В гостях у зимующих птиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«В гостях у зимующих птиц».
Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц ( по внешнему виду, голосам)
Расширять словарный запас по теме.
Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
Развивающие:
Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.
Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц» Картинка кормушки, силуэты птиц, картинки с изображением корма для птиц, изображение птиц в формате презентации.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель подходит к детям и говорит:
Хочу проверить, кто из вас самый внимательный:
Я загадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.
Загадка:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите.
Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
О птицах.
Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, чьи голоса вы слышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Когда и где мы можем услышать голоса птиц?
Дети: Весной в лесу.
Воспитатель: А сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться на прогулку в зимний лес. И хочу рассказать о профессии, которая называется орнитолог - это биолог, изучающий птиц.
Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Кто мы сегодня? (Спросить 2-3 человек.)
А раз мы собрались в зимний лес, на чём удобнее отправиться на прогулку, ведь в лесу очень много снега и можно увязнуть в сугробах?
Дети: Удобнее — на лыжах.
Воспитатель: Правильно, на лыжах путешествовать быстрее и удобнее. Тогда одеваемся теплее: тёплые куртки, шапки, не забудьте, варежки и встаём на лыжи. Поехали в лес.
Физкультминутка.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: (зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Утки, гуси, скворцы, ласточки …
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому что зимой птицам холодно и голодно.
Воспитатель: А почему птицы возвращаются назад?
Дети: Они возвращаются на Родину.
Воспитатель: Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на доске), значит, не все птички улетели.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
Загадки про зимующих птиц.
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Д/ и «Весёлый счёт»
Педагог:
— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц)
1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )
Педагог: (обращая внимание на доску)
— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:
Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Педагог:
— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
(Дети возвращаются на стульчики. )На доске выставляются картинки ели и клеста.
Воспитатель: Как называется это дерево? На её ветках сидит птица клёст. Как вы думаете, почему клёст поселился на ели?
Дети: Потому что клёст питается семенами ели.
Воспитатель: Ребята, клёст нам что-то говорит. Он говорит, чтобы мы не шумели, не пугали его. Он начал вить гнездо и собирается зимой высиживать птенцов. Удивительно, мороз, холод, а у клеста появятся птенцы!
Вот так новость:
У клестов
Появились пять птенцов!
А метель метёт, метёт,
А отец себе поёт:
— Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студёные!
Ребятишки у меня очень закалённые!
Удивительная птица клёст, только у него появляются птенцы зимой. Как вы думаете, почему у клеста появляются птенцы зимой?
Дети: Потому что клёст не боится холода и корма у него достаточно, ведь он питается семенами.
Воспитатель: Посмотрите на клеста и скажите, что у него ещё есть удивительное.
Дети: У клеста кривой клюв.
Воспитатель: Почему у клеста кривой клюв?
Дети: Что бы легко доставать семена из твёрдых еловых шишек.
(Дети обследуют еловые шишки).
Воспитатель: Клёст опять нам что-то говорит. Он говорит, что птенцы рождаются с прямым клювом. Но когда они начинают кормиться сами, то их клюв искривляется. Вот как много мы сегодня узнали о клестах. Но нам надо идти дальше.
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: Ребята, я вижу дерево с красными ягодами. Подойдём к нему. Что это за дерево?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас встречают птицы.
(Показ картинок снегиря и свиристеля).
Что такое? Посмотри!
Выпал снег — на нём огни!
Это вовсе не огни,
Это птицы — снегири!
Воспитатель: Посмотрите на птиц и скажите, что удивительного есть у снегиря и свиристеля?
Дети: У снегиря ярко-красное оперение на груди, а у свиристеля на голове хохолок.
Воспитатель: Почему снегиря и свиристеля мы увидели на рябине?
Дети: Потому что они любят лакомиться её ягодами.
Воспитатель: Ребята, снегирь и свиристель что — то говорят. Они говорят, что они — жители Севера. Когда наступают холода, снегири и свиристели прилетают в наши леса. Ведь для них, северных птиц, наши леса, всё ровно, что для перелётных птиц тёплые южные страны. Морозов они не бояться — оперение у них тёплое, а пищи — ягод — предостаточно. А клювы у снегиря и свиристеля очень крепкие, ведь ягоды от мороза очень твёрдые. Своим клювом они могут расколоть даже крепкий орех.
Воспитатель: Давайте подышим свежим воздухом в лесу и поиграем в игру.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая коричневая подвижная птичка с округлой головкой. Клюв твёрдый.В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове – красная шапочка. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; а брюшко – красное. Клюв короткий. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белые пёрышки. Хвост длинный, прямой. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы, узнали всех птиц.
Воспитатель: Ну что, мои помощники- орнитологи, могут птицы прожить холодной, снежной зимой? Что им помогает?
Дети: Тёплое оперение, видоизменённый клюв.
Воспитатель: Т. е. зимующие птицы приспособлены к жизни в зимнее время. Хотите верьте – хотите проверьте.
Народные приметы о зимующих птицах.
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Хоть зимующие птицы и приспособлены к жизни зимой, но им очень трудно. Как мы можем помочь птицам перезимовать.
Дети: Повесить кормушки, подкармливать птиц.
Итог занятия.
В лесу было холодно, никто не замерз? Нам пора возвращаться в сад. Давайте вспомним:
— Кого мы видели в лесу?
— Что мы делали в лесу?
— Чем кормили птиц?
— Кто к нам прилетал?\
- Как мы можем помочь с вами зимующим птицам?.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа
Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....
Конспект открытой НОД для родителей по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей : «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» Тема: "В гостях у зимующих птиц"
Программное содержание:1. Закрепить понятие «зимующие птицы».2. Закрепить представление о видах питания зимующих птиц.3. Закрепить названия зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона.4. Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»
Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.Образовательные задачи:- Познакомить со строением тела птиц, органами чувств, их оперением.Закрепить знания о питании птиц, их передвижен...
Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц» ( для детей 3-4 лет)
Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц»( для детей 3-4 лет)...
«В гостях у зимующих птиц»
Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативная:- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровую деятельность и желание участвовать в ней; -развивать самостоятельность-формиро...
Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".
Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы...
Викторина "В гостях у зимующих птиц"
Викторина о зимующих птицах для детей дошкольного возраста ...