конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе на тему "В стране чувашских узоров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_sredney_gruppe.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«В СТРАНЕ ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»
Цель: познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым; расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со смысловым значением чувашских узоров, с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно-прикладное искусство; упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.
Развивающие: развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел – солнце, хĕрлĕ - красный, сарă – желтый, симĕс – зеленый, кăвак – синий, шурă – белый, хура – черный.
Воспитательные: стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Средства реализации презентация «Узоры земли Чувашской», чувашский национальный костюм, карточки с изображениями чувашских узоров, иллюстрации с изображениями женщин в чувашских национальных костюмах, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, цветные карандаши, шаблоны чувашского узора солнца, музыкальное оформление.
Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества; использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
1. Организационный момент.
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.
3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.
4. Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).
5. Ситуация «Творческая мастерская».
6. Рефлексия.
7. Выставка чувашских узоров.
8. Презентация «Узоры земли Чувашской».
Ход НОД:
- Организационный момент.
Звенит колокольчик. Воспитатель собирает детей.
Воспитатель:- Ребята, скажите, где мы сейчас находимся?
Дети: в группе)
Воспитатель: А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите?
Дети: да
. Но для начала покажите мне на карте нашу страну – Россию
Дети показывают на карте) Большая наша страна? (да). Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? (Чувашия). Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся. Давайте, усаживаемся на стульчики.
2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кĕпе, фартук – саппун, повязка – пиçиххи. Полотенце у нас называется – алшăлли.
Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.
Игра «Угадай цвет».
Красный – хĕрлĕ, желтый – сарă, зеленый – симĕс, синий – кăвак, белый – шурă, черный – хура.
- Молодцы, ребята. Все правильно. А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте стихотворение:
Вышивает белый холст до зари./ Словно лучиками звёзд – посмотри!
Красный шёлк – любовь и кровь, и слова./ Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте – /Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: /Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…
Итак, что символизирует желтый, красный цвет, зеленый, голубой, черный? (ответы) Молодцы.
- Давайте рассмотрим чувашские узоры на этом изделии. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.
3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
- А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:
Золотое блюдечко по небу катается, людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации. Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики).
Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,/А осенью с бедняжки сорвали все рубашки./Но зимние метели в меха его одели (дерево). Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации).
Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголки и ниточки.
4. Игра «Иголочка и ниточка».
- Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки.
Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.
Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.
С хозяином дружит, дом сторожит, /Живет под крылечком, а хвост колечком (собака). Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).
Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:
В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации). Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.
5. Ситуация «Творческая мастерская».
- Ребята, скажите, чем отличаются эти две картинки? (варианты детей). Да, одна яркая, а другая – нет. Давайте и эту картинку сделаем красивой, яркой. Берем цветные карандаши и начнем раскрашивать (раскрашиваем новый узор солнца, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя).
6. Рефлексия.
1. Чем славится Чувашия?
2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?
3. Какие цвета использовали при вышивании?
4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?
5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?
6. В какую чувашскую игру мы поиграли?
7. Выставка чувашских узоров.
8. Презентация «Узоры земли Чувашской».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...