Методическая разработка «Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная
деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением
всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в
жизни дошкольников.
Все дети любят рисовать. Используя при этом разнообразные и
обыкновенные вещи. Детей привлекает нетрадиционные материалов. И чем
разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
У детей появляется возможность использовать дополнительные средства.
Возникают новые идеи, связанные с комбинацией разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции,
способствуют развитию детского творчества, активности, воображению.
В настоящее время существует большое количество видов
нетрадиционной техники рисования. Которые раскрывают новые
возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
К сожалению, педагоги больше склоняются к применению
традиционных техник. А ведь разнообразие нетрадиционных техник дают
возможность их применения во всех видах художественно- продуктивной
деятельности. Именно от заинтересованности педагога зависит, будет ли
эффективным использование нетрадиционных техник в практике работы с
детьми, как будет происходить развитие интереса и творческой активности
детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка –
детский сад № 232»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»
Подготовила воспитатель: Онисько Г.В
Содержание:
1.Пояснительная записка
2. Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей младших дошкольников
3. Виды нетрадиционных техник рисования.
4.Приложение
5.Заключение
6.Список литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная
деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением
всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в
жизни дошкольников.
Все дети любят рисовать. Используя при этом разнообразные и
обыкновенные вещи. Детей привлекает нетрадиционные материалов. И чем
разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
У детей появляется возможность использовать дополнительные средства.
Возникают новые идеи, связанные с комбинацией разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции,
способствуют развитию детского творчества, активности, воображению.
В настоящее время существует большое количество видов
нетрадиционной техники рисования. Которые раскрывают новые
возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
К сожалению, педагоги больше склоняются к применению
традиционных техник. А ведь разнообразие нетрадиционных техник дают
возможность их применения во всех видах художественно- продуктивной
деятельности. Именно от заинтересованности педагога зависит, будет ли
эффективным использование нетрадиционных техник в практике работы с
детьми, как будет происходить развитие интереса и творческой активности
детей.
Актуальность работы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора..
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности: Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
Задачи
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.)
Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей младших дошкольников
На развитее ребёнка оказывает огромное влияние его творческие
способности. Общие возможности развития входят в состав творческой
деятельности. Творческие способности оказывают прямое воздействие на
творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше
перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве. Созданные
при нем образцы обладают все большей или меньшей выразительностью
зависит от общего степени развития способности и приобретённых навыков.
При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют еще, и
знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами и предметами.
Вначале дошкольники приобретают простейшие навыки рисования – затем
традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы отражения
окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
В тот момент педагог может познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию,
снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои
творческие способности. Оно является средством умственного
эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой
деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное
восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики
руки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения
и восприятия, соединяя их в образы и представления
Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их
увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности
выражения он приближает к игре.
Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные
функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.
Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо
получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня
владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов
работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает
ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается
неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение,
близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался
изобразить. Начало работы красивые и разнообразные материалы – вот, что
помогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку,
обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности.
Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети с одной
стороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения, а с
другой стороны – искали новые решения, творческие подходы. Именно это у
ребенка вызывает положительные эмоции, радостное удивление, желание
трудиться.
В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок
усваивает такие понятия как «вертикаль» и «горизонталь», отсюда
линейность ранних детских рисунков. Уже потом постигаются формы
материалов, постепенно осмысливается окружающее. Причем происходит
это, как правило, быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В этой связи
рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал
малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование вообще
помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более
усложняющиеся представления о мире.
Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка. При
рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-
осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные
способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать
и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование
должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные
эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального
благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего
настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к
художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка
карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка
разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его
собственные силы
В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные
техники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бы
максимальное эмоциональное удовлетворение, поскольку эмоции − это и
процесс, и результат практической деятельности - художественного
творчества.
На сегодняшний день существует множество приемов и техник
рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже
не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые
положительные эмоции позволяет детям рисование необычными
материалами и оригинальными техниками.
Практики подчеркивают, что рисование с использованием
нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные
техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям,
учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо-материалов и техник
Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных
условий успешного развития детского художественного творчества
разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды
деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки,
необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные
и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других
факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского
восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность
разнообразие и скуку.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр
разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумага разной
фактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5;
кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые
и цветные карандаши
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно
начинать с младшего возраста − по принципу «от простого к сложному».
Основные техники, используемые в этом возрасте:
рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона,
ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой
Виды нетрадиционных техник рисования.
1. Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности:
фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого
цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего
животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка,
короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого
цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
3. Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет,
фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть,
плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка и пробка.
5. Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно,
фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения
изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и
навыки.
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
тема | Цели и задачи | Материал и оборудование |
«Ладошки» (рисование ладошкой) | Учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки | Гуашь, разведенная водой разных цветов; лист формата А3 для коллективного рисунка, тряпочки, салфетки |
«Ежик» (рисование пальчиками) | Продолжаем учить детей указательным пальцем проводить короткие линии (имитируя иголки), выходить за контур | Листы формата А4, на Котором нарисован ежик, гуашь черного цвета в мисочках, салфетки
|
«Рыбка плавает в воде» (рисование поролоновым тампоном) | Продолжаем учить детей рисовать губкой. . Воспитывать аккуратность. | Листы формата А4 на котором в середине листа нарисована рыбка, гуашь разведенная водой голубого цвета, салфетки |
«Божья коровка» (пробка, ватная палочка | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату | Листы формата А4, краски красного и чёрного цвета .ватные палочки ,пробка. |
Конспект занятия во второй младшей группе по рисованию
«Мой любимый дождик»
(нетрадиционная техника рисования — рисование пальчиками)
Цель: Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер, используя точку и линию как средство выразительности
1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и линий
2. Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий - капельками, сильный – линиями)
3. Воспитывать аккуратность.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла тучка! Какая она красивая, веселая. Тучка
очень хочет с нами поиграть. Поиграем с тучкой?
Ребята, давайте, поиграем в игру «Дождик - солнце»
«Дождик!» - дети бегут и прячутся под зонтик.
«Солнце!» зонт закрывается - дети «гуляют».
По команде: «Дождь!» ребята снова бегут под зонт.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Лучше капай на грибы,
Чтобы выросли они!
- Ребята, пока тучка играла с нами, она где - то потеряла свои капельки. Если она не
найдет капельки, тогда никогда не будет идти дождь. Кому нужен дождь?
- Правильно, деревьям, животным, птицам, людям, растениям. Всем без дождя будет плохо. Поможем тучке найти капельки? Что мы можем сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: - Давайте нарисуем дождик. Перед детьми разложены карточки с изображением тучек, гуашь, салфетки.
Рассматриваем карточки с тучками.
- Какие они? Чем отличаются? (размером: большая и маленькая).
-Что общего у них? Чем похожи? (Цветом: синий).
-Давайте представим, что из маленькой тучки идет маленький дождик (показываю, как нарисовать пальчиком капельки).
- А из большой тучки, какой дождик? (сильный, ливень).
- Как это можно показать, изобразить на бумаге? (линиями).
Физкультминутка «Тучка».
Тучка с солнышком опять (соединять пальчики поочередно с большим,
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется (хлопок ладошками, затем кулачками,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется (хлопки: ладошка – кулачок,
Тучка весело смеется.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Предлагаю детям нарисовать дождик и тучки пальчиками (показываю, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь , слежу за тем, чтобы дети не глубоко опускали пальчики в краску
И рисую вместе, несколько точек. Нужно показать
детям, как снова набрать краску.
«Снеговик»
Техника: рисование тычком жесткой полусухой кистью.
Цель: создание условий для формирования художественных способностей в процессе рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью и ватными палочками;
- Развивать чувство композиции;
- Развивать уверенные движения и свободное перемещение руки;
- Развивать общение, взаимодействие ребёнка со взрослым.
Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть для клея, клей ПВА, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на первый снег, спрашивает, что можно из него слепить. Читает стихотворение Е.Седовой:
Первый снег идёт кругом –
Снегом землю замело.
Из пушистого снежка
Я слеплю снеговика
С длинным-длинным носом,
Назову Морозом.
Сделал я огромный ком
И ещё один потом,
Глазки – уголёчки,
Беленькие щёчки,
А потом морковку
Прикрепил неловко –
Это будет красный нос.
Вот и вышел мой Мороз.
В руку дам ему метлу,
Не замёрзнет на ветру.
Мой хороший снеговик
Сразу же к зиме привык.
Воспитатель: дети, каким автор назвала снег в стихотворении?
Дети: пушистым.
Воспитатель: давайте нарисуем пушистый снег и «вылепим» из него снеговика.
Воспитатель показывает технику выполнения рисунка методом тычка. Дети решают, из двух или из трёх кругов будет их снеговик, вспоминают, как с помощью ватной палочки нарисовать глазки, пуговички для снеговика (держа палочку вертикально), куда приклеить нос. Дети, которые быстро выполнили задание, приклеивают своему снеговику шапочку из бумаги, метлу, ёлочку, снежинки и другие украшения.
Воспитатель: что мы сегодня с вами лепили? А как вы назовёте своих снеговиков?
Воспитатель: посмотрите, какие замечательные снеговики у вас получились! Посмотрите, у кого получился большой снеговик? А маленький?
Воспитатель предлагает детям найти самых весёлых, толстых, смешных, неуклюжих, непохожих на другие.
Консультации для родителей
Как научить ребенка рисовать?
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире.
Этим открытием он стремится поделиться с окружающими его людьми.
Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что он увидел, что
ему понравилось, взволновало его, рисунок станет средством отражения
полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
К полугоду опыт вашего малыша невероятно обширен. К 6-7 месяцам
кроха уже сидит за общим столом, пробует делать первые шаги, всего и не
перечислить! Почему бы не заняться рисованием?
Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте ему
краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с
ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет,
добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо,
желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и
их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с
легкость, без труда, все это запомнит.
Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь
не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее
запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и
отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения.
С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать
нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте
рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки,
карандаши. Убедительная просьба: не ждите от своего "маленького
художника" сразу полотен Репина или Левитана. Помните, что, начав
рисовать, он уже является самым лучшим Художником во Вселенной. Для
первого раза его надо похвалить не меньше 20 раз. Не зря говорит русская
поговорка: "кашу маслом не испортишь". Помните: первое движение
карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком
и взрослым картины мира.
Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать
фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним,
придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно
действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал
карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки,
скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш,
и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем,
как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык
вырабатывается и закрепляется очень медленно.
Часто происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в
руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой. Дело в
том, что малыши все предметы захватывают не пальцами, а в кулачок.
Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо
перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами.
Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же
не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у
него долго не сформируется правильный навык.
Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий,
через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и
кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе.
К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки. Важно
давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно
участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.
Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30x40 см), так
как ребенок начинает рисовать "от локтя".
К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы
ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие
предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики,
кузов. К дереву – нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите
нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).
Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка.
Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а
именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит
к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому
уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее
идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу
несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление
речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со
стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то
плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.
Практические упражнения
Пальчиковая гимнастика как средство укрепления мелкой моторики
рук ребенка»
Упражнения на расслабление кистей рук:
1. "Потряси руками"
2. "Пальчики здороваются" Для того, чтобы пальчики дружили и
помогали друг другу, пусть все они поздороваются друг с другом.
(Объясняю, обращаю внимание на ровные, натянутые пальцы ладошек).
3. "Разогреем ладошки" (Потереть друг о дружку).
4. "Надеваем перчатки" (Каждый пальчик потереть сверху вниз).
5. "Снимаем перчатки" (Трем каждый пальчик снизу вверх).
6. Покатать горох, фасоль, орехи (между ладошками, пальцами).
7. Покатать карандаш ( между ладошками, двумя пальцами, тремя
пальцами).
8. Перекладывание фасоли ( справа налево, слева направо, правой и
левой рукой).
9. Нанизывание бус на ниточку.
10. Шнуровки разных форм.
11. Рисование прямых, волнистых линий в воздухе карандашом
(Солнышко).
«Нетрадиционными техники рисования с детьми раннего и
младшего дошкольного возраста».
1. "Пальчиковая палитра"
Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и
нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. "Чем не палитра?"
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать!
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
Раз, два, три, четыре, пять
Продолжаем их считать!
Пальцы очень быстрые
Проверьте, все ли чистые!
«Чайник»
Чайник с крышечкой,
Крышечка с шишечкой.
В носике дырочка.
Чайник кипит..
«Пальчики».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
По очереди загибаем пальчики на правой руке.
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Загибаем поочередно пальчики на левой руке.
Покрутить ладошками и посмотреть пальчики.
Обеими руками рисуем в воздухе круг.
Правой рукой показываем крышку ладонью вниз.
Большим и указательным пальцем - колечко.
Помахать кистями рук.
Пальцы зажаты в кулак.
Дети поочередно показывают пальцы, начиная с большого.
Игры для детей младших групп
1. "Рассыпались мамины бусы"
2. "Посыпался весёлый горох". Падают они, подпрыгивают. Вот так
высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в
пространстве).
3. "Кто здесь прошёл"
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца
ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или
на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные
следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить
рисовать сразу двумя пальцами).
4. "Разноцветный дождик".
5. "Одуванчики".
6. "Падает пушистый снег".
7. "Украсить ёлку к Новому году".
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот
Приём , рисовать 2-3 пальчиками.
8. "Весёлые цыплята"
-У наседки появилось много пушистых, весёлых , озорных цыплят.
Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова.
Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и
побежали друг за другом непоседливые малыши!
2. "Печать от руки"
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток.
А можно "раскрасить" ладонь разной краской. Что получилось? Краску не
только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить
отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко,
потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. "Потеряли котятки свои перчатки"
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь
левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. "Кузька (или Гном) заблудились"
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять
кисточку и добавить необходимые детали.
3. Плывёт "Утка" ("Лебедь", "Гадкий утёнок")
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой
палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.
3. "Печатка"
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,
составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими
пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные,
а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать
всѐ ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики,
стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к
подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий
отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или
дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"
4. "Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона.
Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким
прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное,
лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с
удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми
и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо!
Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д.
5. "Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист
бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую
прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии,
воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании
красок. Знакомство с этой техникой во второй младшей группе проводим на
занятиях на тему:
1. "Шары Вини Пуха"
2. "Высокий забор"
3. "Самолёты летят"
6. "Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу
движений, фантазию и воображение. Поставим большую кляксу. Возьмём
трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в
разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить
кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!
Значение рисования
«Нам стоит меньше говорить и больше рисовать», — сказал Гете.
На самом деле, рисование — очень полезное для ребенка занятие. Когда он
рисует картинки, копирует их, обводит и раскрашивает, он таким образом
разбирается в окружающем мире, а также развивает воображение, ведь он
рисует не только предметы, которые существуют на самом деле, но и те, что
живут только в его воображении. Красивые рисунки могут стать не только
украшением праздника, но и замечательным подарком ко дню рождения или
к Новому году. Нарисованные ребенком чудища и привидения помогают ему
избавляться от настоящих и надуманных страхов. Кроме того, рисование
развивает визуальное мышление, а также чувство красоты и гармонии.
Рисуя, малыши проявляют свои творческие способности. Некоторые дети
удивительно свободно владеют формой и цветом и пользуются ими, чтобы
выражать свои мысли и чувства.
В этом смысле их работы можно считать настоящими шедеврами.
Пикассо сказал: «Когда я был ребенком, я умел рисовать, как Тициан, но мне
потребовалась вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок».
Сам процесс рисования важнее, чем то, что именно рисует малыш
Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»
«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советуем родителям использовать нетрадиционные способы рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в белого лебедя. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Зачем нужно такое рисование
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами .Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством . Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений .В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик — все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Рисование пальчиками и ладошками — обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.
Оттиск печатками из картофеля — ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Оттиск смятой бумагой — ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Монотипия предметная — ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
Кляксография с трубочкой — ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.
Отпечатки листьев — ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Монотипия пейзажная — ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Любят дети рисовать и . мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и . чем только можно, всем, что вам попадется в руки.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Заключение:
Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
- Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
- Развивается мышление, речь, воображение
- Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
- Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
- Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая из этих техник - это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
Список литературы:
Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования. - Дошкольное образование, №18, 2010 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть 1 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть 2 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
Интернет ресурсы:
maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-teoreticheskaja-baza.html
dohcolonoc.ru/metodicheskie- razrabotki. html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/10/06/kartoteka-konspektov-po-risovaniyu-s-ispolzovaniem-netraditsionnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник...
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе".
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная де...
Научная статья. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности, характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное сре...
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...
Развитие творческих способностей младших дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности
Консультация о необходимости применения нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте....
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства»
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной художественной техникой, используемой в декоративно – прикладном искусстве. Раскрыть значение нетрадиционных приёмов по изобразительн...