Конспект познавательного занятия с элементами продуктивной деятельности «В царстве камней» (старшая группа)
материал по окружающему миру (старшая группа)
«В царстве камней»
Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Вид занятия: открытое
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.
Задачи:
- продолжать развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;
- устанавливать связь между явлениями природы;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_kamney.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №209 «Росток»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №209»)
Конспект познавательного занятия
с элементами продуктивной деятельности
«В царстве камней»
(старшая группа)
составили: Квасова Н.С., Райх Е.А.
воспитатели I кв. категории
Барнаул 2021 г.
Конспект познавательного занятия с элементами продуктивной деятельности
Тема: «В царстве камней»
Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Вид занятия: открытое
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.
Задачи:
- продолжать развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;
- устанавливать связь между явлениями природы;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы об образовании гор, о профессиях (геолог, каменщик).
Чтение художественной литературы: сказки П.Бажов «Хозяйка медной горы», В. Волков «Волшебник изумрудного города», Н.А. Рыжова «О чем шептались камешки», английская сказка «Три поросенка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»; энциклопедии для детей «Все обо всем».
Активизация словаря: твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, холодный, теплый, природный, драгоценный; рисует, пачкает, растворяется, не растворяется; драгоценные камни, янтарь, жемчуг, гора.
Материал:
Демонстрационный: Картинки с изображением гор, коллекция камней, шкатулка с украшениями (бусы из малахита, янтаря и другие), мешочек «ощущений»
Раздаточный: речные камни, фартуки, стаканчик с лимонным соком, ложки, лупы, гуашь, кисти, непроливайки, салфетки.
Содержание занятия
Организационный момент, начало занятия
Цель: Мотивировать детей к предстоящей деятельности.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заходят, встают полукругом, приветствуют гостей. Дети включаются и проявляют активный интерес к предстоящей деятельности Ответы детей: О камнях. | Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей в зале, предлагает детям их поприветствовать. Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках? -Это коллекция камней, и появилась коллекция у нас не случайно, сегодня на занятии речь пойдет, как вы думаете, о чем? | Сюрпризный момент: педагог показывает детям шкатулку с коллекцией камней. |
Основная часть
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы, их разнообразии и свойствах.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети отвечают на вопрос воспитателя Дети повторяют движения за педагогом, проговаривая слова. Дети-гномы называют свои имена: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресение Дети-гномы соглашаются помочь Выходит гном Понедельник: Присаживайтесь, друзья на стульчики, я поведаю вам, откуда появились камни Камни-это горная порода, осколки (кусочки) гор, которые появились в результате воздействия природных явлений-воды, ветра, холода. А горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Дети отвечают на вопросы, делают выводы Гном Вторник выносит «мешочек ощущений»: -Друзья, я нашёл несколько камней и принес их вам. Но так кая очень люблю загадки, то предлагаю поиграть в игру «Найди по описанию». Я буду называть камень, а вы будете на ощупь находить их в моем ящичке. (Дети по очереди достают подходящий по описанию камень) Дети обобщают полученные знания Выходит гном Среда: - А я, друзья, изучаю камни, которыми можно писать и рисовать (достает из кармана) Вот, посмотрите, что это? Дети рассматривают камни и называют их: мел, уголь, графит Дети встают в круг и повторяют движения, проговаривая слова: Поднимают руки и тянутся вверх Наклоняются вниз, тянутся руками к пальцам ног Приседают, задерживают дыхание, будто ныряют Выходит гном Четверг: Ребята, а я тоже люблю проводить разные опыты и исследования, поэтому я приглашаю вас в свою лабораторию. А чтобы опыты наши были безопасные, повторим несколько правил. Дети повторяют правила безопасности, одевают фартуки и встают вокруг стола Дети рисуют углем и мелом Дети обобщают знания, полученные в ходе эксперимента Дети с интересом проводят опыт с лимонным соком и мелом; отвечают на вопросы воспитателя. Дети предлагают свои варианты ответов Дети снимают фартуки и рассаживаются на стульчики Выходит Пятница Друзья, я люблю строить, поэтому я все знаю о камнях-строителях! Вспомните, в сказке о 3-хпоросят, какой дом оказался самым прочным? Правильно, каменный. Для строительства используют несколько видов камней, они разные по цвету и прочности: гранит, мрамор, булыжник, известняк и др. Из них строят дома, заборы, мост (показывает на картинки) Дети делают выводы Гном Суббота: -Вот вы все о каких-то камнях тут говорите, о серых, колючих, некрасивых, и ни слова о прекрасном! Суббота: -О самых красивых и прелестных камнях в мире – драгоценных! Посмотрите, какие у меня бусы, кольца! Дети с интересом рассматривают картинки Выходит гном Воскресение: Друзья, наш Алтайский край уже несколько веков славится богатством своих недр! На Алтае добывают драгоценные металлы (золото, серебро), соду, соль, железную руду, известняк для строительства, мрамор, а с недавних пор - бурый уголь! На весь мир знаменит Алтайский край своими месторождениями драгоценных камней – яшмы, малахита, изделия из этих камней представлены на нашей выставке Дети рассматривают поделки и украшения из камней Дети предлагают свои варианты ответов Дети с интересом рассматривают необычную гостью Дети с радостью рассаживаются за столы и раскрашивают камни гуашью. | Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в удивительном царстве камней, узнаем об их разнообразии, об их свойствах и их применении. А найти камни и рассказать о них нам могут только истинные знатоки камней из сказки Братьев Гримм о Белоснежке. Кто же это? Воспитатель: Правильно, гномы. А чтобы позвать их на помощь, нам надо произнести волшебные слова. Повторяйте за мной: - И в гномов чудных обернёмся! Воспитатель: Вот и превратились наши ребята в гномов, давайте познакомимся с ними? Воспитатель: -Очень приятно! Уважаемые гномы, помогите нам, пожалуйста, найти камни и узнать о них много интересного! Воспитатель: Спасибо тебе, Понедельник, за увлекательный рассказ. Посмотрите ребята на картинки, здесь изображены горы, которые есть в нашей стране: скалистые Уральские горы, заснеженные вершины Кавказских гор, Алтайские горы, горы Камчатки, где распложено много вулканов. А на карте нашей страны они изображены коричневым цветом, чем выше горы, тем темнее цвет. - Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое камень? Воспитатель: -Вторник, а что у тебя в руках? Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все камни правильно нашли. Спасибо тебе, Вторник. Ребята, сделайте вывод, какие камни бывают на ощупь? Воспитатель: - Среда, а какие камни ты нам поможешь найти? Воспитатель: - Какие интересные у тебя камни, Среда! Можно посмотреть? - Ребята, я предлагаю вам провести опыт и попробовать нарисовать камнями, которые принес нам Среда. А чтобы опыты и исследования проводить, надо немножко размяться и привести себя в физическую форму, повторяйте за мной: -Камни мы найдём в горах, -Их верхушки в облаках. На дороге камни есть, -Под ногами их не счесть. -Если в море мы нырнём, -Камни даже там найдём. Воспитатель: - Вот мы и готовы приступить к исследованиям. Четверг, что ты нам хочешь сказать? Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько мела и угольков принес Среда, попробуем что-нибудь нарисовать. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Какие выводы мы можем сделать об этих камнях? Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, камни могут разговаривать? -А я недавно узнала, что камни могут говорить, может проверим? - На кусочек мела капнем лимонным соком и посмотрите, что происходит? Воспитатель обобщает ответы детей. Воспитатель предлагает провести исследование камней: -Дети, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть наши камни под увеличительным стеклом, и рассказать, что вы нашли на своём камешке? Воспитатель обобщает полученные наблюдения. Воспитатель: - Пятница, а что ты нам интересного расскажешь? Воспитатель: -Спасибо, Пятница, что поделился своими знаниями. -Дети, предлагаю вам подытожить, что нового мы узнали, ребята, о камнях? Воспитатель обращает внимание на гнома Субботу: - Суббота, а ты чего такая грустная-грустная? - Субботы, ты это о чём? Воспитатель: - Суббота, а ты знаешь, откуда появились драгоценные камни, из которых сделаны твои украшения? Воспитатель рассказывает о драгоценных камнях, демонстрируя картинки с их изображениями Воспитатель: - Наша страна богата на залежи драгоценных и полудрагоценных камней, много их и в нашем, Алтайском крае. -Воскресенье, а ведь ты недавно изучал камни Алтайского края? Расскажи нам об этом Воспитатель: -Спасибо за твой рассказ Воскресенье, очень познавательно! -Посмотрите ребята на нашу выставку, какие красивые предметы на ней представлены. Воспитатель обобщает полученные знания: -Ребята, давайте вспомним и перечислим, что добывают у нас в Алтайском крае? ХМГ: - Здравствуйте, ребята, услыхала я, что о моих сокровищах речь ведёте, и не смогла усидеть в горе каменной, к вам поспешила. Порадовали вы меня своими знаниями о каменьях разных, за это вам подарок принесла- камни! - Но каменья мои не простые, а волшебные. Предлагаю вам раскрасить их, чтобы заиграли они цветами радужными. Воспитатель вместе с Хозяйкой медной горы помогают детям раскрашивать камни. | На мольберте картинки с изображением гор Сюрпризный момент «Мешочек ощущений» На столах лежат расходные материалы и инструменты для опытов Эксперимент «Художники» Опыт «Говорящие камни» Исследование «Что видно на камне?» На мольберте висят изображения архитектурных построек из камней Сюрпризный момент: сундучок с разными украшениями На мольберте картинки с изображениями драгоценных камней и изделий из них На столе оформлена выставка изделий из полудрагоцен- ных камней Раздается стук в дверь и в помещение входит Хозяйка медной горы, в руках у неё шкатулка. |
Заключительная часть.
Цель: Анализ и подведение итогов занятия, оценка деятельности.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети в радостном настроении и с интересом рассматривают получившийся результат Дети повторяют движения, проговаривая слова. Дети делятся своими впечатлениями от занятия, и отвечают на вопросы воспитателя | Воспитатель раскладывает расписанные камни и обращает внимание детей: - Посмотрите, ребята, какие у нас красивые камни получились, лучше драгоценных, из них мы можем выставку сделать. Какие вы молодцы! -А наше занятие, дети, подошло к концу, и нам пора превращаться снова в ребят. Повторяйте за мной: - Вокруг себя мы повернёмся, - И из гномов в ребят мы обернемся! Воспитатель подводит итог проведенной деятельности: - Ребята, вам понравилось наше занятие? - Где мы сегодня побывали? - Что нового о камнях мы узнали? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» на тему: «Заколдованное математическое царство » в старшей группе
Конспекторганизованной образовательной деятельностиобразовательная область «Познавательное развитие» на тему: «Заколдованное математическое царство » в старшей группе...
КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «В тридевятом царстве» в старшей группе общеразвивающей направленности
Программные задачи:Формирование умение самостоятельно выявлять и составлять закономерностьФормировать умение ориентироваться по плану Закреплять ориентировку на листе бумаги.Совершенствовать умение со...
Конспект познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в мир насекомых". С использованием материалов "Детского календаря" программы "Миры детства: конструирование возможностей".
Занятие проводится с целью ознакомления с миром насекомых, с их классификацией....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-продуктивная деятельность раздел «Рисование» в старшей группе Тема: «Светофор будущего»
Цель: Рисование светофора будущего ЗАДАЧИ:Образовательные:- закреплять представление детей о светофоре- продолжать знакомить с волшебниками Развивающие:- развивать речь детей, ум...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство» в старшей группе по теме «Черно-белое королевство»
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигу...
Конспект по продуктивной деятельности оригами "Лягушка" в старшей группе
Конспект по продуктивной деятельности оригами "Лягушка" в старшей группе...
Конспект образовательной совместной деятельности с элементами игровой деятельность «ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА» Старшая группа
Цель: Знакомить детей с понятием «террор, «терроризм»; вырабатывать правила поведения в нестандартной ситуации.Задачи: 1. Учить подбирать адекватные действия в опасной ситуации....