Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Что такое вода?»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Ломакина Аслижан Хамидовна

Уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представления о трех состояниях воды и причинах перехода от одного состояния  в другое.  Развить  системное мышление,  воспитать любознательность, поддержать интерес к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательного занятия в старшей группе.

«Что такое вода?»

Воспитатель МБДОУ д/с №8

Г.Горячий Ключ

Краснодарский край

Ломакина А.Х.

Задачи: уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представления о трех состояниях воды и причинах перехода от одного состояния  в другое.  Развить  системное мышление,  воспитать любознательность, поддержать интерес к экспериментированию.

Методические приемы:   опыты   детей   и   воспитателя,   метод   «маленьких человечков», противоречия и «эмпатия».

Оборудование: тарелочки с цветными льдинами, палочки длиной 12-15 см, баночки с водой, салфетки, подносы. У воспитателя: банка с водой и пустая, кипятильник, молоточек, лед не цветной толщиной 1см, шампунь, 2 матрешки, гвоздик, «маленькие человечки».

Ход занятия.

В морях и реках обитает,

 Но часто в облаках витает.

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

 - Дети подойдите к столам, что на них лежит? (Подносы; льдинки, банки с водой).

- Возьмите льдинки в руки и погрейте их.

- Что можно сказать про лед? Он очень горячий, даже жжется. (Нет! Он очень холодный, поэтому и жжется. Мокрый, твердый; гладкий, скользкий; тает.)

- А когда он тает, что остается? (Вода)

- А почему лед тает? (Потому что тепло, руки теплые.)

- Бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Они плавают.)

- Почему? (Они очень легкие.)

- Посмотрите на мою льдинку. Какая она? (Белая.)

- Как этот лист? /лист ватмана/ (Нет, прозрачная.)

- А как можно проверить, кто прав. Посмотрите через белый лист можно увидеть матрешку, а через лед? (Лед прозрачный, и через него можно легко увидеть матрешку.)

- Ребята, а лед твердый или как снег мягкий? (Твердый.) (достает молоточек, стучит по льду.)

Да твердый. А если сильнее ударю - лед расколется. Почему? (Лед топкий, хрупкий).

- А какой лед не разобьется от удара? (Толстый лед на реке, он даже человека держит.)

- Всегда ли толстый лед на реке? (Нет. Весной тает. По реке весной нельзя ходить.)

- Отгадайте  загадку:

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода -
Подевался он куда?

(Лед)

- Взгляните на баночки, там весна или зима? (Уже лето — льда совсем не осталось. Куда же делся лед?  ( Растаял.  Это же вода замерзшая была.)

- А в моей банке ручеек.  Послушайте. (Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной    банки   в  другую.)  Что  делает  вода?   (Переливается.  Журчит. Разговаривает. Шумит. Льется.)

- А какого цвета вода? (Прозрачная.)

- Как проверить? (Бросить надо что-нибудь.)        

- Вот у нас гвоздик, можно бросить? (Да, можно.)        

- Что произошло? (Видно, вода прозрачная.)

- Я предлагаю еще опыт. (Наливает в баночку шампунь.) Возьмите палочки  размешайте получившуюся жидкость.

- Что вы видите? (Вода пенится. Стала мутной.  Хорошо  пахнет. Пузыри вверху стали плавать.)

- Для чего нужна такая вода? (Голову мыть. Мыться можно. Пузыри можно  пускать.)

  -  Хорошая идея, оставим эту воду для мыльных пузырей. Но я думаю, что пел мыть этой водой волосы или голову. Как вы думаете, почему? (Она холодная.)

-  А как вы узнали? (Банка холодная - потрогали.)

-  А что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Подогреть.)

- На чем? (На плите. Горячую подлить. На костре.)

- А   можно   кипятильником?   Пока  вода  греется,   давайте   поиграем   в  игру  «маятник». Знаете? Вот моя рука — маятник. Когда она наклонится вправо, говорите хорошее про воду, на лево — плохое. Согласны?  (Хор: можно пить. Пл.: намочиться можно. Хор: мыть посуду. Пл.: грязные лужи. Хор: рыбки плавают.)
- Ребята, что происходит с водой? (Становится теплее.)
- А что нужно сделать, чтобы вода была горячей? (Еще подогреть.)
- Что хорошего в том, что вода горячая? (Можно голову мыть, посуду, согреться, чай пить.)        

 -Что плохого в том, что вода горячая? (Можно обжечься, стакан может лопнуть.        

 - Вода кипит? (Нет, еще не кипит.)        

 - Как вы узнали, может быть кипит? (Нет, не булькает.) /Вода закипела./

- Что такое из банки идет - дым? (Нет. Нет.)

 - Ребята, откуда вода появилась? (Вода в паре.)

-  Что же получается, лед - это вода и пар тоже? (да, и лед, и пар - вода. Лед  холодная   вода,   которая  замерзла.   Пар  -  горячая   вода.   Вода,   когда  кипит, превращается в пар.)        

- Так значит, вода может быть... (Льдом и паром, и просто водой.)

Сейчас я вам расскажу, почему так получается. И в паре, и в воде, и во льду живут маленькие человечки. Живут они только по-разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки. Вот так /показывает картинку человечка и просит 3-4-х детей показать лед/. Вот человечки льда. Давайте наш лед покажем. /Один из детей пытается разорвать лед/.

- Я теперь как волк из «Ну, погоди!» включу кипятильник, впущу в вашу реку и лед растает.

- Ой, наши человечки превращаются в человечки воды. А человечки воды не крепко стоят на ногах и плохо держатся. Поэтому их можно разделить и перелить.

- А теперь солнце греет, греет, и вода превращается в пар. А человечки пара не держатся и вообще не стоят на ногах. Всегда ходят. (Начинают ходить по комнате.)

- Нет, как заяц, я выключаю кипятильник. Что сейчас будет? (Пар в воду превратится, а потом в лед.) - Как стоят человечки льда?

- Мы с вами были человечками льда, воды и пара. Вы их запомнили. Кто хочет нарисовать человечков воды? Льда? Пара? На чем?

Выйдем на улицу и на снегу палочками нарисуем, а потом поиграем, покажем какие человечки в разных предметах, вокруг нас.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Занятие для старшей группы "Что такое доброта?"

Занятие для старшей группы "Что такое доброта?" Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...

Занятие для старшей группы "Что такое доброта?"

Занятие для старшей группы "Что такое доброта?" Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...

Конспект занятия в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе«Что такое хорошо и что такое плохо»ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/9rmU/4UMLE5Jd1Цель:- формирование у детей представле...