Исследовательский проект "Почва - чудесная кладовая"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.
Задачи проекта:
1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.
2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).
3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.
4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).
5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.
6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 355.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Почва – чудесная кладовая»
Подготовила и провела воспитатель:
Голобокова А.В.
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Вид: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Срок реализации: 2 недели
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом.
Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо, в первую очередь, организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а также соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей.
Одной из наиболее эффективных форм организации знакомства детей с окружающим миром является детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.
Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.
Задачи проекта:
1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.
2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).
3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.
4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).
5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.
6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).
Предполагаемый результат:
1) Дети узнают, что почва – верхний плодородный слой Земли; состав и свойства почвы; значение почвы для роста растений, для жизни людей.
2) Дети научатся определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
1 этап. Подготовительный
1.Составление плана работы
2.Подбор методической литературы
3.Изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор художественной литературы.
2 этап. Содержательный.
1.Познавательная беседа «Кладовая Земли».
Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру.
2. Экспериментальная деятельность «Что у нас под ногами?»
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к природе, учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
3. Экспериментальная деятельность «Влияние состава почвы на жизнь растений».
Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных средах обитания, влияние света и влаги на прорастание семян и развитие проростков.
3 этап. Заключительный.
- Консультация для родителей «Проведите с детьми дома».
- Изготовления макета подземной жизни.
Познавательная беседа для детей старшей группы
«Кладовая Земли»
Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру. Изготовление макета земли.
Задачи:
1. Обучающие: Дать детям понятие, что такое почва, слои земли.
2. Развивающие: Развивать у детей наблюдательность, смекалку, внимательность, коммуникативные качества.
3. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к неживой природе, трудолюбие и аккуратность.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется?!? (Ответы детей)
-Сегодня мы будем говорить о земле! Нашу обычную землю называют волшебной. Как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения).
- Как она нас кормит? (Выращиваем овощи, фрукты, хлеб)
- А как радует нас земля ? (Цветами, зеленой травой)
- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.)
- А хотите узнать, как образовалась почва? (Ответы детей.)
- Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма. Все опавшие листья также превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.
Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко.
- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки? (Ответы детей.)
- Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая)
- Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
- Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
- Какого цвета верхний слой земли? (Темного.)
-Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли? (Желтого.)
- Как вы думаете, что это? (Песок.)
- Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода? (Голубым.)
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина? (Рыжим.)
-Ребята, предлагаю вам сделать макет земли. Для этого на дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них глину, сверху – песок. На самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… пищей для всего живущего на Земле.
Экспериментальная деятельность для детей старшей группы
«Что у нас под ногами?»
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к природе, учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
- Ребята, сейчас я познакомлю вас с приключениями знаменитого барона Мюнхгаузена – героя книги Э.Распе.
Воспитатель читает рассказ «Необыкновенный олень» из книги Э.Распе « Приключения барона Мюнхаузена».
- Как вы думаете, всели правдоподобно в рассказе «самого правдивого человека на свете»? (ответы детей)
- А что вам кажется неправдоподобным? Почему? (ответы детей)
- Верно. На голове оленя не могло появиться дерево. Там нет условий для роста растения… Так что же это за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это нам предстоит узнать.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
– Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке?
- Сухая, черная.
- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели?
- В комочке есть трещинки.
– Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
- Корешки, камешки и т.д
Вывод: Почва состоит из чернозема, песка, глины, камешков, тоненьких, как ниточки корешков, обломков сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышек животных и т.д.
- А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? (ответы детей)
- Призовем на помощь опыт.
Опыт № 2. В земле есть воздух.
- В почве обитает много жильцов. Чем они дышат? (ответы детей)
- Как и все животные — воздухом. Возьмите в руки комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в банку с водой и пронаблюдайте. Что вы видите?
- Из комочка побежали маленькие пузырьки. Воздух поднимается из воды.
- Да воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытиснула его, и он всплыл, так как он легче воды, затем смешался с окружающим нас воздухом
Вывод: В почве есть воздух.
Опыт № 3. В почве содержится вода.
- Ребята, для проведения этого опыта возьмите стаканчики и насыпьте в них земли. Теперь сделаем парник: поместим стаканчики с землей в целлофановый пакет, завяжем и поставим на солнышко. Остается наблюдать.
Вывод: вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, осела на пакете и снова превратилась в воду – стала росой.
Опыт №4. В почве есть соли и минералы.
- Ребята, а как вы думаете, что еще содержится в почве? (ответы детей)
- Давайте посмотрим на поддон цветочного горшка. Что вы там видите?
- На поддоне белый налет.
- А что может быть белым налетом? (ответы детей)
- Белый налет – это соли и минералы, которые были в почве и со временем вымылись из нее.
Вывод: В почве содержатся соли и минералы.
Опыт №5. Сравнение глины и песка.
- Ребята, возьмите в руки щепотку сухой глины и потрите ее между пальцами. Что вы видите?
- Глина превратилась в пыль.
- Теперь потрите между пальцами немного песка. Что вы видите?
- Песок состоит из песчинок.
Вывод: Песок состоит из песчинок, а глина из пылинок.
Опыт №6. Что лучше пропускает воду: песок или глина?
- Ребята, а вы обращали внимание на то, что после дождя почва в разных местах просыхает по-разному. На песчаной через полчаса сухо, а на глинистой даже после небольшого дождя до вечера грязь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Давайте проведем еще один опыт. Прольем воду по очереди на песок и глину. Где быстрее впиталась вода?
- В песок.
- А почему в песок быстрее впиталась вода?
- Потому что частички песка не прилипают друг другу, а частички глины прилипают, поэтому плохо пропускают воду.
- Возьмите палочки и размешайте ими песок и глину (дети выполняют поручение).
- Какой песок при размешивании? Рассыпчатый, мокрый. А какая глина, Вязкая,слипшаяся.
Вывод: Песок рассыпчатый, хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду, потому что становится вязкой.
Опыт №8. Мокрый песок принимает любую нужную форму.
- Наберите в кулачок горсть песка и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?
- Он сыплется
- Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? (ответы детей)
- Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется?
- Нет.
- Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? (ответы детей)
- Какие фигурки получились? (ответы детей)
- Из какого песка удалось сделать фигурки?
- Из мокрого.
Вывод: Сухой песок сыплется, он не принимает желаемой формы. Мокрый песок не сыпется как сухой, из него можно сделать фигурки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Чудесная кладовая"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных рукам...
"Чудесная кладовая" - энциклопедия
Рассказ для детей о почве и её обитатаелях...
"Чудесная кладовая" часть 2
Рассказ для детей о воздухе...
Исследовательский проект " Чудесная сила доброго слова"
Вличние слов на живые организмы....
Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"
Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"...
Конспект НОД " Чудесная кладовая- Земля" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект поможет расширить представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ, закрепить знания о подземных обитателях и свойствах почвы в процессе опытнической...