Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Что такое вода?»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представления о трех состояниях воды и причинах перехода от одного состояния в другое. Развить системное мышление, воспитать любознательность, поддержать интерес к экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе.
«Что такое вода?»
Воспитатель МБДОУ д/с №8
Г.Горячий Ключ
Краснодарский край
Ломакина А.Х.
Задачи: уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представления о трех состояниях воды и причинах перехода от одного состояния в другое. Развить системное мышление, воспитать любознательность, поддержать интерес к экспериментированию.
Методические приемы: опыты детей и воспитателя, метод «маленьких человечков», противоречия и «эмпатия».
Оборудование: тарелочки с цветными льдинами, палочки длиной 12-15 см, баночки с водой, салфетки, подносы. У воспитателя: банка с водой и пустая, кипятильник, молоточек, лед не цветной толщиной 1см, шампунь, 2 матрешки, гвоздик, «маленькие человечки».
Ход занятия.
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
- Дети подойдите к столам, что на них лежит? (Подносы; льдинки, банки с водой).
- Возьмите льдинки в руки и погрейте их.
- Что можно сказать про лед? Он очень горячий, даже жжется. (Нет! Он очень холодный, поэтому и жжется. Мокрый, твердый; гладкий, скользкий; тает.)
- А когда он тает, что остается? (Вода)
- А почему лед тает? (Потому что тепло, руки теплые.)
- Бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Они плавают.)
- Почему? (Они очень легкие.)
- Посмотрите на мою льдинку. Какая она? (Белая.)
- Как этот лист? /лист ватмана/ (Нет, прозрачная.)
- А как можно проверить, кто прав. Посмотрите через белый лист можно увидеть матрешку, а через лед? (Лед прозрачный, и через него можно легко увидеть матрешку.)
- Ребята, а лед твердый или как снег мягкий? (Твердый.) (достает молоточек, стучит по льду.)
Да твердый. А если сильнее ударю - лед расколется. Почему? (Лед топкий, хрупкий).
- А какой лед не разобьется от удара? (Толстый лед на реке, он даже человека держит.)
- Всегда ли толстый лед на реке? (Нет. Весной тает. По реке весной нельзя ходить.)
- Отгадайте загадку:
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода -
Подевался он куда?
(Лед)
- Взгляните на баночки, там весна или зима? (Уже лето — льда совсем не осталось. Куда же делся лед? ( Растаял. Это же вода замерзшая была.)
- А в моей банке ручеек. Послушайте. (Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.) Что делает вода? (Переливается. Журчит. Разговаривает. Шумит. Льется.)
- А какого цвета вода? (Прозрачная.)
- Как проверить? (Бросить надо что-нибудь.)
- Вот у нас гвоздик, можно бросить? (Да, можно.)
- Что произошло? (Видно, вода прозрачная.)
- Я предлагаю еще опыт. (Наливает в баночку шампунь.) Возьмите палочки размешайте получившуюся жидкость.
- Что вы видите? (Вода пенится. Стала мутной. Хорошо пахнет. Пузыри вверху стали плавать.)
- Для чего нужна такая вода? (Голову мыть. Мыться можно. Пузыри можно пускать.)
- Хорошая идея, оставим эту воду для мыльных пузырей. Но я думаю, что пел мыть этой водой волосы или голову. Как вы думаете, почему? (Она холодная.)
- А как вы узнали? (Банка холодная - потрогали.)
- А что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Подогреть.)
- На чем? (На плите. Горячую подлить. На костре.)
- А можно кипятильником? Пока вода греется, давайте поиграем в игру «маятник». Знаете? Вот моя рука — маятник. Когда она наклонится вправо, говорите хорошее про воду, на лево — плохое. Согласны? (Хор: можно пить. Пл.: намочиться можно. Хор: мыть посуду. Пл.: грязные лужи. Хор: рыбки плавают.)
- Ребята, что происходит с водой? (Становится теплее.)
- А что нужно сделать, чтобы вода была горячей? (Еще подогреть.)
- Что хорошего в том, что вода горячая? (Можно голову мыть, посуду, согреться, чай пить.)
-Что плохого в том, что вода горячая? (Можно обжечься, стакан может лопнуть.
- Вода кипит? (Нет, еще не кипит.)
- Как вы узнали, может быть кипит? (Нет, не булькает.) /Вода закипела./
- Что такое из банки идет - дым? (Нет. Нет.)
- Ребята, откуда вода появилась? (Вода в паре.)
- Что же получается, лед - это вода и пар тоже? (да, и лед, и пар - вода. Лед холодная вода, которая замерзла. Пар - горячая вода. Вода, когда кипит, превращается в пар.)
- Так значит, вода может быть... (Льдом и паром, и просто водой.)
Сейчас я вам расскажу, почему так получается. И в паре, и в воде, и во льду живут маленькие человечки. Живут они только по-разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки. Вот так /показывает картинку человечка и просит 3-4-х детей показать лед/. Вот человечки льда. Давайте наш лед покажем. /Один из детей пытается разорвать лед/.
- Я теперь как волк из «Ну, погоди!» включу кипятильник, впущу в вашу реку и лед растает.
- Ой, наши человечки превращаются в человечки воды. А человечки воды не крепко стоят на ногах и плохо держатся. Поэтому их можно разделить и перелить.
- А теперь солнце греет, греет, и вода превращается в пар. А человечки пара не держатся и вообще не стоят на ногах. Всегда ходят. (Начинают ходить по комнате.)
- Нет, как заяц, я выключаю кипятильник. Что сейчас будет? (Пар в воду превратится, а потом в лед.) - Как стоят человечки льда?
- Мы с вами были человечками льда, воды и пара. Вы их запомнили. Кто хочет нарисовать человечков воды? Льда? Пара? На чем?
Выйдем на улицу и на снегу палочками нарисуем, а потом поиграем, покажем какие человечки в разных предметах, вокруг нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"
Дать детям представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....
Занятие для старшей группы "Что такое доброта?"
Занятие для старшей группы "Что такое доброта?" Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...
Занятие для старшей группы "Что такое доброта?"
Занятие для старшей группы "Что такое доброта?" Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...
Конспект интегрированного коррекционно¬развивающего занятия в старшей группе ТЕМА : «Такие разные птицы »
На занятии использованы арт-терапевтические техники ....
Конспект интегрированного коррекционно¬развивающего занятия в старшей группе ТЕМА : «Такие разные птицы »
На занятии использованы арт-терапевтические техники ....
Конспект занятия в старшей группе: Что такое заповедник
познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«Что такое хорошо и что такое плохо»ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/9rmU/4UMLE5Jd1Цель:- формирование у детей представле...