Проект Бабушкин сундук
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Новочурашевский детский сад «Колосок»
Ибресинского района Чувашской Республики
ПРОЕКТ
«Внедрение в дошкольную среду национальных культурных традиций»
«Бабушкин сундук»
Руководитель проекта:
Петрова Галина Васильевна,
Воспитатель
Iквалификационной категории
с. Новое Чурашево2021
Содержание проекта
Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без
духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)
из формулы, условно названной «золотая»
Что такое воспитание?
Любовь и пример – больше ничего! Сущность воспитания в представлении чувашских крестьян состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье подрастающего поколения, в приучении к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей, целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков.
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
Цель:
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам чувашской культуры.
3. Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к чувашской культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого чувашского народа:
- формирование представлений о традиционной семье чувашского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «киль» – дом, изба - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями чувашского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни чувашского народа;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел –ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
- знакомство детей с фольклором чувашского народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
“ Чувашская изба”
Цель: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
Задачи:
- научить изготавливать различные украшения для дома;
- научить к чистоте и опрятности;
“ Фольклор ”
Цель: знакомство с устным народным творчеством чувашского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.
Задачи:
- раннее приобщение детей к народному песенному творчеству;
- прививать им любовь к родным мелодиям;
- разучивание колыбельных песен;
- встречи с знатоками лучших народных песен;
- знакомство музыкальными инструментами
“Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
“Природа родного края”
Цель: показать детям, как чувашский народ берег и сохранял природу - источник своего существования.
Задачи:
- человек есть часть природы;
- слово çутçанталăк (мир, согласие, природа) в такой форме бытует только в чувашском языке;
- изучать окружающую природу, ее изменения: рост и развитие растений и животных.
- изучение человеческой природы, проникновение в нее – дело серьезное и чрезвычайно трудное.
“Истоки ”
Цель: рассказы детям об истории родного края.
«Чувашия день за днем»:
ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧУВАШСКИМ КОСТЮМОМ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУКОЛ
Актуальность.
В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте как отмечает Б.Н.Неменский "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.
Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность.
Анализ ситуации
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Исследования, посвещенные проблемам приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, в том числе декоративно - прикладному искусству проведены на материале образцов как русского (А.П.Усова, Е.И.Васильева, Ю.В.Максимова, А.А.Грибовская, Н.Б.Халезова, Е.С.Бабунова, И.А.Старкова, Н.С.Александрова), так и других народов.
Имеется ряд исследований по вопросу ознакомления детей с декоративным искусством чувашского народа (Э. Г.Скворцова, Г. А. Никитин, Е. П. Кондратьева.).
Произведения декоративного - прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют такую существенную особенность как украшение в виде орнамента. Искусствоведы Герчук Ю.А., Каган М.С., Салтыков А.Б. утверждают, что орнамент не существует вне предмета, а поэтому не может рассматриваться в отрыве от него.
Знакомство с чувашским народным орнаментальным искусством через куклы наиболее доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимает особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа. В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа и для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная. Здесь представлена фотогалерея "Моя столица-прошлое и настоящее", государственная символика республики. Кроме того, в чувашской гостиной представлены предметы народно-прикладного искусства, которые позволяют детям ощутить многогранность и многоцветие чувашской культуры. В чувашской гостиной собран богатый этнографический материал для работы с детьми.
Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей З.И.Вороновой, на каждую группу были приобретены куклы в национальных костюмах.
Проблематика
Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:
• отсутствие устойчивого интереса детей к чувашской национальной культуре.
• отсутствие разработанных занятий по ознакомлению с чувашским национальным костюмом через использование кукол.
• недостаточно развивающая среда.
Данные проблемы выявили следующую ключевую проблему: - отсутствие условий для эффективного ознакомления детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.
Данная проблематика позволила определить цель проекта.
Цель проекта: создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.
Задачи:
• Разработать серию занятий по ознакомлению с чувашским костюмом через использование национальных кукол.
• Обогатить развивающую среду группы национальным компонентом.
• Создать медиатеку в данном направлении.
Ожидаемые результаты:
• Серия занятий по ознакомления с чувашским костюмом через использование национальных кукол.
• Развивающая среда группы с использованием национального компонента.
• Положительная динамика в изменении уровня знаний детей по ознакомлению с чувашским костюмом.
• Медиатека по данному направлению.
Целевые группы
В случае если данный проект будет реализован в детском саду, то:• дети приобретут интерес к занятиям по ознакомлению с чувашским костюмом.
• родители получат информацию об истории чувашского костюма, о традициях чувашского народа.
• педагоги ДОУ получат возможность использовать информацию по ознакомлению детей с чувашским костюмом, используя национальные куклы.
За время работы над проектом разработаны:
• перспективные планы занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для старших и выпускных групп;
• конспекты занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для детей старших, выпускных групп;
• опросник по определению уровня знаний детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом.
На занятиях знакомили детей с чувашским национальным костюмом, головным убором тухья, головным убором масмак, хушпу и т. д. Кроме того, дошкольники наглядно изучали, рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получали информацию о чувашских традициях, праздниках, посиделках, обрядах.
Сделать занятия интересным и понятным помогли игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей были приобретены и изготовлены развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями были куклы. В дидактических играх уточнялись и закреплялись, приобретались новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др.
В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировали реальные жизненные ситуации, знакомились с национальными костюмами, традициями чуваш. Кроме того, для педагогов ДОУ и для родителей ДОУ были показаны открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с чувашским костюмом с использованием национальных кукол.
С целью информатизации педагогического процесса было апробировано и проведено занятие «Волшебная сила тухьи» с мультимедийным сопровождением.
В процессе работы над проблемой дети получили более углубленные знания о чувашском национальном костюме, а использование национальных кукол способствовало повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту чувашского узора.
Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях , искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции . Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Цель: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Чувашскую республику; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
Программные задачи:
- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
- формировать интерес к национальной культуре;
- повышать этнографическую грамотность детей;
- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка.
Мини - музей
является предметной развивающей средой для детей “ Детского сада “Колосок”. Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с этнографическим музеем п. Ибреси.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в этнографический музей п.Ибреси .
Приобщение дошкольников к истокам культуры и традициям чувашского народа. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием?
Это наша многовековая история и культура.
Одним из направлений в работе детского сада “Колосок” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций чувашского народа:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре чувашского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Содержание представляемого материала по блокам:
“ Чувашская изба”
- Изба. Жилище.
- Бытовой уклад.
«Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство”
- Хозяйственные занятия.
- Орнаментальное искусство.
- Ткачество и вышивка в быту.
- Изделия из дерева и бересты
- Музыкальные инструменты
- Глиняные изделия
- Народная игрушка
- Женские головные украшения
“Фольклор”
- Фольклор чувашского народа (произведения устного народного творчества).
- Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).
- Музыкальное искусство (старинные народные песни).
- Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)
“Истоки ”
- История земли чувашской .
- “Древо жизни” - связь человека с его родом.
“Природа родного края”
- Большие и малые реки нашей республики.
- Чувашские дубравы (лесные богатства).
«Чувашия день за днем»
- Чувашия современная.
- Города нашей республики.
- «Ими гордится Чувашия» (Люди, прославившие нашу республику)
- Исторические и этнографические музеи района.
- Художественное и музыкальное искусство.
- Промышленные предприятия республики
Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.
Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.
Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.
Методика “погружения” предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:
ролевые игры (дети играют, пребывают в роли и т.д.);
игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);
игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):
игра-реконструкция (“В гостях у бабушки Урине, сказительницы чувашских сказок и легенд ”);
игра-путешествие (в древний город – крепость Чебоксары);
подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия проекта ):
дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).
Основополагающее место в методике данного проекта занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).
“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в проекте (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.
Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть проекта и методики - фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов быта чувашского народа и т.д.), национальные костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “старинные чувашские песни ”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.
Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.
Предпочтение при выборе форм преподнесения краеведческого материала отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:
- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, края проводятся в мини - музее, иногда в группе.
2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Почему болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свое село?», «Что бы ты сделал, если был бы главой села?» и др.
3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием села.
4. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, традиции села, республики. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, села.
5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Особое место в проекте , в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть проекта и выполнены авторами проекта .
Куклы в национальных чувашских нарядах – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы национальной культуры”, представители чувашского народа. Куклы имеют своё место в проекте и на протяжении его играют свои роли, связывая воедино весь проект .
Реализация проекта по созданию и организации деятельности
Что имеем?
Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.
Наличие технологий «Путешествие с куклами» и «Во благо Земли чувашской ».
Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с селом и краем.
Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в этнографический музей п. Ибреси.
Что планируем сделать?
Установление и поддержание взаимоотношений с Домом детского творчества и т.д.
Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.
Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в городе.
Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
Посещение культурных учреждений села и праздников, проводимых администрацией села.
Организация встреч с интересными людьми.
Организация уголков родного края в группах.
Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
Организация библиотеки книг чувашского издательства художественного и краеведческого содержания.
Оформление тематических стендов.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
Организация кружковой работы.
Организация выставок работ детей и родителей.
Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:
Понимание национальных ценностей.
Посещение краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.
Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.
Повышение уровня этнокультурных знаний:
Знание устройства старинной чувашской избы
Знание произведений чувашского фольклора
Знание о труде чувашской семьи
Знание народных праздников
Знание чувашских народных игр
Знание чувашских названий домашних животных
Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:
Видение красоты изделий ДПИ Чувашии, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества чувашского народа
Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.
Умение воспроизводить характерные признаки предметов чувашского народа в продуктивных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Бабушкин сундук"
Проект «Бабушкин сундук»Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.Вид проекта: групповой.Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...
Игровая технология-квест для закрепления полученных знаний по теме проекта «Бабушкин сундук»
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей посредством использования инновационной современной игровой технологии – квест.Задачи:Создать условия для формирования познава...
Проект Бабушкин сундук
Проектная деятельность в старшейгруппе....
Проект «Бабушкин сундук: знакомство с семейным традициями и историей своих родителей» (для детей 5-6 лет)
Вызвать интерес к традициям семьи и предметов старины, стимулировать самостоятельное «занятия» дизайном; воспитывать уважительное отношение к художественным традициям и культуре России и м...
Проект" Бабушкин сундук"
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связ...
Научно-исследовательский проект "Бабушкин сундук"
Содержание Бабушкиного сундука ...