Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимующие птицы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи:
- образовательные: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; обогащать представления о роли птиц в природе и жизни человека;
- развивающие: развивать мышление, наблюдательность; развивать умения детей составлять описательный рассказ о птицах, выделяя характерные признаки их внешнего вида, совершенствовать диалогическую речь;
- воспитательные: воспитывать стремление заботиться о зимующих птицах и помогать им в трудное для них время.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I часть. Вводная
- Встанем дружно вместе в круг (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг (каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся (дети берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу).
II часть. Основная
- Ребята, предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас (зима).
- Мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первая загадка. Подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Кто у вас получился? (Птицы).
- А почему вы думаете, что это птицы? (Тело покрыто перьями, умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).
- Как одним словом можно назвать всех этих птиц? (Зимующие).
- Правильно, зимующие. Как вы думаете, почему их так называют? (Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?
Раздается стук дятла (аудиозапись).
- Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел).
- К нам сегодня утром прилетал дятел и принес это видеописьмо (включается презентация). Посмотрим, от кого оно: «Зимующие птицы». Хотите посмотреть, что в нем? Присаживайтесь поудобнее.
- Открываем первую страницу. Отгадайте загадку:
Хоть я не молоток – по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный (Дятел).
- Что помогает дятлу держаться на дереве? (Хвост и цепкие коготки).
- Действительно, благодаря хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо передвтгается по деревьям, как настоящий акробат.
- Кто знает, как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют? (Он «лечит» деревья от вредных насекомых).
- Правильно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.
- Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм. (Включается видеоролик).
- Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых? (Семенами сосновых и еловых шишек).
- Открываем следующую страницу видеописьма. Нужно узнать по песенке зимующую птичку. (аудиозапись голоса синицы).
Загадка:
Непоседа невеличка, жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку. Как зовут её? (синичка).
Стихотворение.
Пусть я птичка - невеличка, у меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода, прямо из лесу сюда.
- Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку (Видеоролик).
- Кто расскажет про синичку? Какой у неё окрас? Чем питается? Где зимует?
Синичка – это не большая птичка с жёлтым оперением на брюшке. А на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама.
- Откроем следующую страницу письма. Чтобы узнать от кого она, отгадайте загадку:
Я красногрудый, чернокрылый, люблю я зернышки клевать.
С первым снегом на рябине появлюсь у вас опять.
- Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
- Снегиря считают первым вестником зимы - прилетели снегири, значит началась настоящая зима.
Физминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону.
Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками,на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят,улететь хотят. Повороты головы.
Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате,взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями.
- Откроем следующую страницу. Отгадайте загадку:
Гнездо на ели птицы той, птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом и зовут ее… (клестом)
- Как вы думаете, для чего клестам такой клюв - кривой, похожий на щипцы? (Чтобы доставать семена из шишек).
- Посмотрим, как клесты ловко расправляются с шишками. (Включается видеоролик).
- Откроем следующую страницу видеописьма.
- Вот прилетела стайка маленьких, серых птичек. (Видеоролик). Вы их узнали? (Воробьи).
- У воробья серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
- Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.
- Посмотрите на картинку. Назовите зимующих птиц, которых мы часто видим? (Сорока, ворона, голубь).
- Поиграем в игру с мячом «Один – много». Я называю одну птицу, или части тела птиц, а вы - много: ворона (вороны), сорока (сороки), голубь, воробей, сова, снегирь, перо (перья), крыло, хвост, клюв.
Что нарисовано на последней странице нашего письма, отгадайте:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (Кормушка).
- Это «Птичья столовая».
- Расскажите, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем? (Подкармливаем, насыпаем корм в кормушки).
- Почему нужно заботиться о птицах зимой? (Потому что им нечем питаться, мало корма).
- Как вы думаете, что для птиц страшнее зимой - голод или холод? И почему? (Голод).
- От холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодная, то может погибнуть.
III часть. Заключительная
- Дети, вы много знаете о птицах, умеете о них заботиться, поэтому я посвящаю вас в «Знатоков птиц» (раздаются эмблемы).
- Вам понравилось наша прогулка? О чем и о ком мы беседовали сегодня? (о птицах) Какие птицы запомнились вам? Какие птицы прилетают на наш участок? Что вам понравилось сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...