Методическая разработка « Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»
методическая разработка (старшая группа)
Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_folklov_v_razvitii_doshkolnikov.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 « Сказка» города Сафоново Смоленской области.
Методическая разработка
« Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Разработала: воспитатель Шаулина Н.А
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора.
3. Использование фольклора в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
4. Заключение.
5. Конспект НОД формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях «Русская изба»
6. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы - это детский фольклор» (Г.С.Виноградов).
Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного творчества. Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Новизна опыта связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Принцип, лежащий в основе работы, дает возможность детям изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.
2. Воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным». (К.Д. Ушинский)
В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, всё больше возрастает интерес к народному творчеству, к истокам, корням, культуре, всему тому, что пришло к нам из глубины веков, в связи с этим, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка - дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей. Обратиться к истокам народного творчества нам поможет фольклор, с английского переводится буквально как «народная мудрость». Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
3. Использование фольклора в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Воспитывая детей, мы не имеем права забывать о своих истоках, о традициях и обычаях русского народа. С раннего детства мы знакомим детей с ними, пытаемся передать лучшее наследие народа, накопленное веками. Известный русский поэт и драматург, переводчик Иосиф Александрович Бродский сказал: «Фольклор – песнь пастуха – есть речь, рассчитанная на самого себя: ухо внемлет рту». Что это значит? Качая дитя на руках, мать с любовью и нежностью напевает ему колыбельную песню, которую ей когда-то напевала ее мать. Из уст в уста – принцип передачи от поколения к поколению народного творчества, народной мудрости – фольклора.
Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – что является важным компонентом в развитии современного дошкольника. На занятиях по развитию речи мы используем скороговорки и чистоговорки, которые, ориентированы на формирование четкой, чистой, без звуковых отклонений речи. Один из принципов ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства. Поэтому задача педагога по максимуму в дошкольный период жизни, познакомить воспитанников с разнообразием фольклора: с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим. Детство ценно тем, что оно полно поиска, поиска новых идей и открытий, поиском себя в этом мире. Через знакомство и изучение фольклора воспитанники могут удовлетворить эту потребность.
В последние время практика показывает, что дети, придя в детский сад, практически не знают сказок. Рекомендую, уделить этому вопросу особое внимание. Театр. Театральная деятельность стимулирует активную речь и развивает артикуляционный аппарат детей. При театральных постановках воспитанники вступают в диалоги, разучивают монологи, это способствует формированию навыков общения и развитию монологической и диалогической форм речи. В актерской игре у детей формируется эмоционально-выразительная сторона речи, поэтому театральная деятельность в ДОУ наряду с игровой должна быть ведущей. Когда у ребенка грамотная, чистая, сформированная речь он чувствует себя уверенным, успешным и счастливым. Задача воспитателя — способствовать полноценному проживанию воспитанниками всех этапов дошкольного возраста. Справится с этой задачей, вам поможет народное творчество. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации. Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
Цель:
Содействие развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Формирование знаний детей о традициях русского народа. Обогащать словарь детей.
Задачи:
1. Обучающая – развитие обучения фонематического слуха и формирование грамматического строя языка.
2. Развивающая – активизировать в речи детей русские потешки, частушки. Поддерживать положительное отношение к народному творчеству.
3. Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.
ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ
Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.
ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ
Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.
ЗАГАДКИ
Загадка — форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
СКОРОГОВОРКИ
Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать.
Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народ создавал произведения не для слушания или заучивания, а для действии в: игре, обряде, шествии, труде. Таким образом, развитие ребёнка на основе фольклора соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность. Результат использования разных форм фольклора очевиден. Снижены до минимума конфликты в группе, ребята пытаются находить компромиссы и договариваться, проявлять настойчивость и терпеливость в какой либо творческой деятельности, более уважительно относятся к труду других.
Как в мире не хватает доброты,
А нашим детям русских умных сказок,
Загадок, поговорок, игр, плясок.
Как в мире не хватает доброты!
Как в мире не хватает красоты,
Не напоказ раскрашенной крикливо,
А нежной, тонкой и неповторимой.
Как в мире не хватает красоты!
Как в мире не хватает волшебства
Чудес и сказок всем нам не хватает
И щука в прорубь все не приплывает
Как в мире не хватает волшебства!
Как в мир такой, малыш, тебя мне отпустить?
Чтоб умным, добрым, смелым смог ты в жизни быть,
Чтобы в него вступал ты без опаски,
Пожалуйста, читайте детям сказки!
Учите с ними поговорки и потешки, загадывайте загадки, водите хороводы и играйте в русские народные игры, ведь в них живет душа нашего народа – чистая как родниковая вода, красивая как белая березка и святая как русская земля.
4. Заключение.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что введение национального компонента в воспитательный процесс образования – это не обращение в прошлое, не консервация его, а один из путей развития национальной культуры. Поэтому необходимо, чтобы фольклор стал основой воспитания подрастающего поколения, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.
Привить детям любовь к фольклору, интерес и увлечение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования и культуры.
.
5. Конспект НОД формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях «Русская изба»
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку зажигает свечу, расставляет тарелки и ложки на столе.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
- Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
- Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
- У нас в печурочки,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
- Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
- Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
- Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
- Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
- Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вёдра).
- Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(стол).
- Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
- Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
- Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(прялка).
- Ходит каток,
По паре порток.
(утюг).
- Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?
Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.
(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).
1 слайд:
Заголовок (Внутренний мир Русской избы).
2 слайд:
На Руси в старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах.
3 слайд:
Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди , с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.
4 слайд:
Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала.
5 слайд:
Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).
6 слайд:
Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.
7 слайд:
Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.)
8 слайд:
Посуда была тоже из дерева (ложки).
9 слайд:
Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).
10 слайд:
Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.
11 слайд:
Прялка помогала сучить нить.
12 слайд:
Вот такие сарафаны шили русские умелицы.
13 слайд:
А так красиво вышивали русские женщины полотенца.
14 слайд:
Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.
15 слайд:
А для зимы русский народ сучил тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
(Дети находят соответствующие картинки)
(Дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Воспитатель угощает детей хлебом и наливает чай из самовара.
5.Список литературы.
Азбука Смоленского края . Мир культуры. С.А. Болотова
https://yandex.ru/search/?text=картинки+и+фото++избы&lr=2&clid=2270456&win=294&suggest_reqid=256527591156828697103374970690139
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Опыт показывает, что для педагога задача развития творческих способностей детей является трудно реализуемой, так как для ребенка необходимо создать такие условия, которые позволили бы ему творчески по...
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...