Конспект экспериментально-опытного занятия в старшей группе по окружающему миру "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект экспериментально-опытного занятия в старшей группе по окружающему миру "Свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_attestatsiya.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе на тему:«Свойства воды»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Свойства воды»
Цель: Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о воде;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, баночки пластиковые.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).
Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Стук в дверь
Приносят посылку. На посылке надпись «ЦЕННАЯ».
Вот посылку нам принесли. Сказали открывать очень аккуратно, потому что ЦЕННАЯ.
А тут загадка написана.
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить
Дети отгадывают загадку. (Вода).
П: Молодцы ребята! Какие вы догадливые!
Воспитатель открывает посылку и достаёт банку с водой
- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Какие вы молодцы! Как много вы знаете о воде! Предлагаю немного поиграть.
Игра: «Вода — не вода».
Детям раздают карточки синего и зелёного цвета. Синяя поднимается если воспитатель произносит слово, связанное с водой. (океан, река, радуга, кораблик, дельфин, рыба, водопровод, спасательный круг, утка, катер, лужа, дождь, снег, водопад, волна, роса, ручей.)
Зелёная — если предметы или явления не имеют однозначной связи с водой. (ветер, камень, дверь, стекло, книга, часы, лампа, календарь). Похвалить детей после игры.
Воспитатель:
А хотите больше узнать о воде? (ответы детей).
Чтобы это выяснить, мы должны попасть в лабораторию и стать учёными.
Звучит музыка.
Закрывайте глаза и представьте, что мы летим на научном корабле на исследовательскую станцию. Мы пролетаем мимо облаков, уже видны планеты и и вот она, наша исследовательская станция. Открывайте глаза. Мы очутились в лаборатории. А что делают учёные в лаборатории? (Ответы детей). Вокруг себя все повернитесь и в учёных превратитесь! Ну как, товарищи учёные, готовы к исследованию?
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. В: Прежде чем идти в нашу лабораторию и проводить опыты, на надо надеть шапочку и фартук.
-Ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать.
Правило № 2 Быть внимательным и аккуратным
А теперь давайте друг другу пожелаем удачи.
Скажем дружно: Удачи!»
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
Опыт 1: Вода прозрачная.
Воспитатель: Перед детьми стоят два стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). (В воде видны).
Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.
Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди»: речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет.Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.) А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.
Опыт 2: У воды нет вкуса.
Предлагаю попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? (Нет.Вода не имеет вкуса).
Воспитатель: Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Для сравнения попробуйте молоко.
Опыт 3: У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка.
Давайте представим, что мы пошли на речку купаться. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы за мной повторяйте.
К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой(шагаем на месте)
И отправились домой.
.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт 4. Свойства соленой воды.
Воспитатель: Передо мной на столе стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Я беру в руки яйцо и опускаю в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого нам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз
Опыт 5 « Одни вещества вода растворяет, а другие нет».
Возьмем три стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? (Песок не растворяется) Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В третий стакан насыплем соль, размешаем её. Соль тоже растворилась. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (Дети отмечают, что в этом случае он растворился бы воде.)
Опыт 5 « Вода - жидкая, может течь».
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Вода не имеет собственной формы. Она принимает ту форму, в которую ее вылили, сейчас мы это и увидим. Наливаем воду в медицинскую перчатку. Вода приняла форму перчатки. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 6: Тонет - плавает.
Ставим таз с водой опускаем в него разные предметы (металлические, деревянные, пластмассовые). Наблюдаемделаем вывод: тяжелые металлические предметы тонут, а легкие - плавают.
смешной фокус «Раскрасим воду»
Спрашиваем детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!
Заключительная часть:
Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:
Всем нужна водичка и рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу, и цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам, даже маленьким ребятам.
Везде и всегда помогает нам вода.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили??
- Что вы узнали о воде?
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать..
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.
Давайте скажем досвидание нашим гостям!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Что такое вода?»
Уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представления о трех состояниях воды и причинах перехода от одного состояния в другое. Развить системное...
Конспект по НОД в старшей группе "Удивительная стихия - вода"
Цель занятия: уточнить и закрепить знания детей о различных состояниях воды и познакомить с круговоротом воды в природе....
Конспект по НОД в старшей группе "Удивительная стихия - вода"
Цель занятия: уточнить и закрепить знания детей о различных состояниях воды и познакомить с круговоротом воды в природе....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойство воды».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойство воды».Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные-закрепить знания о...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшей группы. Тема: Свойство воды.
Презентация используется для ознакомления детей с цирковыми профессиями, развития любознательности....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема «Круговорот воды в природе».
Совершенствование знания детей о значении воды в жизни человека (вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека), о свойствах воды (прозрачная, без цвета и...
конспект по экологии в старшей группе.«Какой бывает вода»
Познакомить детей с круговоротом воды в природе .Дать знание о том , кокой бывает вода. На опыте показать детям свойства воды ,обратить внимание на то, что вода таит в себе много неи...