НОД по ознакомлению с окружающим миром «Секреты дыхания человека»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бойцова Анастасия Ильинична

НОД по ознакомлению с окружающим миром«Секреты дыхания человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_okruzhayushchemu_miru_organy_dyhaniya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по окружающему миру «Секреты дыхания человека»

Подготовительная группа

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

Программные задачи:

Обучающие:

-обобщать имеющиеся знания у детей о функции и строении органов дыхания, уточнять с помощью эксперимента, как происходит процесс дыхания;

-познакомить детей с комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких;

-повышать уровень представления детей об охране здоровья, о бережном отношении к своему организму.

-расширять словарный запас детей (трахея, бронхи, диафрагма);

Воспитательные:

-воспитывать у детей элементарные навыки здорового образа жизни;

Развивающие:

 - развивать способность  детей приобретать знания путём экспериментирования;

-развивать лёгкие с помощью дыхательной гимнастики.

-развивать у детей способность делать умозаключения на основе мыслительных процессов;

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня с вами посетим «Школу здоровья» и узнаем «секрет дыхания человека». Вы хотите узнать этот секрет? (Да).

Ребята, вы уже большие и конечно знаете, что наш организм состоит из очень важных для жизни человека органов. Какие внутренние органы вы знаете? (Сердце, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень, легкие, почки, мозг).

Правильно, молодцы! У каждого органа своя особая важная задача.

- Вы знаете, зачем нам нужны лёгкие? (Они участвуют в процессе дыхания. Они помогают нам дышать.)

Да. Дышать не сложно. Мы делаем это, даже не задумываясь. На прогулке, во время игр и даже во сне, сами того не замечая, мы вдыхаем в себя воздух и выдыхаем его наружу, то есть дышим.

- А как вы думаете, без воздуха и дыхания можно жить? (Нет)

Давайте проверим? ( Предлагаю нескольким детям закрыть рот и нос руками и не дышать).

 Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.

Нашему организму нужен весь воздух, но наиболее важна его составная часть - кислород.

-Нет, человек не может прожить без дыхания. Конечно, без дыхания нет жизни.

-Предлагаю вам совершить путешествие внутрь организма и рассмотреть органы дыхания. Давайте рассмотрим их по порядку.

Рассматриваем, беседуем по содержанию плаката.

Ребята, куда сначала попадает воздух? (В нос). Закройте  рот  и  сделайте  глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох. В носу есть  два отверстия. Потрогайте их пальчиками. Как они называются?  Давайте повторим: ноздри.

-В носу всё имеет значение. Что находится в ноздрях? (Волоски)

-А для чего они, кто знает?

-Волоски задерживают пыль,  микробы – воздух поступает в организм чистым. Ещё в носу  холодный воздух согревается, а горячий наоборот остывает, и в организм воздух поступает тёплым. (поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом). Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Нос - начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Во время насморка из носа вытекает жидкость - слизь, вымывающая микробы. Так нос борется с простудой.

-Как вы думаете, воздух может попасть в организм через рот? Давайте попробуем: сделайте вдох через рот, а выдохните через нос. Получилось? (Да)

-При вдохе воздух входит в нос или в рот (показываю на плакате), а дальше куда идёт?

Затем воздух спускается по глотке и гортани в удивительный воздушный тоннель, который называется – трахея (показываю на плакате). Давайте повторим - трахея. Пощупайте на себе, как она устроена. Погладьте её.

Оттуда воздух попадает в бронхи – две трубки, которые сильно разветвленные на концах и  соединенные с лёгкими.

Потом воздух попадает  в лёгкие (показываю на плакате), которые расположены в грудной клетке. Она предохраняет наши лёгкие от ударов и падений. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка. Какая она на ощупь? (Дети трогают на себе и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Практическое упражнение «Вдох – выдох»

-Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух, а затем такой же медленный выдох. Поинтересоваться, что они почувствовали на вдохе и выдохе. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются лёгкие.

А расширяется грудная клетка благодаря сокращению особой мышцы – диафрагмы. Диафрагма – это мышца, расположенная под лёгкими (показываю на плакате).  При сокращении она опускается. И наши лёгкие в это время раздуваются: мы делаем вдох (набираем воздух). Когда диафрагма расслабляется, она поднимается куполом. Лёгкие сжимаются: мы выдыхаем (выпускаем воздух).

Посмотрите, показываю гармошку. Так происходит вдох. Когда мышцы диафрагмы расслабляются и поднимаются, лёгкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.

- А сейчас я приглашаю вас поиграть и представить себя воздухом, и пройти весь путь, который проходи воздушный поток.

Эксперимент «Сила дыхания»

Предлагаю побыть в роли учёных и провести эксперимент.

-Вы согласны?

Дуем в трубочки: делаем глубокий вдох и с силой — выдох через соломинку в воду. Если дыхание сильное — в баночке с водой буря, а если слабое — небольшое волнение. Наши лёгкие помогают нам дышать. Они работают днем и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь.

Лёгкие – наш помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот и неприятностей. Давайте мы с вами придумаем правила здоровых лёгких (слайды).

Правила здоровых лёгких: (знаки на экране).

  • Нашим лёгким полезен свежий чистый воздух, нужно стараться не дышать дымом или загрязнённым воздухом. Чаще выезжать на природу или в деревню.
  • Нельзя травить свои лёгкие сигаретами. От сигаретного дыма лёгкие становятся чёрными и заболевают.
  • Избегай травм грудной клетки, так как можно повредить и лёгкие.
  • Не смейся и не разговаривай во время еды, ты можешь подавиться.
  • Не бери в рот инородных предметов, они могут попасть в горло, что приведет к остановке дыхания.
  • Дышите носом особенно в холодное время года.
  • Делайте специальные дыхательные упражнения для тренировки лёгких.

Давайте мы немного отдохнём, а потом я вас познакомлю с некоторыми дыхательными упражнениями.

 Игра «Чей кораблик дальше?» (тренинг на силу дыхания) Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза)

Ребята, с помощью каких органов мы дышим?( Дети перечисляют органы дыхания). Как мы можем узнать, сколько воздуха мы вдыхаем и выдыхаем? Может ли человек прожить без дыхания? Как мы можем поберечь свои органы дыхания? Понравилось вам наше занятие? Что было самым интересным? Что было трудным?

Точечный самомассаж «Помоги себе сам»

 На теле человека есть много-много точек. Которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Гномик в пальчиках живет,

(сгибают разгибают пальцы рук)

Он здоровье нам несет.

Раз, два, три, четыре, пять,

(фалангами напыли трут точки у крыльев носа)

Начал гномик наш играть,

Кулачком у носа кружочки рисовать,

А потом поднялся выше

(легкое поглаживание гайморовых пазух носа)

И скатился сверху вниз.

Гном в окошко посмотрел,

(массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг)

Засмеялся, улетел.

Гном нашел у глаза точку,

(массаж точек у переносицы)

Вправо, влево покрутил,

На другую надавил,

(массаж точек у крыльев носа)

А потом спустился ниже -

(массаж точек над верхней губой)

Прямо к ротику поближе,

За ушами прятался,

(массаж точек ушной раковины)

Смеялся надо мной

И хотел играть со мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

(массаж лобного отдела и надбровных дуг)

Я решил его поймать.

Гнома я в бровях ловил,

А он по кругу все ходил,

Вот гномик наш и умолк

(массаж кончика носа)

И пустился наутек.

Мы возьмем его в ладошки,

(расслабление кистей рук)

Помашем ручками немножко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Секреты здоровья"

Данный материал создан с целью формирования у детей представления о здоровом образе жизни...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Лес и Человек" подготовительная группа

Познакомить с видами леса (хвойный, смешанный, лиственный). Расширить знания о растениях леса, представление об особенностях внешнего вида животных, повадках, особенностях приспособления (линька, спяч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»

Человек в отличии от растений и животных - существо разумное: он думает, говорит и действует осознанно. Человек – также как растения и животные нуждается в определенных ...

ООД по ознакомлению с окружающим миром «Секреты воздушного шара»

Цель: - формирование у детей представления о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи: Образовательные:- учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...