Экологическая тропа для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Азарскова Ангелина Аркадьевна

В данной методической разработке представлен материал для проведения экологической тропы для средней группы десткого сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekologicheskaya_tropa_dlya_sredney_gruppy.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа для средней группы

Вед: Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Мы с вами подготовились, взяли рюкзачки, зарядились хорошим настроением и готовы начать наше путешествие. Готовы же, ребята? Да!

Нас встречает Мудрая Сова.

Сова: Здравствуйте, ребята. Не торопитесь, пожалуйста. Дело в том, что мой лучший друг Леший совсем опечалился. А о том, что же его расстроило прочитайте пожалуйста в письме.

Сова открывает волшебное письмо с печатью.

Текст письма:

«Здравствуйте, ребята! Хотел вас встретить, познакомиться, провести по всем своим полянкам – да не могу найти дорогу, потому что все в моем лесу перепуталось. Захожу на одну полянку, смотрю, да не узнаю ее. Я очень опечален. Помогите пожалуйста навести порядок в моем прекрасном лесу, чтобы снова он всех нас радовал!»

Сова: Вот что произошло в лесу, поможем Лешему? А для того, чтобы и вы не заблудились, чтобы все задания выполнили я вам, составила карту полянок по памяти. Берите, дорогие мои и пусть порядок восторжествует!

Сова вручает карту ребятам и начинается путешествие

1 полянка - следы

Вед: Ребята, посмотрите, здесь находятся разные следы лесных зверей. Каких зверей вы знаете?

Каждый пальчик – лепесток,

На вершине –

коготок,

А ладошка –

кулачком.

След такой вам

не знаком? (Белка)

Следы этого зверька

Перепутаны слегка:

Впереди – от задних лап,

Позади – передние,

Первые – большие,

Меньшие – последние

(цепочкой друг за другом).

Может двигаться по кругу.

По лесу бежит прыжками.

Догадались уже сами? (Заяц)

Вперевалку зверь идёт  

По малину и по мёд.  

Любит сладкое он очень,  

А когда приходит осень,  

Лезет в яму до весны,  

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Зимой холодной, снежной, вьюжной,

 Голодный, воет на Луну.

Зачем, скажите, зайцам нужно

Так классно прятаться в снегу? (Волк)

След у этого зверька

не оставит коготка,

Дикий зверь, но чем-то всё же

Так на кошку здесь похоже…

Но ему не скажешь «брысь!», потому, что это… (рысь)

Средние пальцы немного вперёд,

След задней лапы

В передний идёт.

След от следа

Сантиметров на тридцать…

Это следы… ну, конечно, (ЛИСИЦЫ)

Мелких строчек вереница

— Это прыгала СИНИЦА.

Каждый снежный птичий след 

Рассказал мне свой секрет.  (Синица)

Вед: Молодцы, ребята! Отгадали все следы. Проходим на следующую полянку.

 Ставим табличку – не охотиться на животных.

2 полянка – насекомые

Вед: - Ребята, кого кроме животных и птиц мы можем встретить в лесу? Ну конечно же, насекомых! А каких насекомых мы встретим, отгадайте загадку…

Ранним утром на полянку
Прыг, Прыг, Прыг!
И ногами наизнанку
Дрыг,  Дрыг, Дрыг!
Попрыгучий человечек
Как зовут тебя? (Кузнечик)

Звонкий, тонкий голосок.
Голосок как волосок.
Мал да удал!
Всех покусал
(Комар.)

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Сеть, прозрачную, как тень,
Ткет искусно целый день.
Как коричневый сучок
В центре сетки …
(паучок)

Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями 
А не птица
(Жук)

Ребята, вы молодцы. Многих насекомых вспомнили. А сейчас задание – на листах ватмана  есть в одном столбике несколько муравейников а в другой – несколько муравьев. Они различаются по цвету. Желтые, рыжие и черные

Помогите муравьишкам найти свой домик с помощью линии.

На втором задании нужно по стрелочкам сплести паутину паучку и дойти до мухи.

Ставим табличку – не разорять муравейники.

3 полянка – пищевая цепь.

Вед: Ребята, сейчас мы с вами должны собрать пищевую цепочку Кто кем питается в лесу.

 Ставим 3 табличку – беречь живую и неживую природу.

4 полянка – грибы, ягоды

Ребята, мы пришли на 4 полянку.

Посмотрите внимательно, здесь нас встречают грибы и ягоды. Обратите внимание. Что грибы есть съедобные и несъедобные, ядовитые. Но они тоже не плохие, многие используются в лекарственных целях и их топтать нельзя

Задание – собрать грибочки, не перепутать и ядовитыми

Физ. Минутка - За грибами

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)
Белочки скакали, (Скачут вприсядку)
Рыжики срывали. (Срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала, (Бегут по кругу)
Лисички собирала. (Собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, (Скачут стоя)
Искали опятки. (Срывая воображаемые грибы)
Медведь проходил, (Идут вразвалку)
Мухомор раздавил. (Затем топают правой ногой)

(В. Нищева)

Ставим табличку – не ходить по грибам

5 полянка: парник.

Вед.: Ребята, мы пришли с вами к нашему парнику. Посмотрите пожалуйста, какие лекарственные растения здесь растут?

А почему они называются лекарственными? Послушайте правила сбора лекарственных трав

Правила сбора лекарственных  трав

Основные правила сбора лекарственных растений

Правило 1. Собирайте только необходимые вам травы, которые вы хорошо знаете. 

Правило 2. Нельзя проводить сборы в радиусе 500 метров свалок и промышленных предприятий. Так же на расстоянии 100 метров даже от проселочных дорог.

Правило 3. В какую погоду лучше проводить сбор. Надземные части растений обычно собирают в сухую ясную погоду. Нельзя собирать цветы и листья мокрыми после дождя или по росе. Такой сбор медленно сохнет и быстро загнивает. Корни и корневища лучше выкапывать лопатами или плоскими вилами после дождя, когда земля еще влажная или утром по росе.

Правило 4. Не срывайте растение целиком, если вам нужны только некоторые его части, бережно обращайтесь с ним. Так же недопустим полный сбор какого-либо растения с определенного участка. Оставьте как минимум 1/3 растений на площади для дальнейшего развития и размножения. Не срывайте целую ветвь с дерева, если вам нужно собрать с нее только цветы, листья или плоды. И не оправдывайте себя тем, что чем больше кустов и деревьев ломаешь, тем они лучше растут. Ведь любую обрезку нужно проводить по правилам.

Правило 5. Зависимость от лунных фаз. Сбор цветов и листьев лучше проводить при растущей луне (за исключение крапивы). Корневища выкапывают в полнолуние или при убывающей луне. В такие дни части растений обладают наибольшей силой.

Правило 6. Собранные части растений надо рыхло укладывать в корзины. Нельзя утрамбовывать или запихивать в мешки. Дома следует немедленно разложить сбор тонким слоем для сушки.

Мята

Пряность это и приправа,

Чай с ней удался на славу,

Догадаются ребята,

Ну, конечно, это…(Мята)

Листья и соцветия мяты содержат эфирное масло, количество которого обусловлено общими условиями роста растения, сортом мяты и временем сбора сырья. Эфирное масло мяты получило обширное применение: в медицинской практике, в пищевой промышленности. Это натуральный ароматизатор, незаменимый в ликероводочных, кондитерских изделиях. Ментол, который получают из эфирного масла, является составляющей лекарственных препаратов с дезинфицирующим и противовоспалительным эффектом. Настойка мяты и листья мяты (в составе фитосборов) используются для улучшения работы пищеварительной системы, как желчегонное и спазмолитическое средства. Мятное масло полезно при ингаляциях. Мятная вода хороша для полосканий, входит в состав микстур. В ванночках с мятой купают маленьких детей при аллергических высыпаниях, золотухе, рахите, кишечных коликах

  1.  Каждый лист мой

Любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым 

Раны вылечить помог (подорожник).

 

Воспитатель: Подорожник  растёт вдоль дорог. Листья  упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве. 
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране.

 В поле сестрички стоят,

желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – 

белые реснички (ромашка).

 

Воспитатель: Ромашка – очень лечебный цветок. Вот несколько советов:

  • - Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
  • - Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
  • - Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
  • - Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

А знаете ли вы как из растения получается лекарство?

Сейчас мы вместе с вами повторим. Сначала высушили, перевернули, порвали, залили кипятком, настояли – и отвар готов.

Пальчиковая гимнастика  «Мы готовим чай».

Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле не скучай,
Мы завариваем чай.
От холодной непогоды
Хорошо добавить меду,
Аромат наполнит дом.
Все довольны будут в нем.

Поставим Знак – лекарственные растения

6.

Вед. – Ребята, посмотрите, кто тут грустный сидит?

Это же Леший

Наш леший очень растроился, что встретить нас не может – а полянку под дубом туристы завалили мусором. Давайте соберем мусор

Ставим табличку – не бросать мусор!

Подарки от Лешего, за то, что мы справились со всеми заданиями и навели порядок в его лесу.

Спасибо ребята, вы нам очень помогли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе...

Путешествие по экологической тропе в средней группе, точка "Насекомые". Конспект НОД "Дождевые червяки"

Для того, чтобы путешествие по точкам экологической тропы сделать интереснее, в нашей группе в качестве героев тропы были придуманы гномики. Эти целая семья гномов, которые знакомят детей с разными ин...

Развлечение "Экологическая тропа" в средней группе

формирование экологических представление об окружающем мире. закрепить знания  о деревьях кустарниках, растущих на экологической тропе...

Экологический проект «Зимняя экологическая тропа» в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовская область» Воспитатели первой квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель  экологической тропы: экологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Саратовской области.В соответствии с д...

Конспект занятия на экологической тропе в средней группе «В саду – на огороде»

Уточнить представления детей о названиях, форме, цвете овощей и фруктах и о месте их произрастания....

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...