"Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООО «Народная культура и традиции»
старшая группа
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т.п.;
- развивать художественно-творческие способности дошкольников в изобразительном творчестве;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флеш-карта, модем, колонка МР-3, фотографии с изображениями русской печки, трафареты русской печки, гуашь, кисти.
Ход занятия:
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера. Хотите? Тогда отправляемся!
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в избе?
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
Да, печка.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она - белоснежная, (слайд) а в другой – вся расписная (слайд). Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.
Пространство между стеной и печью называется «запечье» (слайд). Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Напротив печи в избе находился красный угол (слайд). Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)
Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена.
Ритмика «Русская изба». Молодцы, хорошо!
Путешествуем дальше.
Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь располагалось всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был отделен от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать.
После каждой отгадки показать слайд.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
У нас в печурочке,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вёдра).
Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе! А сейчас обратите внимание на эти фотографии, посмотрите, какие разные, красивые были печи в русских избах. С какой любовью каждый хозяин украшал самое главное, что было в русской избе – печь. И предлагаю вам взять трафареты русской печи, которые я приготовила, и разукрасить на свой вкус. А затем мы сделаем выставку «Русская печь – кормилица семьи».
Включается спокойная запись русской народной мелодии, дети работают. После окончания – выставляют рисунки на мольберте. Рассматриваем. Хвалю за выдумку, интересные рисунки.
Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
А что вам больше всего запомнилось?
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...