается наша «Экологическая тропа» с того, что нас встречает «хозяин» тропинки – «Лесовичкок», сказочный персонаж, который дает ребятам задания, приглашает участвовать в праздниках, викторинах и конкурсах, и просто прогуляться.

Ребята от Лесовичка получали приглашение на праздник открытия этой «Экотропы». И, теперь, дети с большим интересом следят за почтой от «Лесовичка». От него приходят письма в периоды смены сезонов и сезонных праздников.

  1. Наблюдение за погодой дети проводят на видовой точке «Метеостанция». В процессе эти наблюдений, ребята учатся выделять отдельные явления, степень и частоту их интенсивности, и другие характеристики.  Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить все изменения в периодах и сделать свой метеопрогноз. Метеостанция разработана таким образом, что позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: наблюдать за небом и облачностью, с помощью ветряного рукава; определить относительную силу ветра, с помощью флюгера, определить стороны света и направление ветра, измерить  количество осадков с помощью дождемера. На сегодняшний день, ребята, уже научились прогнозировать погоду на ближайшие дни (завтра-послезавтра), они с большим интересом обсуждают свои прогнозы и обосновывают их в диалогах и диспутах.
  2. Для  формирования у детей трудовых навыков, для воспитания чувства ответственности за порученное дело, для объединения детского коллектива, нами создана такая «станция» на «Экологической тропе», как «Витамины на грядке», которая является прообразом огорода. Мы начали с того, что на нашей небольшой территории выделили участок для огородных дел.   Весной ребята определили, каким витаминам быть на нашем огороде. С помощью взрослых, были прокопаны  грядки и на грядках – высажены овощи. Летом, дети с большим желанием, поливали грядки и пололи от сорняков.   Но, самым радостным событием стал сбор урожая. С большим желанием дети собирали урожай, который уродился на грядках. Собрав все витамины с грядок, мы с детьми, отнесли их на кухню, и на очередной ужин дети с удовольствием ели винегрет.

Ухаживая за растениями под руководством взрослого, дети не только приобретают трудовые навыки и умения по охране природы, но и получают конкретные представления о растениях и о воздействии человека  на природу. Детям становится понятен мир культурных растений, их многообразие, их польза и условия их выращивания. Полученные знания и навыки дети применяют в домашних условиях (на дачах и в деревнях у родственников), и затем, делятся со сверстниками интересными событиями в этой области.                                                                                              

Птицы голодают, перебиваются кое-как в ожидании тепла. Вот тогда особенно пригодится помощь человека. На нашей эко тропе, нами  была открыта «Птичья столовая». Это – уголок, или станция нашей экотропы, где разместилось несколько разной формы и размера кормушек для птиц. Здесь, хочется особенно, поблагодарить наших пап, которые показали мастерство столяров в изготовлении кормушек. Дети, проявив интерес к этому виду деятельности,  с помощью взрослых, даже  составили меню для разных птиц: синиц, снегирей, воробьев и голубей. А помогли им в этом – наблюдения. А именно, ежедневно  во время прогулки, дети  чистят кормушки, пополняют их свежим кормом. Наблюдая за птицами, ребята заметили, что птицы прилетают к кормушкам почти в одно и то же время – как раз ближе к обеду.   Так, детьми были замечены сначала воробьи, чуть позже прилетели синички и голуби, несколько раз подлетали красногрудые снегири. Воробьи и голуби прилетали стайками, а синички по 2-3. Больше всего на кормушку прилетало воробьёв. Позже, мы выяснили, что синицы прилетали тогда, когда в кормушку мы клали кусочки сала и семечки. Воробьи прилетали независимо от того, какой в кормушке корм.

Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его.

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелётных птицах, насыпают корм в кормушки,  Это позволяет воспитывать  у детей доброе отношение к птицам, желание их подкармливать. Также, дети уже без труда называют птиц, знают, какие из них перелётные, а какие – зимующие.  

  1. На такой станции экотропы, как «Сосновый бор или привал туриста», дети изучают флору нашего региона. Здесь продумана организация обучения, прогулок, специальных наблюдений, она развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Ребята с удовольствием изучают деревья и наблюдают за их изменениями в разные времена года, рассматривают все части дерева (ствол, кору, ветки, почки, хвою или листву, цветы, семена, плоды), сравнивают их между собой и выстраивают цепочку преобразований растения от семени до цветения и нового сброса семян, сравнивают хвойные деревья с лиственными, кустарники  с деревьями и т.п. Здесь же, детьми проводятся исследования: измерение толщины деревьев, формы, цвета, размера хвои, сравнение живой и опавшей хвои и т.п. 
  2. Дети, замечая изменения природе, не желают оставаться без участия принимаются за уборку сухих листьев на нашей тополиной аллее.  Трудовое воспитание на свежем воздухе не только формирует у детей трудовые навыки и развивает трудолюбие, но и налаживает дружественные вза,имоотношения между детьми в процессе трудовой деятельности

В общении с природой у детей расширяется кругозор, развиваются любознательность, наблюдательность, познавательная и двигательная активность, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного, любовь к родной природе, краю, Родине, желание беречь и охранять окружающий нас мир природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ...

Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лепбука"

Мастер-класс пердназначен для воспитателей-специалистов в работе по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге....

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

Представление опыта работы по теме: «Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»

laquo;Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»...