Прогулка "Встреча с Лесовичком"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема прогулки: "Встреча с Лесовичком"
Цель: Обратить внимание детей на красоту осенней природы
Задачи в приоритетной области «Познавательное развитие»:
расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
– развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать
Задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие
развивать звуковую культуру речи;
развитие диалогической речи и умение детей отвечать на вопросы.
Развивать умение отгадывать загадки.
Физическое развитие:
– Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;
– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;
– развивать быстроту бега и координацию движений;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
-развивать выразительность движений.
приобщать детей к русской народной культуре
Социально-коммуникативное развитие:
Закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой; работать граблями;
– развивать у детей желание помогать друг другу;
– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование: костюм Лесовичка, корзина с плодами для дидактической игры, поднос, перчатки, корзинки для сбора шишек, коробка для шишек, грабли детские; маска или костюм волка, З куба, 3 подноса для цветных листьев, 3 вазы для букетов из листьев; 3 ленточки для букетов из листьев; спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.
Ход прогулки
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 часть Вводная часть | |
Мотивация. | |
Цель: создать игровую мотивацию, заинтересовать детей предстоящей деятельностью | Цель: включиться в игровую ситуацию. |
Дети выходят на улицу и видят Лесовичка. Он машет нам рукой. -Как вы думаете, кто это? По-моему, он приглашает нас выйти к нему. Вы хотите с ним познакомиться? Мы с ребятами подходим к Лесовичку. -Здравствуйте! Вы кто? Лесовичок: Я-Лесовичок. Живу в лесу и слежу там за порядком, знаю все лесные тайны, лесные сказки, понимаю язык птиц, животных и растений. Так вот, ко мне часто прилетают птицы и рассказывают, что вы такие молодцы – не рвете цветов, не обижаете птиц и насекомых, ухаживаете за растениями, кормите птиц зимой, а также знаете много интересного о природе. Вот и решил я посмотреть так ли это? -Лесовичок, ребята у нас, действительно, хорошие: добрые, веселые, трудолюбивые. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Мы тебе с радостью расскажем и покажем то, что мы знаем и умеем. Я приглашаю всех на нашу площадку. | Ответы детей Да |
2 часть Основная часть | |
Наблюдение за березой, елью | |
Цель: побуждать детей, наблюдать за березой, развивать познавательный интерес. Познакомить с приметами о березе. | Цель: наблюдение за березой. Запомнить приметы о березе. Наблюдение за елью |
Вот мы и пришли на наш любимый участок. Перед нами красивая поляна, на которой растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Сколько удивительных красок дарит нам осень! Деревья – украшение нашей земли, Давайте посмотрим на наши деревья внимательно. – Кто знает, что это за дерево? (подходим к березе) – А как вы догадались? -Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички. – Давайте назовем березу красивыми словами. Воспитатель: Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России. -Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол. – Какой он на ощупь? – Какие части дерева вы еще знаете? – Какие ветки у березы? – Зачем нужен корень дереву? – Какой формы березовые листочки? – Какого цвета были листья у березки летом? – Какого цвета листья у березки стали осенью? – С каким предметом часто сравнивают желтые березовые листья? Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом? – Куда же делись листочки с веточек? – Почему они облетели? -Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и отмечали, какие у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них. Эта модница лесная (И. Семенова) Часто свой наряд меняет. - Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе? (ответы детей) – А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой? -На нашей поляне растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево. Ее всегда в лесу найдешь – -Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели. – Какая у нее кора? (коричневая, шершавая) – Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки) -Давайте их осторожно потрогаем. Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово). 1 иголка – “хвоинка”. Много иголок – “хвоинки”. На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом. – Каким деревом является ель? хвойным) – Как называются иголочки на ели? (хвоинки) Лесовичок: Так-так, а что интересного вы знаете о еле, нашей лесной красавице? | Береза У березы белый ствол Ответы детей Ребенок: Рано утром встает она солнце встречать, корни, ветки, листья гибкие, тонкие Ответы детей Овальные, резные Зеленые Желтого, золотистого С золотыми монетками Нет, их стало меньше. Они облетели Наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется. Ответы детей Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще ест ь листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным. Ель Рассказ детей о ели. |
2.Дидактическая игра: “Что лежит в корзине?” | |
Цель: – Закрепить знания плодов различных деревьев, умение разгадывать загадки; развивать внимательность, логическое мышление | |
Лесовичок: Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые. Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку. То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок. Лесовичок отдает корзину мне. Я заглядываю в корзину. -Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да) -А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, отгадав загадки. Я беру плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладу на поднос. 1. В золотой клубочек – Из этого плода вырастает дуб? – Какие плоды растут на дубе? 2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех) – Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи. 3. Осенью на ветке Подрастают детки. Без рук, без ножек Каждый, как колючий ежик. (Каштан) 4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина) Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются. Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник. - Вот спасибо лесовичку! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками нашу группу. | . |
3. Подвижная игра - 3 раза. «Волк и зайцы»Цель: совершенствовать умение детей играть в подвижные игры; – Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту; – развивать быстроту бега и координацию движений; – воспитывать привычку играть сообща; | Цель: поиграть в игру. |
- . Лесовичок: да, вы ребята, молодцы! Появляется волк (ребенок) Волк: Лесовичок, что ты тут делаешь? Лесовичок: Я пришел к ребятам в гости. А ты, волк, что тут делаешь? Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть город да и заблудился. Хорошо, что я тебя тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но сначала можно мне поиграть с ребятами? Я так давно не играл ни с кем в игры. Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да!) Подвижная игра “Волк и зайцы” Играющие изображают зайцев, кто-то из детей – волк. На одной стороне площадки зайцы стоят в «домике». Волк прячется на противоположной стороне зала – в «овраге». Я произношу слова Зайки, скачут скок, скок, скок Да на беленький снежок, Приседают, слушают, не идёт ли волк. В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, прыгают по залу, присаживаются - слушают. Как только инструктор произносит слово «волк», волк выскакивает из «оврага» и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свой домик, где волк их не может ловить. Пойманных зверюшек волк, уводит к себе. Игра проводится 3 раза. Волк: Ах, как же я хорошо с вами поиграл! Спасибо вам, ребята! Лесовичок: Но нам пора возвращаться в свой лес. Лесные жители нас ждут. Волк: И я уже соскучился по своему дому. | |
4. Игра малой подвижности: «Пропавшие ручки». | |
Цель: упражнять в умении сочетать движения с текстом | Цель: поиграть в игру, соблюдая правила. |
Мы устали с вами. Ножки у нас устали, ручки у нас устали. Предлагаю вам игру для уставших ручек. Я буду показывать движения и произносить текст, а вы повторять движения. У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.) Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.) Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.) У меня пропали ножки. (Присаживаются.) Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.) Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.) | Дети повторяют движения в соотвествие с текстом. |
5.Трудовая деятельность. | |
Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Побуждать соблюдать чистоту и порядок на участке. | Цель: навести порядок на участке. |
Ребята, вы обратили внимание, сколько шишек упало с наших елей на землю? Я предлагаю собрать шишки для поделок. А также убрать эти опавшие листья. Анатолий Семенович будет рад, если мы ему поможем. Вы согласны потрудиться? (да) -Я знаю, вы ребята у меня трудолюбивые и добрые. Хорошо, но сначала вспомним вот что. Мы с вами уже много раз собирали опавшие листья. Напомните, пожалуйста, как это нужно делать? Дети: Нужно грести листья и собирать в кучи. А потом сложить эти листья в корзину или мешки для мусора. Воспитатель: А какой инструмент при сгребании листьев вы будете использовать? (грабли) - Обратите внимания, как надо собирать шишки. Нужно собирать все шишки подряд: и хорошие, сухие, и испорченные, почерневшие. Собирать их будем в корзинки, а потом высыпать в большую корзину. Лесовичок: Неужели вы сможете все это сделать? (да) Вы, лесовичок, сейчас убедитесь, какие умелые у нас ребята. – Ребята, перед работой надо надеть перчатки. -Сначала надо разделиться на две группы. Кто хочет убирать листья – подойдите к березе. А кто будет собирать шишки – к еле. -Берите грабли и можете приступать к работе. Вы возьмите корзинки и начинайте собирать шишки. | |
6.Самостоятельные игры детей с выносным материалом. | |
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений во время игр. | Цель: поиграть в игры. |
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игры, которые вам нравятся. Обратите внимание, что на участке есть мячи, скакалки, с помощью которых вы можете поупражняться | Дети играют по своему желанию. |
7.Индивидуальная работа по развитию движений. (Во время самостоятельных игр) «Прыгни дальше». | |
Цель: побуждать прыгать в длину с разбега. | Цель: поиграть в игру. |
А теперь со мной поиграют Платон и Артем Ф. Мы с вами будем прыгать в длину. Хотите попробывать? Вы за лето выросли и все у вас получится. Проведем с вами линию и вы с разбега должны перепрыгнуть ее | Ребята прыгают в длину с разбега. |
3 часть. Заключительная часть | |
Итог прогулки | |
Цель: подвести итог прогулки, обобщить представления детей о березе и ели на нашем участке. | Цель: осознание результатов своей деятельности. |
Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. -Что вы сегодня нового узнали на прогулке? Какие приметы запомнили о березе? | |
2. Рефлексия | |
Цель: выявить эмоциональное отношение к деятельности | Цель: ответить на вопросы, высказать своё отношение к деятельности. Осознание своего эмоционального состояния. |
- Что вам больше всего понравилось на прогулке? - В какую игру вы бы хотели еще поиграть? - В следующий раз мы обязательно поиграем в понравившиеся вам игры. Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу | Ответы детей. |
Используемая литература
1.Дубровская Светлана Валерьевна «Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет». Издательство: Центрполиграф
2.И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова. Прогулки в детском саду средняя группа. Методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2015
3.Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет. Автор: Марина Борисова. Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
4.Наталия Нищева: Подвижные и дидактические игры на прогулке. ФГОС. Редактор: Ермолаев С. Д.
Издательство: Детство-Пресс
5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в средней группе.––М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6.Хрестоматия для детей в средней группе. Издательство Самовар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)
Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...
"В гостях у Старичка-Лесовичка"
Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....
Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"
Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...
Мастер-класс "Поможем лесовичку"
Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем ...
конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"
Конспект занятия для средней "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....
Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....
В гостях у Лесовичка
Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...