конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе на тему "В стране чувашских узоров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_sredney_gruppe.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

«В СТРАНЕ ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»

Цель: познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым; расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со смысловым значением чувашских узоров, с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно-прикладное искусство; упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.

Развивающие: развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел – солнце, хĕрлĕ - красный, сарă – желтый, симĕс – зеленый, кăвак – синий, шурă – белый, хура – черный.

Воспитательные: стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Средства реализации  презентация «Узоры земли Чувашской», чувашский национальный костюм, карточки с изображениями чувашских узоров, иллюстрации с изображениями женщин в чувашских национальных костюмах, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, цветные карандаши, шаблоны чувашского узора солнца, музыкальное оформление.

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества; использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1. Организационный момент.  

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

4. Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).

5. Ситуация «Творческая мастерская».

6. Рефлексия.

7. Выставка чувашских узоров.

8. Презентация «Узоры земли Чувашской».        

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Звенит колокольчик. Воспитатель собирает детей.

Воспитатель:- Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? 

Дети: в группе) 

Воспитатель: А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? 

Дети: да

. Но для начала покажите мне на карте нашу страну – Россию

 Дети показывают на карте) Большая наша страна? (да). Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? (Чувашия). Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся. Давайте, усаживаемся на стульчики.

2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кĕпе, фартук – саппун, повязка – пиçиххи. Полотенце у нас называется – алшăлли.

Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.

Игра «Угадай цвет».

Красный – хĕрлĕ, желтый – сарă, зеленый – симĕс, синий – кăвак, белый – шурă, черный – хура.

- Молодцы, ребята. Все правильно. А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте стихотворение:

Вышивает белый холст до зари./ Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова./ Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте – /Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: /Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

Итак, что символизирует желтый, красный цвет, зеленый, голубой, черный? (ответы) Молодцы.

- Давайте рассмотрим чувашские узоры на этом изделии. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).

- А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:

Золотое блюдечко по небу катается, людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации. Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики).

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,/А осенью с бедняжки сорвали все рубашки./Но зимние метели в меха его одели (дерево).  Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации).

Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголки и ниточки.

4. Игра «Иголочка и ниточка».

- Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.

С хозяином дружит, дом сторожит, /Живет под крылечком, а хвост колечком (собака). Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).

Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:

В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации). Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.


5. Ситуация «Творческая мастерская».

- Ребята, скажите, чем отличаются эти две картинки? (варианты детей). Да, одна яркая, а другая – нет. Давайте и эту картинку сделаем красивой, яркой. Берем цветные карандаши и начнем раскрашивать (раскрашиваем новый узор солнца, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя).

6. Рефлексия.

1. Чем славится Чувашия?

2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?

3. Какие цвета использовали при вышивании?

4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?

5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?

6. В какую чувашскую игру мы поиграли?

7. Выставка чувашских узоров.

8. Презентация «Узоры земли Чувашской».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...