Научно-исследовательский проект "Подземная кладовая"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Аннотация
Мы живем в стране богатой полезными ископаемыми, поэтому хотели бы больше узнать об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство с разнообразием камней помогает нам ближе познакомиться с неживой природой. Наше непосредственное общение с камнями способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Исследовательская деятельность формирует у нас любознательность, интерес и бережное отношение к природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательский проект "Подземная кладовая" | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подземная кладовая»
Аннотация
Мы живем в стране богатой полезными ископаемыми, поэтому хотели бы больше узнать об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство с разнообразием камней помогает нам ближе познакомиться с неживой природой. Наше непосредственное общение с камнями способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Исследовательская деятельность формирует у нас любознательность, интерес и бережное отношение к природным богатствам.
Методы исследования:
Теоретические
- Анализ литературы
- Объяснение и обсуждение процессов и результатов работы
- Сравнения и противопоставление
Эмпирические
- Наблюдение
- Фотографирование
- Измерение
- Сравнение
- Беседа
Практические
- Проведение опытов
- Изготовление поделок.
- Создание мини-выставки
Полученные данные
Вывод:
В познавательно – исследовательской деятельности мы имели возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о разнообразии и применении камней, самостоятельно обобщить полученные представления и делать выводы, применить их на практике. В результате изготовления поделок и создания мини-выставки были достигнуты поставленные цель и задачи.
Введение.
Всем известно, что дети в дошкольном возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить что-нибудь на стене, на асфальте. Так у нас проявляется познавательный интерес, своеобразный двигатель развития. Еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени - эпохи "детства человечества"- перешло и к нам: посмотрите, как целеустремленно собирают камешки на берегу моря не только малыши, но и взрослые.
Поддерживая интерес к собиранию камней, мы решили расширить свои знания о разнообразии и применении камней.
Гипотеза: Предположим, что если изучить и исследовать разнообразные камни, то это расширит наши знания и позволит применить полученные сведения на практике.
Объект исследования камни.
Предмет исследования свойства и особенности камней.
Цель: изучение и исследование разнообразных камней.
Задачи:
- Познакомиться через игровую и экспериментальную деятельность, с происхождением, разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
- Формировать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать воображение через создание художественного образа на основе природных форм.
- Узнать, как человек применяет и использует камни.
- Оформить и представить результаты работы.
Описание работы.
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни»
К.П.Паустовский
Прежде, чем приступить к исследованию мы постарались как можно больше узнать о разнообразии мира камней. Мы беседовали с педагогами, читали вместе энциклопедии, а так же в сети Интернет просматривали фотографии с изображением различных камней. (Приложение 1 фото 1,2)
Во время сбора информации мы нашли много интересных книг со сказками, легендами о мире камней. Особенно нас заинтересовала легенда Хозяйки Медной горы:
«В давние-давние времена сверкала на небе чудесная радуга. Вся она была из драгоценных камней. Разноцветными огнями и тысячами искорок горел и сверкал небесный мост.…Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты… Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать чудесную радугу, жадно прятать обломки драгоценных камней в мешки. И рухнул небесный мост. Дорогие камни смешались с пылью и грязью, провалились в ямы и трещины – и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо: один конец радуги не рассыпался, а упал на землю, и там, где он упал, выросли горы».
Услышав эту древнюю легенду, у нас появилось желание узнать, что же такое камень, где его применяют, какими он обладает свойствами, сможем ли мы в детском саду использовать камни.
Мы узнали, что камень, одно из волнующих чудес природы, зарождается в недрах земли, извлеченный на свет он превращенный в величественные здания и сооружения, прекрасные украшения или орудия труда, они волнуют воображение современного человека так же, как и его далеких предков. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Почему в карманах у нас очень часто находят каменные коллекции? Почему камни так притягивают малышей? Нас привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. С ними связано множество мифов и легенд, из них веками изготавливали талисманы – символы здоровья, долголетия, процветания. И даже если не верить в магическую силу камней, нам они приносят радость, положительно влияют на наше всестороннее развитие и являются средством познания мира. (Приложение 2 фото 1, 2)
Мы узнали, что камни это тверда горная порода: каменная сопка, утесы, скалы, валуны, гребень, горы. Все они разные и непохожие друг на друга. Нежные, переливающиеся всеми цветами радуги самоцветы и грубые невзрачные булыжники. Одного слова – «камни», для них мало. У каждого камня, как и у каждого человека, есть свое имя. Ученые называют одни камни минералами, а другие – горными породами. Горные породы это мрамор, яшма, гранит, мел, песчаник, базальт. Из горных пород сложена поверхность нашей планеты – земная кора. Мы по ней ходим. Горные породы состоят из минералов. Природа «строит» горные породы из разных минералов, их на Земле очень много. Какие «детальки» - минералы сложатся и в каком порядке – такая горная порода и получится. К минералам относятся: гранат, лазурит, кварц, слюда, тальк, графит. (Приложение 3 фото 1,2,3,4)
Нам стало интересно, кто же ищет и изучает камни? Мы узнали что это геологи - люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа! (Приложение 4 фото 1,2)
Многие камни образовались задолго до того, как человек в первый раз развёл огонь, раньше, чем земля задрожала под ногами динозавров. Самым старым камням на Земле около 4,5 миллиарда лет. (Приложение 5 фото 1)
Самым большим монолитным каменным образованием на Земле считается песчаниковая скала Огастус в Австралии. Её вершина возвышается на 1105 метров над уровнем моря и на 860 метров над поверхностью Земли. Только представьте себе: этот «камень» выше самого высокого в мире небоскрёба на целых 32 метра! (Приложение 5 фото 2)
Каждый камень хранит секрет, служит искусству, очень интересно посмотреть на камни «в разрезе», они напоминают растения, цветы, какую же таят они внутри красоту!
(Приложение 5 фото 3,4)
Камни могут быть помощниками людей и животных в разных аспектах жизни, служат искусству. Например: чтобы достать моллюска из раковины, морские выдры переворачиваются на спину, кладут на живот плоский камень и начинают бить по нему ракушкой, а чайки разбивают раковины моллюсков о скалы, сбрасывая их с высоты. (Приложение 6 фото 1,2)
Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Древние люди изготавливали из камня орудия труда, украшения, вырезали из камня различные фигурки – идолы, а так же занимались наскальной росписью, которая превосходно сохранилась в течение многих тысячелетий и до наших дней. Обычно на стенах пещер встречаются такие сюжеты как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. (Приложение 7 фото 1,2, 3, 4)
В современном мире камень используют в строительстве - от возведения фундамента до внутренней отделки. Действительно, материал надежнее камня для возведения стен наших «крепостей» найти трудно. Кстати, знакомый всем кирпич - тот же камень, только искусственный. Но при его производстве используются натуральные минералы. Например, силикатный кирпич делают из кварца и извести. Итак, камень, как и столетия назад, дарит людям надежность и непоколебимость родных стен. Более того, тепло и безопасность в доме нам тоже дает именно он. Люди высоко ценят ювелирные изделия с использованием драгоценных камней. Эти камни притягивают восторженные взоры миллионов. (Приложение 8 фото1, 2, 3, 4)
Камень - замечательный материал природы, из которого можно сделать скульптуру, мемориальный памятник, картину и многое другое.
Камни могут быть космическими странниками. Миллионы камней путешествует по бескрайним просторам вселенной.
Кометы — это большие «снежки» из камня и льда. Они вращаются вокруг Солнца и, когда приближаются к нему, начинают таять, оставляя за собой шлейф светящейся пыли. За это кометы называют хвостатыми звёздами.
Метеороиды — камни размером от песчинки до баскетбольной площадки.
Это они — падающие звёзды ночного неба. Иногда метеороиды падают на Луну, Землю и другие планеты. Такие камни, прилетевшие к нам из космоса, мы называем метеоритами.
Астероиды — это огромные камни или куски металла. Они могут весить до миллиона тонн. Самый крупный известный науке астероид достигает в диаметре 532 километров. Человеку потребовалось бы четырнадцать дней, чтобы обойти вокруг него. (Приложение 9 фото 1,2,3)
Все эти исторические факты очень познавательны. Для того чтобы закрепить знания, полученные в ходе изучения мира камня, нами было выбрано несколько интересных игр и опытов, которые позволили нам самостоятельно выявить и подтвердить полученные знания о камнях.
«Мы экспериментаторы»
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Внимательно осмотрим глазами все камни, определим их цвет.
Делимся наблюдениями, какого цвета у нас камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Определяем все ли камни одинакового размера. Найдем самый большой и самый маленький камень.
Аналогично находим самый красивый и самый невыразительный, простой камешек.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Определим самый гладкий и самый шершавый камень. Гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу и микроскоп.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами и микроскопом. Рассматриваем все камни, обращаем внимание на крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Вывод: камни по своему внешнему виду разные.
Опыт № 5. Определение веса.
Определим самый тяжелый и самый легкий камень, взяв их в ладошки.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 6. Плавучесть.
Возьмем понравившийся камень и осторожно опустим его в воду. Наблюдаем что происходит. Делимся результатом опыта. Обращаем внимание, что по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Приложение 10 фото 1, 2,3, 4)
«Мы художники»
После проведения опытов нам захотелось самим изобрести что-то из этих удивительных и загадочных камней. Педагоги рассказали нам, что камни можно использовать в изготовлении поделок и аппликаций. Роспись на камнях популярна во многих странах. Например, на востоке считается отличным подарком разрисованный камень. Внимательно присмотревшись к камушкам, которые мы привезли из отпуска, нашли во дворе нашего детского сада, собрали на берегу реки, мы представили, что камушки могут быть похожи на рыбок, жучков, божьих коровок, котиков или они могут стать забавными смайликами.
Камешки для рисования нужно выбирать более гладкие, так как пористые забирают в себя много краски, и рисунок может получиться совсем бледным. Мы с большим удовольствием принялись за дело, расписывали камушки и превращали их в интересные картины. Для росписи нам понадобились краски, кисти и вода. А для аппликации – картон, камни, ракушки, краски, клей и д. р. Эти красивые камни можно использовать в качестве атрибутов для игр, сувениров, украшения интерьера. (Приложение 11 фото 1,2)
«Мы искусствоведы»
Во время прогулки мы нашли много разных камешков, которые отличались по цвету, форме, размеру. Представив, что ищем старинный клад, ведь любой камень может стать драгоценным, мы аккуратно и бережно промывали и раскладывали в коробку, подписывали их. Пронумерованный список камней поместили на обратной стороне крышки коробки. Если мы не знали названия, не беда, каждый ребенок мог дать имя найденному камню.
Во время поисков были найдены - керамзит, галька, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты, угля. Но не только эти камни вошли в нашу коллекцию, ее пополнили экспонаты, привезенные с разных уголков нашей страны. Вот так наша мини коллекция превратилась в настоящую выставку. Так же в неё вошли наши расписные камушки, энциклопедии, иллюстрации. И пусть она маленькая и находится в нашей группе, а не в большом музее, зато мы очень старались, оформляя её. (Приложение12 фото 1,2,3)
Заключение
Работая над нашим проектом, мы узнали много нового о происхождении и разнообразии камней, их свойствах и особенностях. Знакомство с камнем помогло нам ближе познакомиться с неживой природой и расширило наше представление об окружающем мире. Оказалось, что каждый камень имеет своё название, происхождение и ценность для человека. Нас удивил тот факт, что камни живут не только на земле, но и в космосе. По просторам вселенной путешествуют метеороиды, астероиды и кометы.
В ходе работы мы выяснили, что камень имеет древнюю историю и хранит в себе много тайн и открытий. Погрузившись в историю камня, мы узнали о самом древнем камне и о самом большом монолитном каменном образовании на Земле. Эти факты поразили и удивили нас! Мы не могли себе представить, что камню может быть столько лет и что он может быть таким громадным! Используя энциклопедии, книги и источники из интернета, мы установили, как использовали камень в далёкие времена наши предки. Очень интересными оказались сведения о людях, которые ищут и исследуют недра земли для того, чтобы отыскать редкие и полезные каменные породы. Мы поняли, как нелегка работа геологов. Но как бы эта работа не был опасна, она очень интересная, увлекательная и приносит большую пользу людям. Ведь камень используют при строительстве, отделке домов, для украшения придомовых территорий и отделки водоёмов, для возведения скульптур, при изготовлении ювелирных изделий и для украшения интерьера, так же из камня можно сделать красивые поделки, которые можно преподнести в качестве подарка друзьям и знакомым. Но камень полезен не только людям, но и животным. Они используют его, чтобы добыть пищу и в постройке жилища.
Нас так заинтересовали все эти факты и сведения о камне, что мы решили провести опыты у себя в группе с найденными нами камушками. Мы рассматривали камни через лупу и микроскоп, определяли вес, плавучесть камня и многое другое. Потом у нас появилось желание изготовить интересные поделки из камня: мы расписывали и превращали камушки в интересную картину. Работа над проектом была так увлекательна и интересна, что мы решили оформить небольшую выставку с нашими находками и поделками из камней. Проект помог нам узнать много нового и полезного.
Впереди, нас ждут ещё очень интересные опыты и открытия, потому, что у нас появился огромный интерес к разным исследованиям, мы поняли, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004;
- Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
- Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
- Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
- Кленов А.С. Малышам о минералах. - М, 1993г.
- Лаптева В.И. Лебедева И.З. Большая энциклопедия для дошкольников. Олма - Пресс 1999г.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;
- Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.
- Машкова. Т. Мы – геологи! Непрерывное образование. Ежемесячный научно-популярный журнал «Обруч». – Ярославль 2007. №3 – 16.
- https://www.kamni.guru.ru/
- https://ru.m.wikipedia.org.wiki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская разработка "Оздоровление молодого поколения через повышение двигательной активности"
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ...
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...
Научно - исследовательская работа на тему "Развиваем речь детей старшего дошкольного возраста на основе содержания устного народного творчества"
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"
Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"...
- Мне нравится (5)