«Метод экспериментирования в работе по ФЦКМ»
план-конспект занятия по окружающему миру
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0006f693-55e1a129.docx | 240.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод экспериментирования в работе по ФЦКМ»
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Моей задачей было:
- сформировать у детей знания об окружающем мире;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
- обогатить активный словарь;
- развить связную речь.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по ФЦКМ с элементами опытно-экспериментальной деятельности детей «Круговорот воды в природе»
Цель: Совершенствовать представления детей о воде и состоянии воды.
Задачи:
- ознакомить детей с круговоротом воды в природе.
- закрепить знания детей о свойствах воды.
- развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия
1-ая часть: Вводная
Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
(ответы детей)
Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море.
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде, которая встречается в природе? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
2-ая часть: Опыты
Ребята, вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, имеет ли вода форму? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость, не имеет формы.
Перелейте воду из стакана в тарелочку, окуните в нее губку, вся вода из тарелочки впиталась в губку. Так же и в природе, с поверхности морей, рек, океанов и земли вода в виде испарения поднимается вверх и образует облако. Поднимите свою губку. Но когда воды в облаке становится слишком много, то она в виде осадков опускается обратно на землю. Сожмите губку в руках, что вы увидели, пошел дождик. А если бы сейчас была зима и вода в облаке замерзла, то пошел бы не дождь, а… (ответы детей). Проведя небольшой опыт, мы можем сформулировать три вывода: вода может испарятся, принимать жидкое, газообразное и твердое состояние, постоянно в движении.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились путешествовать.
Взгляните на схему «Круговорот воды в природе».
Ребята, на доске висит карта, по этой карте мы узнаем как путешествует капелька. Давайте отправимся вместе с ней в путешествие. Работа со схемой.
Понравилось вам путешествие? Где мы побывали с капелькой, запомнили? Тогда давайте соберем из разрезных картинок геометрическую фигуру. Работа с разрезными картинками круговорот воды в природе, для закрепления материала.
Какая фигура у вас получилась? (круг) А что нарисовано на картинках? (вода). Сегодня мы свами познакомились с понятием круговорот воды в природе.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода.
3-ая часть: Заключение
Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! Были путешественниками вместе с капелькой. И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
Ребята, а для того чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поработать с лэпбуком «Волшебница - Вода», где вы найдете множество игр и интересных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познание"(ФЦКМ)«Золотая Осень»
Образовательная область "Познание"(ФЦКМ) для детей старшей группы. Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...
Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы
Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...
Конспект в старшей группе. Познание(ФЦКМ). Тема:"Широка страна моя родная"
Закрепление знаний о родном крае, о стране....
тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа
тема: «Путешествие по родному краю» Программные задачи: Продолжать учить пользоваться как краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...
Перспективное планирование работы в средней группе на месяц (октябрь). ТЕМА: «Осень!» («ФЦКМ», «ФЭМП», «Коммуникация»)
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога ф...
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...