Конспект НОД " Чудесная кладовая- Земля" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колоколова Надежда Валериевна

Конспект поможет расширить представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ,  закрепить знания о подземных обитателях и свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в разновозрастной группе

«Чудесная кладовая- Земля»

Программное содержание:

- расширять представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ

- закрепить знания о подземных обитателях

- развивать познавательную активность

- учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности

- воспитывать экологически грамотное отношение к природе

- активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатое

- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи

Предварительная работа:

- наблюдение за листопадом, почвой на прогулке

- рассматривание дождевого червя, наблюдение за жуками, личинками, муравьями

- чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях

- экскурсии в парк в разные периоды года

- работа в огороде детского сада

Оборудование:

- стаканчики с водой для проведения опытов,

- салфетки

- образцы почвы

- прозрачные ёмкости с водой

- стаканчик с мыльной и чистой водой

- ферма червяков

- макет муравейника

Ход НОД:

В- ребята, сегодня я приглашаю вас в необычную лабораторию. Я подумала, что нам там будет очень интересно. Вы согласны пойти со мной?

Д- ответы

В- тогда отправляемся.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу с оборудованием для  экспериментирования.

В- есть у природы удивительная кладовая, положишь в нее весной горсточку зерна – а к осени возьмешь целый мешок. Одна картофелина превращается в 10 картофелин. А из маленького количества семян можно получить огромный урожай моркови, свеклы, редиса, помидоров.

- как вы думаете, что это за кладовая?

Д- земля, почва

В- правильно, и сегодня мы с вами поговорим о почве. Узнаем из чего она состоит, кто в ней живет, как мы можем не только ее сохранить, но и вырастить.

В- ребята, как вы думаете, что такое почва?

Д-  ответы

В- почва состоит из песка, глины и перегноя, почва есть там, где растут растения, которые сами являются материалом для строения почвы.

В- ребята, вспомните, что мы с вами делали на грядках для того чтобы наша почва стала еще более плодородной?

Д- В этом помогают опавшие листья, ветки, картон, скошенная трава, которую мы собирали и бережно укладывали в грядки, различные подземные обитатели невидимые нашему глазу.

В-  как вы думаете, кто участвует в создании перегноя?

Д- черви, слизни, мокрицы, разные клещики, многоножки, улитки.

В- в результате их жизнедеятельности образуется перегной, это питательный почвенный слой.

В- ребята, как вы думаете, в почве есть воздух и дышат ли подземные обитатели?

Д – ответы

В- предлагаю вам это проверить с помощью опытов в нашей лаборатории.

Опыт №1

Воспитатель и дети берут стаканчики с водой. Воспитатель предлагает бросить в стаканчик с водой по комочку почвы.

Д- выполняют задание.

В- что мы видим?

Д – ответы

В- какой вывод можно сделать в результате этого опыта?

Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх, а это значит, что в почве есть вода.

В- а как вы думаете, ребята, есть ли в почве вода?

Д- ответы

 

Опыт №2

В- предлагаю вам взять салфетки и насыпать на них немного почвы. Теперь придавить ее плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?

Д- ответы

Вывод: в почве есть вода.

В- а откуда же в почве берется вода?

Д- ответы

В- все правильно. Вода попадает в почву во время дождя или полива. Она проникает вглубь и сохраняется между частичками почвы.

В- показывает детям 2 стакана с мыльной и чистой водой и просит детей сравнить их.

В- ребята, как вы думаете, какой водой лучше поливать землю, чистой или грязной?

Д- ответы

В- как вы считаете, где можно увидеть мыльную или грязную воду?

Д- после стирки и мытья посуды, мойки машин и т.д.

В- а где мы с вами берем чистую воду для полива наших растений?

Д- собираем дождевую воду, а когда она заканчивается берем из крана.

В- чтобы они подумали о нас, если бы мы поливали грядки грязной водой? О чем бы попросили, если бы умели разговаривать?

Д- надо бережно относиться к подземному царству.

Вывод: подземные жители могут погибнуть из-за грязной воды, которая попадает в почву.

В- (обращает внимание детей на ферму червяков.)

Ребята, наши помощники-садоводы заскучали без нас. Давайте подойдем к нашей ферме и расскажем нашим гостям о ее обитателях

- что вы знаете о их жизни? И для чего мы ее создали?

Д- ответы

В - все верно, на протяжении долгого времени мы с вами выращиваем червяков для того, чтобы они помогали делать почву в наших грядках более плодородной.

- какое еще насекомое улучшает нашу почву и защищает наши растения от вредителей?

Д-муравьи

В- как они это делают?

- что еще вы знаете об этих выносливых и трудолюбивых насекомых?

Д- ответы детей, сладкоежки…

В- как мы с вами убедились в том, что они действительно сладкоежки

Д- рассказ детей про эксперимент с муравьями

В- предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действие, а вы отвечайте. Если я буду говорить правильно, отвечайте «да», если неверно, отвечайте «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет

Если съем конфетку я и выброшу бумажку? – нет

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да

Если разведу костер, а тушить не буду? – нет

Если мусор уберу, ямку закопаю? – да

Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да

В- ребята  подойдем к столу у меня для вас есть еще одно задание

В- давайте еще раз уточним, как мы можем сберечь почву для подземных существ, что мы можем сделать? В этом нам могут помочь специальные знаки. Вы должны взять знак и рассказать о его значение

Д – поднимают знаки подсказки и отвечают: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения и т.д.

В- вы большие молодцы! Благодаря вашим знаниям и стараниям наших помощников червяков в прошлом году нам удалось вырастить плодородную землю, которая отблагодарила нас щедрым урожаем. Кто из вас скажет, какие растения росли на наших грядках?

Д- подсолнухи, картофель, горох, кабачки, лук, салат, петрушка, мята, цветная капуста, укроп. ( берем ферму червяков)

В- в этом году мы с вами посадили новые не совсем обыкновенные растения, давайте пройдем в наш огород и познакомим гостей с нашими растениями

Д- нут (бараний горох), арахис (земляной орех), огур-дыню , люфа (из нее делают мочалки)

В- а сейчас предлагаю вам переселить наших червяков из фермы в грядку.

Д- (говорят сопутствующие слова)

Садоводы добряки- дождевые червяки.

Живут в земле, в вырытой норе.

Сами землю копают, сами удобряют.

А когда устанут в земле отдыхают.

Пусть растут травинки словно на перинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская мультимедийная игра "Чудесные узоры" для детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийная игра может быть использована как часть НОД по художественно-эстетическому развитию. Она способствует повышению речевой и поисково-познавательной активности дошкольников, закреплению и у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Организованная образовательная деятельность по экологии "Чудесное семечко" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Чудесное семечко" для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: « Чудесная страна - Математика».

Цель: формирование математического мышления, развитие логики.Задачи:Обучающие:-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;-закрепить название ге...

Экологический проект «Чудесная грядка» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Чудесная грядка»для детей старшего дошкольного возраста...