Конспект НОД " Чудесная кладовая- Земля" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект поможет расширить представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ, закрепить знания о подземных обитателях и свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в разновозрастной группе
«Чудесная кладовая- Земля»
Программное содержание:
- расширять представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ
- закрепить знания о подземных обитателях
- развивать познавательную активность
- учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности
- воспитывать экологически грамотное отношение к природе
- активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатое
- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи
Предварительная работа:
- наблюдение за листопадом, почвой на прогулке
- рассматривание дождевого червя, наблюдение за жуками, личинками, муравьями
- чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях
- экскурсии в парк в разные периоды года
- работа в огороде детского сада
Оборудование:
- стаканчики с водой для проведения опытов,
- салфетки
- образцы почвы
- прозрачные ёмкости с водой
- стаканчик с мыльной и чистой водой
- ферма червяков
- макет муравейника
Ход НОД:
В- ребята, сегодня я приглашаю вас в необычную лабораторию. Я подумала, что нам там будет очень интересно. Вы согласны пойти со мной?
Д- ответы
В- тогда отправляемся.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу с оборудованием для экспериментирования.
В- есть у природы удивительная кладовая, положишь в нее весной горсточку зерна – а к осени возьмешь целый мешок. Одна картофелина превращается в 10 картофелин. А из маленького количества семян можно получить огромный урожай моркови, свеклы, редиса, помидоров.
- как вы думаете, что это за кладовая?
Д- земля, почва
В- правильно, и сегодня мы с вами поговорим о почве. Узнаем из чего она состоит, кто в ней живет, как мы можем не только ее сохранить, но и вырастить.
В- ребята, как вы думаете, что такое почва?
Д- ответы
В- почва состоит из песка, глины и перегноя, почва есть там, где растут растения, которые сами являются материалом для строения почвы.
В- ребята, вспомните, что мы с вами делали на грядках для того чтобы наша почва стала еще более плодородной?
Д- В этом помогают опавшие листья, ветки, картон, скошенная трава, которую мы собирали и бережно укладывали в грядки, различные подземные обитатели невидимые нашему глазу.
В- как вы думаете, кто участвует в создании перегноя?
Д- черви, слизни, мокрицы, разные клещики, многоножки, улитки.
В- в результате их жизнедеятельности образуется перегной, это питательный почвенный слой.
В- ребята, как вы думаете, в почве есть воздух и дышат ли подземные обитатели?
Д – ответы
В- предлагаю вам это проверить с помощью опытов в нашей лаборатории.
Опыт №1
Воспитатель и дети берут стаканчики с водой. Воспитатель предлагает бросить в стаканчик с водой по комочку почвы.
Д- выполняют задание.
В- что мы видим?
Д – ответы
В- какой вывод можно сделать в результате этого опыта?
Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх, а это значит, что в почве есть вода.
В- а как вы думаете, ребята, есть ли в почве вода?
Д- ответы
Опыт №2
В- предлагаю вам взять салфетки и насыпать на них немного почвы. Теперь придавить ее плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?
Д- ответы
Вывод: в почве есть вода.
В- а откуда же в почве берется вода?
Д- ответы
В- все правильно. Вода попадает в почву во время дождя или полива. Она проникает вглубь и сохраняется между частичками почвы.
В- показывает детям 2 стакана с мыльной и чистой водой и просит детей сравнить их.
В- ребята, как вы думаете, какой водой лучше поливать землю, чистой или грязной?
Д- ответы
В- как вы считаете, где можно увидеть мыльную или грязную воду?
Д- после стирки и мытья посуды, мойки машин и т.д.
В- а где мы с вами берем чистую воду для полива наших растений?
Д- собираем дождевую воду, а когда она заканчивается берем из крана.
В- чтобы они подумали о нас, если бы мы поливали грядки грязной водой? О чем бы попросили, если бы умели разговаривать?
Д- надо бережно относиться к подземному царству.
Вывод: подземные жители могут погибнуть из-за грязной воды, которая попадает в почву.
В- (обращает внимание детей на ферму червяков.)
Ребята, наши помощники-садоводы заскучали без нас. Давайте подойдем к нашей ферме и расскажем нашим гостям о ее обитателях
- что вы знаете о их жизни? И для чего мы ее создали?
Д- ответы
В - все верно, на протяжении долгого времени мы с вами выращиваем червяков для того, чтобы они помогали делать почву в наших грядках более плодородной.
- какое еще насекомое улучшает нашу почву и защищает наши растения от вредителей?
Д-муравьи
В- как они это делают?
- что еще вы знаете об этих выносливых и трудолюбивых насекомых?
Д- ответы детей, сладкоежки…
В- как мы с вами убедились в том, что они действительно сладкоежки
Д- рассказ детей про эксперимент с муравьями
В- предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действие, а вы отвечайте. Если я буду говорить правильно, отвечайте «да», если неверно, отвечайте «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет
Если съем конфетку я и выброшу бумажку? – нет
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да
Если разведу костер, а тушить не буду? – нет
Если мусор уберу, ямку закопаю? – да
Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да
В- ребята подойдем к столу у меня для вас есть еще одно задание
В- давайте еще раз уточним, как мы можем сберечь почву для подземных существ, что мы можем сделать? В этом нам могут помочь специальные знаки. Вы должны взять знак и рассказать о его значение
Д – поднимают знаки подсказки и отвечают: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения и т.д.
В- вы большие молодцы! Благодаря вашим знаниям и стараниям наших помощников червяков в прошлом году нам удалось вырастить плодородную землю, которая отблагодарила нас щедрым урожаем. Кто из вас скажет, какие растения росли на наших грядках?
Д- подсолнухи, картофель, горох, кабачки, лук, салат, петрушка, мята, цветная капуста, укроп. ( берем ферму червяков)
В- в этом году мы с вами посадили новые не совсем обыкновенные растения, давайте пройдем в наш огород и познакомим гостей с нашими растениями
Д- нут (бараний горох), арахис (земляной орех), огур-дыню , люфа (из нее делают мочалки)
В- а сейчас предлагаю вам переселить наших червяков из фермы в грядку.
Д- (говорят сопутствующие слова)
Садоводы добряки- дождевые червяки.
Живут в земле, в вырытой норе.
Сами землю копают, сами удобряют.
А когда устанут в земле отдыхают.
Пусть растут травинки словно на перинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская мультимедийная игра "Чудесные узоры" для детей старшего дошкольного возраста
Мультимедийная игра может быть использована как часть НОД по художественно-эстетическому развитию. Она способствует повышению речевой и поисково-познавательной активности дошкольников, закреплению и у...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Организованная образовательная деятельность по экологии "Чудесное семечко" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Чудесное семечко" для детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: « Чудесная страна - Математика».
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.Задачи:Обучающие:-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;-закрепить название ге...
Экологический проект «Чудесная грядка» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Чудесная грядка»для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....