Методическая разработка " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах…»
Ч.Дарвин
Введение.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ведь дошкольник – природный исследователь окружающего мира. Как писал классик отечественной детской психологии Лев Семёнович Выгодский: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, растениям, животным, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Все мы должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинству и красоте природы, чтобы, уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство связи с ней.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. А в наше время – время скоростей, возрастание агрессии,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_sfery_doshkolnika_cherez_oznakomlenie_1_1.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка –
детский сад № 232»
Методическая разработка
" Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"
Подготовила воспитатель: Онисько Г.В
Содержание
Введение
1. Роль природы в формировании личности дошкольника
2. Методы и приемы, развивающие познавательный интерес дошкольников в
процессе ознакомления с природой
3.Создание условий для развития познавательной сферы дошкольников
4. Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями
5. Заключение
6. Литература
Приложения
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах…»
Ч.Дарвин
Введение.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ведь дошкольник – природный исследователь окружающего мира. Как писал классик отечественной детской психологии Лев Семёнович Выгодский: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, растениям, животным, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Все мы должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинству и красоте природы, чтобы, уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство связи с ней.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. А в наше время – время скоростей, возрастание агрессии, эгоизма особо остро чувствуется необходимость прививать эти чувства в наших детях.
Убедившись, насколько это сейчас актуально, остро, я и решила свою работу посвятить этой теме.
Экологическое воспитание, я думаю, надо рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Критерием сформированности осознанно-правильного отношения к природе, результатом экологической культуры является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ведь дошкольник – природный исследователь окружающего мира. Как писал классик отечественной детской психологии Лев Семёнович Выгодский: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
1. Роль природы в формировании личности дошкольника.
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В.Сухомлинский: «Годы детства – прежде всего воспитание сердца». Великий педагог справедливо считал: необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». (1, с. 309)
Мнение выдающегося педагога, мною взято за основу обозначенного направления воспитательно-образовательной деятельности.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.
Начиная работу в данном направлении, я преследовала конкретную цель: дать детям расширенные знания о природе, учить замечать прекрасное в природе, прививать любовь к природе, учить заботиться о ней. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
- знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
- формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
- приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
- использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
- привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
Решение данных задач станет обязательным этапом в подготовке дошкольника к обучению и окажет положительное влияние на развитие его познавательной сферы.
2. Методы и приемы, развивающие познавательный интерес дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Счастье – это быть с природой,
Видеть ее, говорить с ней.
(Л.Н.Толстой).
Родная природа – это лучший источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в цветной траве, трудолюбивого муравья на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и, если возможно, попробовать на вкус. И моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого, - в ближайшем окружении.
С детьми старших групп используется материал, который дополняет ранее усвоенные знания, например: ребята знают, что осенью растения готовятся к зиме (прекращают рост и цветение, сбрасывают листья) и зима с ее характерным признаком-снегом у детей ассоциируется с холодом и морозом, который губительно действует на все живое, однако на экскурсии в парк они узнают, что растения не только готовятся к зиме, но и к будущей весне: закладывают почки на ветках деревьев и кустарников, из которых весной появляются листья и цветы. Детям интересно узнать, что снежный покров защищает деревья от холода. Постоянные наблюдения дают возможность раскрыть несложные связи в мире природы; дети выясняют, что птицы питаются насекомыми, лес кормит птиц, но и птицы приносят деревьям пользу. В лесу муравьи находят себе строительный материал для жилища и пищу, становясь своеобразными « санитарами леса». Во время похода на луг дети узнают, что некоторые насекомые, например, пчелы не могут жить без растений. Питаясь нектаром цветов пчелы, одновременно опыляют их. Обращая внимание детей на происходящее в природе, постоянно нужно подвести их к пониманию различных взаимосвязей, существующих между животным и растительным миром. Животные тоже приспосабливаются к среде обитания. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомых объектах и явлениях, проводятся повторные прогулки и экскурсии в парк, луг, к реке, на поле в разные времена года. Это дает возможность сравнивать, сопоставлять факты, имеющиеся сведения. Особое внимание уделяется вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, сравнивать, находить отличие и сходства, устанавливать связь между явлениями природы. Постановка вопросов и постепенное усложнение задачи ведет к формированию у детей исследовательско-поисковой деятельности, развитию познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственные развития. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым дети постигают мир вокруг себя.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации наблюдений за окружающим дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не продолжительно. Здесь важно четко задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе. В процессе наблюдений использую разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. В процессе наблюдения необходимо пояснять детям, чтобы помочь им понять все увиденное. А чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, лучше использовать стихи, малые формы фольклора (загадки, поговорки, пословицы). Обращение к художественному слову должно быть естественным, ненавязчивым.
Я даю возможность детям проявить себя, они задают вопросы, удивляются, восхищаются, обмениваются впечатлениями. Руководя наблюдениями детей за животными, направляю детское внимание, прежде всего, на поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?». А так же признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги длинные или короткие? Какие глаза? и др.». Учу детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними. Помогаю замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака, а затем уже определяем основные особенности внешнего строения растения: рассматриваем по порядку величину, форму стебля, листья, цветы и т.д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников недостаточно устойчиво.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности ребенка и взрослого. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.
Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.д. - уже экспериментируют. Дети младшего возраста во время образовательной деятельности в различных режимных моментах с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. Путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов дети быстрее учатся различать, узнавать и правильно называть овощи и фрукты. С детьми среднего возраста опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: «Как чистят грязную воду? Пар - это тоже вода. Почему осенью много луж? В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Что такое радуга? Иней?» и т.д. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники значительно расширяется. Дети определяют свойства предметов, узнают, что такое звук как сделать его громче. Опытно-экспериментальная работа позволяет многое узнать и о человеке: «Зачем человеку глаза, уши? Стук сердца. Проверим слух» и т.д. Вмести, с детьми провожу опыты и эксперименты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты дети проводят в подгрупповой и самостоятельной деятельности, опыты могут быть связаны с их трудом в уголке природы и в цветнике, а также включаю их в ознакомление со свойствами природных материалов. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Эксперименты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им самостоятельно установить причинно-следственные связи, обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека. Дети любят экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляются яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Они стремятся самостоятельно экспериментировать для получения новых знаний. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, в процессе экспериментальной деятельности развивается наблюдательность, мыслительную деятельность, эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Что за птица?», «Природа и человек», «Когда это бывает?»; «Где чье гнездо?», «С какого дерева листик?», «Где, чей домик?», «Без чего нам не прожить?», «Угадай растение», «Раздели на группы», «С чей ветки детки», «Путаница» - части растений, «Дары осени» и т.д. позволяют детям быстрее закрепить знания о характерных особенностях предметов, дети легче запоминают названия растений и их части. С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам. В дидактических играх познавательные задачи (определить свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить задание, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения, благодаря которой усвоение знаний происходит легкого, быстрого и непреднамеренно.
При использовании дидактической игры необходимо:
- опираться на уже имеющиеся знания, полученные путем непосредственного восприятия;
- следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровое действие;
- конкретно четко объяснять правила.
Словесные игры: «Каких птиц мы покормили», «Четвертый лишний?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Урожай», «Съедобно–несъедобно», «Ходят капельки по кругу» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Игры необходимо подбирать с учётом развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое внимание уделяется соревновательным играм, которые стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д. В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения. Нужно создавать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;
- Принцип индивидуализации;
- Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности;
Это позволяет обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «…любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Через познавательный интерес можно формировать первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним и обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Только целенаправленное и систематическое ознакомление с природой в процессе экологического воспитания дошкольников стимулирует развитие познавательного интереса в условиях детского сада.
3. Создание условий для развития познавательной сферы дошкольников.
Уголок природы.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, будит в нем интерес узнать что-то новое. Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Уголок природы имеет огромное значение для воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за цветами закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения ко всему живому. В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Дети ежедневно, под моим руководством систематически наблюдают и ухаживают за комнатными растениями (поливка, мытье листьев, рыхление, удаление сухих листьев). Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. В ходе образовательной деятельности на тему «Сравнение комнатных растений» (герань и хлорофитум), дети овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями ( окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к цветам, укрепляя, таким образом, интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
К сожалению, в нашем детском саду нет возможности разбить огород на участке, поэтому в определенный период года маленький огород появляется на окне в групповой комнате. На занятиях дети самостоятельно сеют семена огурцов, укропа, сажают лук. Выращивание овощных культур дает возможность детям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Каждому ребенку предоставляется возможность самому проделать весь несложный процесс посева (рассмотреть, посадить и полить). Кроме того ведется календарь зарисовок растений, где ребята сами рисуют с натуры растение, через определенные промежутки времени (наличие листиков, цветов, усиков, плодов).
Чтобы привлечь внимание детей, вызвать эмоциональную отзывчивость. Провела с детьми занятие-развлечение на тему: «Вот веселый огород, что здесь только не растет!», цель которого: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. С особым азартом ребята отгадывали загадки, играли в игры: «Опиши, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Угадай на вкус», «Найди овощи, которые можно есть сырыми», разгадывали кроссворд, вспоминали интересные физкультминутки, рассказывали стихи об овощах.
Не имея возможности содержать животных в уголке природы, мы рассматриваем их на прогулке, используем картинный материал и игрушки. В ходе образовательной деятельности я с успехом применяю игры- перевоплощения, дидактические игры: «Угадай, кто я?», «Море волнуется раз…», «Кто как кричит?», «Третий лишний», «Повторяй друг за другом» и др.; рисование животных по трафаретам; чтение сказок и стихотворений: «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», И. Демьянов: «Зимующие птицы», «Снегири», Первая прогулка» и др.
Участок детского сада.
Результативность образования и воспитания во многом зависит от условий, в которых находится ребенок. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – одно из важнейших условий организации работы с детьми. На участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
На территории нашего детского сада при поддержке сотрудников станции юных натуралистов создан эколого-развивающий комплекс: более 20 разновидностей деревьев и кустарников. Такое преобразование природной среды способствовало ее активному использованию в воспитательно-образовательном процессе.
Например, на площадке природы, которая расположена за групповыми участками, находятся лужайка, уголок отдыха, цветники и разнообразие деревьев и кустарников, в том числе и плодоносных (шиповник, яблоня, жимолость и др.) Я регулярно прихожу сюда с детьми, чтобы наблюдать за цветущим лугом и прилетающими на него насекомыми, в ходе поисково-опытнической деятельности найти ответы на интересующие вопросы. Здесь мы сравниваем растения в парах: ель и сосна; хвойное дерево и лиственное (сосна и дуб); соцветие на яблони и на жимолости; кустарник и дерево и т.д. Решаем познавательные (развитие растения от семени до семени; видовое разнообразие растений), эстетические (любование плодовыми деревьями в разное время года) и природоохранные (обучение трудовым навыкам по выращиванию растений, уходу ха ними) задачи.
Непосредственно на нашем групповом участке разбиты цветники, оборудована беседка с вертикальным озеленением, в создании всего этого мои воспитанники принимали активное участие. Здесь имеется место для разнообразных игр с песком, водой, глиной и т.д.
Уже в старшем дошкольном возрасте я привлекаю своих воспитанников не только к выполнению определенных действий, но и к их планированию. Вместе с детьми мы обсуждаем, как лучше разместить оборудование, где высадить те или иные растения, что мы сможем получить в результате терпеливого ухода за растениями, как мы будем использовать полученные плоды: ягоды, шишки, желуди, орехи, семена растений, засушенные листья. Выстраивая таким образом работу на участке, я стремлюсь развить в своих воспитанниках способность к планированию своих действий, активное воображение, формированию более высокого уровня абстракции и обобщения, теоретического мышления. Я уверена, что мои воспитанники станут активными и инициативными школьниками и используемые мною приемы работы будут способствовать бескризисному переходу от игровой деятельности к учению.
4. Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями
Родители детей – это большая опора во всех делах. Они принимают активное участие в жизни детей в стенах дошкольного учреждения, прислушиваются к советам воспитателя. Помогают в обустройстве природного уголка, шили фартуки для детей. Пополняют предметно-развивающую среду (приобретают дидактические и настольные игры, книги для чтения детям и др.).
Каждый раз весной участок обустраивается, красится и производится ремонт оборудование. Родители так же принимают в этом активное участие.
Благодаря этому, участок с каждым годом становится все красивее. Красивые клумбы – это тоже заслуга родителей. Они приносят нам готовую рассаду однолетних и многолетних растений.
Вместе с родителями организуем выставки:
- «Поделки из природного материала»
- «Золотые ручки мамочки моей»
- «Папа мой умеет все»
Раз в квартал проводятся родительские собрания. На одном из таких собраний затронута тема экологического воспитания, объяснена актуальность данной темы, рассказано, какие игры природоведческого содержания есть в группе, они показаны родителям.
Таким образом, взаимодействие с родителями значительно влияет на повышение знаний, умений и навыков по данному направлению.
Заключение.
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в ней нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… Обращайтесь … к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому» . /К.Д.Станиславский/ Мудрые, проникновенные слова, воспевающие чудо-природу. Было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека великого учителя – Природу. Более совершенного дидактического пособия, чем естественные природные объекты, трудно себе представить.
В своей педагогической деятельности я использую те возможности, которые открываются передо мной в процессе ознакомления дошкольников с природой. Я стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, творчески применяю традиционные приемы воспитания и образования своих воспитанников при ознакомлении с природой. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе. По результатам периодически проводимых срезов и мониторинга, очевиден результат моего труда:
- дети проявляют интерес к ознакомлению с природой;
- повышается творческая активность;
- развивается самостоятельность, инициативность; дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого.
Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой – не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес, стремление к успеху.
Список литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.
2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.
3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.
4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.
6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.
8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.
9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.
10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.
11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.
12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-49.
Приложения
Приложение 1
Игры с предметами
Формирование экологических представлений о мире животных
Игра №1: « Найдите и покормите зимующих птиц»
Цель. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.
Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.
Ход. Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья птицы, достает, показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает и описывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослый предлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затем взрослый знакомит детей с зимующими птицами.
Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц и посадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им подкармливать их хлебными крошками, зернышками. ПТИЦЫ: зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка); перелетные (ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси, лебеди, утки, снегирь).
Игра № 2: «Что сначала что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Формирование экологических представлений о растениях
Игра № 3: « Детки на ветке».
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: Детки, найдите свои ветки ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Явления природы:
Игра №4: « Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра № 5: « Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
Приложение 2
Игры настольно-печатные
Формирование экологических представлений о животных
Игра № 1: « Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Формирование экологически бережного отношения к природе
Игра № 2: "Ухаживаем за растениями"
Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.
Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют дети показывают соответствующую карточку.Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.
Приложение 3
Игры словесные
Формирование экологических представлений о животных
Игра № 1: « Кто в домике живет?»
Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: Тук-тук-тук, кто в этом домике живет? Дети отвечают: Му-му-му!, Бе-е-е, Мяу-мяу! и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Формирование экологических представлений о растениях
Игра № 2: « Что растет в саду»
Цель. Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.
Материал. Карты с разными пейзажами для взрослого. Маленькие карточки для детей.
Ход. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.
Явления природы:
Игра № 3 : «Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игра № 4: «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".
Методическая разработкараздела основной общеобразовательной программыТема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"...
Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В настоящее вре...
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования»
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительнаядеятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечениемвсех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие вж...
Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Методическая разработка « Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в пол...