В гостях у зимующих птиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«В гостях у зимующих птиц».
Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц ( по внешнему виду, голосам)
Расширять словарный запас по теме.
Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
Развивающие:
Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.
Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц» Картинка кормушки, силуэты птиц, картинки с изображением корма для птиц, изображение птиц в формате презентации.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель подходит к детям и говорит:
Хочу проверить, кто из вас самый внимательный:
Я загадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.
Загадка:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите.
Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
О птицах.
Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, чьи голоса вы слышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Когда и где мы можем услышать голоса птиц?
Дети: Весной в лесу.
Воспитатель: А сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться на прогулку в зимний лес. И хочу рассказать о профессии, которая называется орнитолог - это биолог, изучающий птиц.
Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Кто мы сегодня? (Спросить 2-3 человек.)
А раз мы собрались в зимний лес, на чём удобнее отправиться на прогулку, ведь в лесу очень много снега и можно увязнуть в сугробах?
Дети: Удобнее — на лыжах.
Воспитатель: Правильно, на лыжах путешествовать быстрее и удобнее. Тогда одеваемся теплее: тёплые куртки, шапки, не забудьте, варежки и встаём на лыжи. Поехали в лес.
Физкультминутка.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: (зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Утки, гуси, скворцы, ласточки …
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому что зимой птицам холодно и голодно.
Воспитатель: А почему птицы возвращаются назад?
Дети: Они возвращаются на Родину.
Воспитатель: Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на доске), значит, не все птички улетели.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
Загадки про зимующих птиц.
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Д/ и «Весёлый счёт»
Педагог:
— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц)
1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )
Педагог: (обращая внимание на доску)
— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:
Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Педагог:
— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
(Дети возвращаются на стульчики. )На доске выставляются картинки ели и клеста.
Воспитатель: Как называется это дерево? На её ветках сидит птица клёст. Как вы думаете, почему клёст поселился на ели?
Дети: Потому что клёст питается семенами ели.
Воспитатель: Ребята, клёст нам что-то говорит. Он говорит, чтобы мы не шумели, не пугали его. Он начал вить гнездо и собирается зимой высиживать птенцов. Удивительно, мороз, холод, а у клеста появятся птенцы!
Вот так новость:
У клестов
Появились пять птенцов!
А метель метёт, метёт,
А отец себе поёт:
— Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студёные!
Ребятишки у меня очень закалённые!
Удивительная птица клёст, только у него появляются птенцы зимой. Как вы думаете, почему у клеста появляются птенцы зимой?
Дети: Потому что клёст не боится холода и корма у него достаточно, ведь он питается семенами.
Воспитатель: Посмотрите на клеста и скажите, что у него ещё есть удивительное.
Дети: У клеста кривой клюв.
Воспитатель: Почему у клеста кривой клюв?
Дети: Что бы легко доставать семена из твёрдых еловых шишек.
(Дети обследуют еловые шишки).
Воспитатель: Клёст опять нам что-то говорит. Он говорит, что птенцы рождаются с прямым клювом. Но когда они начинают кормиться сами, то их клюв искривляется. Вот как много мы сегодня узнали о клестах. Но нам надо идти дальше.
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: Ребята, я вижу дерево с красными ягодами. Подойдём к нему. Что это за дерево?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас встречают птицы.
(Показ картинок снегиря и свиристеля).
Что такое? Посмотри!
Выпал снег — на нём огни!
Это вовсе не огни,
Это птицы — снегири!
Воспитатель: Посмотрите на птиц и скажите, что удивительного есть у снегиря и свиристеля?
Дети: У снегиря ярко-красное оперение на груди, а у свиристеля на голове хохолок.
Воспитатель: Почему снегиря и свиристеля мы увидели на рябине?
Дети: Потому что они любят лакомиться её ягодами.
Воспитатель: Ребята, снегирь и свиристель что — то говорят. Они говорят, что они — жители Севера. Когда наступают холода, снегири и свиристели прилетают в наши леса. Ведь для них, северных птиц, наши леса, всё ровно, что для перелётных птиц тёплые южные страны. Морозов они не бояться — оперение у них тёплое, а пищи — ягод — предостаточно. А клювы у снегиря и свиристеля очень крепкие, ведь ягоды от мороза очень твёрдые. Своим клювом они могут расколоть даже крепкий орех.
Воспитатель: Давайте подышим свежим воздухом в лесу и поиграем в игру.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая коричневая подвижная птичка с округлой головкой. Клюв твёрдый.В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове – красная шапочка. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; а брюшко – красное. Клюв короткий. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белые пёрышки. Хвост длинный, прямой. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы, узнали всех птиц.
Воспитатель: Ну что, мои помощники- орнитологи, могут птицы прожить холодной, снежной зимой? Что им помогает?
Дети: Тёплое оперение, видоизменённый клюв.
Воспитатель: Т. е. зимующие птицы приспособлены к жизни в зимнее время. Хотите верьте – хотите проверьте.
Народные приметы о зимующих птицах.
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Хоть зимующие птицы и приспособлены к жизни зимой, но им очень трудно. Как мы можем помочь птицам перезимовать.
Дети: Повесить кормушки, подкармливать птиц.
Итог занятия.
В лесу было холодно, никто не замерз? Нам пора возвращаться в сад. Давайте вспомним:
— Кого мы видели в лесу?
— Что мы делали в лесу?
— Чем кормили птиц?
— Кто к нам прилетал?\
- Как мы можем помочь с вами зимующим птицам?.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151630-1353848003.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа
Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312190-1381351747.jpg)
Конспект открытой НОД для родителей по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей : «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» Тема: "В гостях у зимующих птиц"
Программное содержание:1. Закрепить понятие «зимующие птицы».2. Закрепить представление о видах питания зимующих птиц.3. Закрепить названия зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона.4. Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»
Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.Образовательные задачи:- Познакомить со строением тела птиц, органами чувств, их оперением.Закрепить знания о питании птиц, их передвижен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507288-1414308534.jpg)
Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц» ( для детей 3-4 лет)
Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц»( для детей 3-4 лет)...
«В гостях у зимующих птиц»
Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативная:- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровую деятельность и желание участвовать в ней; -развивать самостоятельность-формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686636-1444673282.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".
Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы...