НОД по развитию сенсомоторных учений у детей младшего возраста с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием).Тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Формирование сенсорных эталонов.   Формировать умение соотносить  реальный цвет фрукта с сенсорным эталоном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию сенсомоторных учений у детей младшего возраста с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием).

Тема: «Фрукты»

Вид занятия: подгрупповое

Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов»

Коррекционные задачи:

  1. Формирование сенсорных эталонов.
  2. Формировать умение соотносить  реальный цвет фрукта с сенсорным эталоном.
  3. Развивать прослеживающую функцию глаза, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
  4. Совершенствование обследовательских действий.

Образовательные задачи:

  1. Учить узнавать натуральные фрукты и называть их.
  2. Формировать у детей представления  о том, где растут груши и яблоки.

Воспитательные задачи:

     1.Воспитывать умение слушать педагога и отвечать на поставленные вопросы.
Предварительная работа:

Рассматривание яблока и груши, выделение их признаков (яблоко – 3 цвета, груша – 2 цвета), форму (яблоко – круглое, груша – не круглая). Выделение величины (большой, средний, маленький). Ознакомление детей, где растут фрукты (на дереве). Отгадывание загадок.

Демонстрационные материалы: Игрушка (собачка «Шарик»). Корзинки  с натуральными фруктами (яблоки и груши). Фланелеграф.  Два дерева: с яблокам ( способ крепления -на липучке) и грушами ( способ крепления - на кнопке),   три  корзинки, натуральные яблоки и груши-трёх цветов (красный, желтый, зелёный)- выполненные из ковролина. Пособие в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 

Зрительный ориентир с изображением яблока для зрительной гимнастики. Тарелочка с фруктами.

Раздаточный материал: Контрастный фон (черный для каждого ребенка). Тарелочки из картона (желтого и зеленого цвета). Груши из картона (зеленые, желтые). Яблоко из картона (красное). Натуральные фрукты на каждого ребенка (яблоки и груши).

1 этап Организационно-мотивационный:

Настрой на занятие - игра «Круг»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

–Доброе утро!!

Сюрпризный момент-собачка Шарик и корзина с фруктами.

Педагог: Кто к нам пришёл в гости? Что принёс? Что за предметы в корзинке? Как их назвать одним словом?

2 этап Организационно-деятельностный

Рассматривание яблок - совершенствование  обследовальских   действий
Педагог:  Какое яблоко по форме размеру, цвету? Какое яблоко по запаху?

Описание яблока по алгоритму.

Рассматривание груши -  совершенствование  обследовальских   действий
Педагог:  Какая груша  по форме размеру, цвету? Какая груша  по запаху?

 Описание груши по алгоритму.

Педагог:  Где растут яблоки и груши?( ответы детей, уточнения педагога)

1Д/игра «Яблоня и грушевое дерево»

Цель: развивать мелкую моторику рук,  учить детей подбирать плоды (яблоки и груши)  к деревьям по форме, цвету и способу прикрепления, закрепить знания детей о данных плодовых деревьев и их названияхразвивать мышление, внимание и память.

Оборудование: на фланелеграфе два дерева: с яблокам ( способ крепления -на липучке) и грушами ( способ крепления - на кнопке).

Вид деятельности: игровая, поисково-иследовательская, коммуникационная.

Педагог  показывает детям картинки с изображением фруктов и предлагает повесить фрукты на то дерево, где он растёт.

Ребенок берет фрукт, говорит:

- У меня яблоко. Это - фрукт. Я повешу его на яблоню.

- У меня груша. Это - фрукт. Я повешу его на грушу.

Далее игра может усложняться. Дети не просто называют, что и куда повесили , а отмечают цвет, форму, вкусовые качества

Например:

- Я повешу яблоко . Это - фрукт. Яблоко круглое, красное, сладкое. Яблоко растет в саду на яблоне. И тд.

Динамическая пауза - физминутка: «Компот»

Будем мы варить компот Дети маршируют,

Фруктов нужно много. Вот: образуют круг,

Будем яблоки крошить, «крошат»,

Грушу будем мы рубить. «рубят»,

Отожмём лимонный сок, «отжимают»,

Слив положим и песок. «кладут»,

Варим, варим мы компот. приседают,

Угостим честной народ. хлопают в ладоши.

2.Д/и «Убираем урожай»

Цель: Формирование  сенсорных эталонов, умение выделять  цвет, правильно его называть. Развитие  зрительно-моторной координации. 

Оборудование:  три  корзинки, натуральные яблоки и груши-трёх цветов (красный, желтый, зелёный)

 Вид деятельности: игровая, поисково-иследовательская, коммуникационная.

Педагог  показывает детям корзинки на фланелеграфе, предлагает собрать фрукты по цвету.  

-В эту корзинку красные фрукты -дети выполняют.

-В эту корзинку желтые -  дети выполняют.

-В эту корзинку зелёные - дети выполняют.

Проговаривают как называется фрукт и какого он цвета

Зрительная гимнастика:  «Катилось, катилось яблочко»

3.Д/и: Яблонька»

Цель: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Оборудование:   Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 

Вид деятельности: игровая, поисково-иследовательская, коммуникационная.

Педагог предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
Будем с крышками играть, 
Разные яблочки собирать. 

4.Д/и «Узнай на вкус?

Цель: Познакомить со вкусовыми  особенностями данных фруктов. Развитие вкусовых рецепторов. Формировать  умение  определять фрукт на вкус. (запах)

Оборудование: тарелочка с фруктами

Вид деятельности: игровая, поисково-иследовательская, коммуникационная

Педагог предлагает детям узнать фрукт на вкус. (запах)

Что это? (Яблоко.) Хотите им угоститься. Возьмите каждый по кусочку. Какое оно на ощупь -  твердое. Понюхайте, какое оно: ароматное, душистое, пахнет яблоком. Закройте глаза и послушайте, как оно хрустит на зубах. Почему оно хрустит? (Оно твердое.)

А какое на вкус? (Кисло-сладкое, вкусное.)

Возьмите каждый по кусочку груши. Какая груша на ощупь - груша мягкая, Понюхайте, как пахнет груша. Она душистая, ароматная. Чем пахнет? (Грушей.) А хрустит ли она на зубах? Груша не хрустит, она мягкая, сочная.

А теперь поиграем. Пробовать только с закрытыми глазами, не подсказывать другим, пока все не попробуют. Находить и правильно называть  фрукт.

3 этап Заключительный:

Педагог.- Вы  ребята – молодцы!  Научили Шарика и научились сами различать яблоки и груши. Проговариваем вместе с детьми названия,  форму,  цвет вкус и запах  фруктов и названия деревьев  на которых они растут.

А теперь ребята давайте поблагодарим собачку  Шарика  за такие вкусные яблоки и груши.  

Ребята, а вам понравились яблоко и груша? (да) Их нужна обязательно кушать, в них много витаминов. Шарику пора уходить.

-До свидания ребята,

- Приходи к нам еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Непрерывная образовательная деятельность для детей младшей группы с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) по теме «Игрушки»

Совместная непрерывная образовательная деятельность тифлопедагога и воспитателя по расширению представлений у детей второй младшей группы по теме "Игрушки" и коррекции зрительного восприятия.Авторы уч...

Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных учений у детей раннего возраста с нарушением зрения

- Лексическая тема занятия: «Фрукты»- Вид занятия: «Индивидуальное»- Тип занятия: «Игровое занятие «Формирование сенсорных эталонов»- Задачи:Формировать сенсо...

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения....