Цикл занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Данный цикл занятий входит в комплекс занятий по ознакомлению с миром природы и составлен в соответствии с ФГОС на основе Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_po_oznakomleniyu_s_mirom_prirody.docx | 73.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
Цикл занятий по ознакомлению с миром природы для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: «Осень»
Составила: воспитатель
Шевченко О.Л.
Пояснительная записка
Средний дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений любознательности.
Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг — ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя — не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.
Данный цикл занятий входит в комплекс занятий по ознакомлению с миром природы и составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание и материал занятий адаптированы для детей 4- 5 лет с тяжёлым нарушением речи. Применяемые на занятиях методы и приёмы способствуют развитию следующих компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря.
Занятия носят комплексный интегрированный характер. Они позволяют обобщить и закрепить знания детей по теме осень. Учат детей практически применять полученные знания.
Структура занятий имеет такие составляющие:
1.Вступительная часть (1,5–2 минуты). Организация детей, создание положительного эмоционального настроя (минутка доброты, психогимнастика).
2.Основная часть (15 минут). Мотивация, заинтересовывающий, сюрпризный момент. Сообщение темы занятия. Получение детьми новых знаний, закрепление и углубление ранее усвоенных (в зависимости от типа занятия).
3.Заключительная часть (2–3 минуты). Подведение итогов, краткая беседа с детьми, рефлексия (что понравилось, запомнилось, было интересно).
Данный цикл занятий может быть полезен практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста
Занятие №1
Тема. Ранняя Осень.
Цель. Расширение представлений детей о характерных признаках ранней осени.
Задачи.
Образовательные:
- учить детей наблюдать за изменениями в природе;
- повторить названия осенних месяцев;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;
-способствовать формированию грамматического строя речи;
-развивать связную речь;
-активизировать и обогащать словарь по лексической теме осень.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой;
- воспитывать умение выслушивать друг друга.
Форма работы: НОД
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, рассказывание по картинке, речевой образец, повторное проговаривание.
Словарная работа: ранняя осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Предварительная работа:
- чтение стихов и рассказов об осени;
- художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»;
- дидактические игры на тему «Времена года», «Осенние приметы» и.т.д
- наблюдение за изменениями в природе во время прогулки;
- просмотр мультфильма «Времена года (Сентябрь)»
Материалы и оборудование: бумажная кукла Сентябринка, картинки с изображением разных времён года, рамочка для картины, картинки – знаки с признаками осени, магнитная доска, мяч, телевизор, слайды «Признаки времён года».
Ход НОД
I Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II Работа по теме занятия
1.Мотивация детей к деятельности
-Ребята, какие времена года вы знаете? Давайте вместе их назовём.
-Посмотрите на картинки. На какой из них изображена осень?
-Как вы догадались? (Ответы детей)
-Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовём осенние месяцы. ( Дети хором повторяют название месяцев)
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит в группу письмо.
- Ребята, нам пришло письмо. Здесь написано: Для ребят дошкольной группы «Солнышко». Мы можем его прочитать? (Да. Это письмо для нас)
Воспитатель читает письмо
-«Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в гости, на свой день рождения. Кукла Сентябринка»
- Кто приглашает нас на день рождения? (Кукла Сентябринка)
- Как вы думаете, почему у нее такое интересное имя? (Ответы детей)
2.Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели занятия.
- Мы не можем пойти на день рождения без подарка. Что мы можем подарить кукле Сентябринке? (Ответы детей)
-Я знаю, кукла Сентябринка очень любит картины, на которых изображена осень. Но у нас нет такой картины. Как нам быть? (Можно нарисовать или сделать аппликацию)
- Я вам предлагаю изобразить осень с помощью картинок – знаков.
-Чтобы нарисовать картину осени мы должны вспомнить её признаки.
- Ещё мы сегодня будем учиться описывать осень по картине, вместе играть и выполнять задания. Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять смайлики.
3.Беседа о приметах ранней осени.
- Ребята, какой сейчас месяц? (сентябрь)
- Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень.
Давайте с вами вспомним признаки осени и нарисуем картину для куклы Сентябринки.
(В ходе беседы дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)
- Ребята, на улице жарко? (На улице холодает, но ещё тепло)
- Ребята, если осенью солнце светит, но не греет, то оно какое? (Солнце холодное)
- А небо осенью яркое, голубое или хмурое, пасмурное, серое? (Небо голубое, но иногда бывает серое, пасмурное)
- Какого цвета листья на деревьях? ( Листья желтеют.)
- Ребята, трава высохла или ещё зелёная ? (Осенью трава ещё зелёная, но уже начинает желтеть)
- А цветы цветут? (Да, цветут)
- Подул ветер, кажется, начинается дождик!
Физкультминутка «Осенняя прогулка»
-Если мы идём гулять, (Дети выполняют ходьбу на месте)
Зонт с собою нужно брать. (Выполняют упражнение ЗОНТИК)
Осенью от дождика (Выполняют упражнение ДОЖДИК)
Спрячемся под зонтиком (Выполняют упражнение ЗОНТИК)
- Молодцы, успели от дождика спрятаться.
- Ребята, если идёт дождь, то погода, какая? (Дождливая)
- Молодцы. А ещё осенью, какая бывает погода? (Холодная)
-Значит, какую одежду надевают люди осенью? (Тёплую, осеннюю)
- Посмотрите на иллюстрацию. Во что одеты люди? (Люди одеты в куртки, ботинки, на головах шапки.)
- Что люди делают в садах и огородах? (Собирают урожай)
- Ребята, осенью становится холодно, поэтому исчезают пауки, бабочки, жуки, которыми питались птицы. Птицам больше нечего есть, и они улетают в тёплые края, где тепло и есть для них корм.
- А сейчас посмотрите и послушайте, какая у нас получилась картина!
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые страны.
- Вам нравится наша картина? Как мы её назовём? (Ранняя осень)
- Можем себя похвалить?
- Молодцы! Похлопаем себе.
- Для кого мы изобразили картину? (Для куклы Сентябринки)
- Можем мы теперь пойти к ней на день рождения? (Да. У нас есть подарок.)
-Пойдем в гости к Сентябринке. Но будьте внимательны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
4.Подвижно-речевая игра «Большие ноги»
(Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке
А большие ноги бегут по дороге
Маленькие ножки скок – скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
(Дети подходят к магнитной доске.)
5.Описание осени с опорой на картинку
- Мы пришли в гости к кукле Сентябринке. Давайте поздравим её и подарим подарок.
- Сентябринка благодарит вас и просит рассказать, что вы изобразили на картине.
(Дети с опорой на получившуюся картину повторяют признаки осени, оценивают рассказ друг друга, выставляют смайлики на «экран успеха»)
- Кукла Сентябринка благодарит вас и приглашает поиграть. Она приготовила для вас задания, которые помогут проверить, хорошо ли вы запомнили признаки ранней осени.
6.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Найди ошибку»
Дети сидят перед телевизором. Воспитатель называет и показывает на слайдах приметы разных времён года. Дети хлопают в ладоши, если услышат и увидят ошибку.
- Ранней осенью тепло.
- Люди загорают и купаются в сентябре.
- В сентябре часто идут дожди.
- В садах и парках ещё цветут цветы.
- В сентябре нет овощей в огородах и на полях.
- Перелётные птицы собираются лететь в тёплые края.
(Воспитатель оценивает участие детей в игре)
7. Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель показывает детям картинки, просит назвать ласковым словом изображение на картинке. Используется приём повторного проговаривания.
Дождь – дождик, солнце – солнышко, туча – тучка, лист – листочек, птица –птичка, цветок – цветочек, ветер – ветерок, трава – травка.
- Ребята, кто назвал всё правильно, тот может поставить смайлик на «экран успеха».
III Подведение итогов
- О чём говорили на занятии? (Об осени)
-Что мы подарили кукле Сентябринке? (Картину)
-Что мы изобразили на картине? (Раннюю осень)
-Посмотрите на «экран успеха». Мы справились с заданиями, которые приготовила для нас Сентябринка? (Да)
(Воспитатель оценивает работу детей на занятии)
-Давайте похвалим себя (похлопаем).
-На следующем занятии мы отправимся в огород, чтобы узнать, что происходит в огороде осенью.
Занятие №2
Тема. Овощи.
Цель. Расширение представлений детей об овощах
Задачи.
Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о существенных признаках овощей, месте их произрастания; применении овощей;
-учить описывать овощи;
-закреплять умение называть приметы ранней осени.
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение, координацию речи с движением;
-совершенствовать связную диалогическую речь;
- формировать умение согласовывать слова в предложении; образовывать прилагательные от существительных;
-активизировать и обогащать словарь по лексической теме овощи.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в решении познавательных и игровых задач.
Форма работы: НОД
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Методы и приёмы реализации содержания занятия: ИКТ презентация, дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, описание и сравнение предметов.
Словарная работа: овощи, огород, урожай.
Предварительная работа:
-рассматривание овощей;
-отгадывание загадок;
-чтение стихотворения «Овощи» Ю.Тувима
-дидактические игры «Чудесный мешочек», домино «Овощи»
-разучивание песни А.Филиппенко «Урожайная».
Материалы и оборудование: корзинка с натуральными овощами (морковь, капуста, помидор, картошка, огурец), предметные картинки с изображением овощей, кукла би-ба-бо «Бабушка», ноутбук, презентация «Загадки с грядки».
Ход НОД
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II.Работа по теме занятия
1.Мотивация детей к деятельности. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- На улице жарко? (Нет)
- Тучки солнце закрывают? (Да)
- Как одеваются люди? (Они одеваются теплее)
- Какую работу выполняют люди осенью? (Собирают урожай)
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка Запасиха.
Воспитатель показывает детям куклу би-ба-бо «Бабушка»
- Как вы думаете, почему бабушку так зовут? (Ответы детей)
- Бабушка Запасиха принесла с собой корзинку. Хотите узнать, что у неё в корзинке? (Да)
- Отгадайте загадку:
- Огурец, капуста, кабачок,
Перец, лук, морковь и чесночок.
Как всё это вместе назовём,
В огороде нашем соберём? (Овощи)
- Правильно, овощи.
- Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи, и говорить о них. Будем играть, и выполнять задания, как вместе, так и каждый самостоятельно. Свою работу мы оценим с помощью экрана успеха. Если у вас всё получится, то на экран успеха будем выставлять улыбающиеся смайлики.
2.Рассматривание и описание овощей
Воспитатель достает из корзинки овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы. Используется приём повторного проговаривания.
- Что это? (Капуста)
-Капуста круглая или квадратная? (Круглая)
-Какого она цвета? (Зелёная)
-Капуста мягкая или твёрдая? (Твёрдая)
- Где растёт капуста? (В огороде)
(Аналогично описывают другие овощи)
-Что это? (Показывает морковь.) (Это морковка.)
-Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.)
-Где она растет? ( В огороде, на грядке.)
-Что это? (Показывает помидор.) (Это помидор.)
-Какой он? (Он круглый, красный, мягкий.)
-Где он растет? (На грядке. В теплице.)
-Что это? (Показывает огурец.) (Огурец.)
-Какой он? (Зеленый, длинный, твёрдый.)
-Где он растет? (На грядке. В парнике.)
-Как вы думаете, вы хорошо рассказали об овощах? (Да)
-Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об овощах. (Воспитатель оценивает ответы детей. Выставляет смайлики на «экран успеха»)
-Как вы думаете, где бабушка Запасиха взяла все эти овощи? (В огороде)
- Правильно, овощи растут в огороде. Бабушка Запасиха вырастила очень большой урожай. Она не успевает собрать урожай, как мы можем ей помочь? (Ответы детей).
Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем.
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
- Если мы отгадаем все загадки, то поможем бабушке собрать овощи.
3.Презентация «Загадки с грядки»
Дети разгадывают загадки, если загадка отгадана, верно, на экране появляется картинка с изображением овоща.
1.Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её?.. (Капуста)
2.И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ... (Картошка)
3.Я оранжева, сочна,
Я полезна и вкусна.
За ботву схватись ты ловко,
Чтобы вытащить… (Морковку)
4.Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
5.Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…(Помидора)
- Помогли мы бабушке Запасихе собрать урожай? (Да. Мы отгадали загадки)
- Молодцы! Все загадки отгадали правильно. У кого лучше всего получалось отгадывать загадки, тот может взять смайлик.
(Дети оценивают себя)
4.Ознакомление с применением овощей.
-А как вы думаете, зачем нужны овощи? (Овощи полезны, в них много витаминов)
- А что можно приготовить из овощей? (Из овощей можно сварить суп, борщ, приготовить салат, сок и т.д.)
- Давайте поможем нашей бабушке Запасихе приготовить салат из овощей.
5.Дидактическая игра «Какой салат?»
Дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый овощ и говорят, как будет называться салат из этого овоща. Например: «Это капуста. Салат из капусты - капустный », «Это морковь. Салат из моркови-морковный»
(В ходе игры дети оценивают ответы друг друга)
III Подведение итогов
- О чём говорили на занятии? (Об овощах)
- Да. Тема нашего занятия овощи.
- Кому мы помогали собирать урожай? (Бабушке Запасихе)
-Посмотрите на «экран успеха». Справились мы с заданиями.
-Давайте похлопаем себе.
-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы помочь бабушке Запасихе собрать овощи. Мне было очень приятно с вами заниматься.
- На следующем занятии мы отправимся в сад, чтобы узнать, что происходит в саду осенью.
Занятие №3
Тема. Фрукты
Цель. Расширение представлений детей о фруктах
Задачи.
Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о существенных признаках фруктов, месте их произрастания; применении фруктов;
-учить описывать фрукты, сравнивать их;
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение, координацию речи с движением;
-развивать связную речь; умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать прилагательное от существительного;
-активизировать и обогащать словарь по лексической теме фрукты.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в решении познавательных и игровых задач.
Форма работы: НОД
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, описание предметов.
Словарная работа: фрукты, сад, урожай.
Предварительная работа:
- чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот»,
-отгадывание загадок;
-дидактические игры «Куда что положить?», «Целое и часть» и др.;
-игры «Забывчивый покупатель», «Угадайка».
-разучивание физминутки «Поедем на автобусе».
Материалы и оборудование:. натуральные фрукты (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон), картинки с изображением фруктов овощей, вырезанные из картона шаблоны банок , игрушка грузовик, аудиозапись звук машины, конверт с письмом от Осени, ноутбук.
Ход НОД
I. Организационный момент
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим
II. Работа по теме занятия
1.Мотивация детей к деятельности. Сообщение темы и цели
-Посмотрите на картинки, что на них нарисовано. (Морковь, помидор, огурец, лук)
- Как - это назвать одним словом? (Овощи)
- На прошлом занятии мы с вами говорили об овощах. Где растут овощи?
(В огороде)
Звучит шум машины. Воспитатель ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с фруктами. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре.
-Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик? (Дети перечисляют)
-Как это можно назвать одним словом? (Фрукты)
-Правильно. Молодцы!
-Тема нашего занятия «Фрукты». Вы будете учиться описывать фрукты и узнавать их по описанию, сравнивать фрукты. Ещё мы все вместе и каждый самостоятельно будем выполнять задания. Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять улыбающиеся смайлики.
2.Создание проблемно - поисковой ситуации
-В кузове грузовика ещё есть письмо для вас. «Дорогие ребята!
Богатый урожай фруктов созрел в этом году.
Чтоб все фрукты собрать мне нужна ваша помощь».
С уважением Осень»
- Вы согласны помочь осени? (Да)
- Где растут фрукты ? (В саду)
- Фруктовый сад находится далеко. Как нам быстро туда добраться? (Можно доехать на транспорте)
- На чём мы поедем? (Ответы детей)
-Давайте отправимся в сад на автобусе.
3.Упражнение на координацию речи с движением.
Мы в автобус дружно сели (приседание)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, (топают)
И автобус побежал (быстро шагают).
Приехали дети, автобус, стоп!
4.Описание фруктов по качествам и признакам
- Вот мы и приехали в сад. Зачем мы сюда приехали? (Помочь Осени собрать урожай фруктов).
-Что бы фрукты нам собрать,
Надо их нам описать
И загадки отгадать.
-Если мы справимся, то сможем прикрепить смайлики на «экран успеха».
(Воспитатель обращает внимание детей на картинку с фруктами)
-Ребята все ли фрукты одинаковы по величине (нет).
-Есть фрукты маленькие. Назовите их, пожалуйста. (Сливы).
-Молодцы!
-А есть большие, какие это фрукты (Яблоки, груши, лимоны).
- Посмотрите на картинки с изображением фруктов. Какие из них имеют форму круга?
- Какие фрукты похожи на треугольник?
-Какие фрукты имеют форму овала?
-Сейчас каждый из вас возьмёт по одному фрукту и расскажет о нём: назовёт его, какого цвета фрукт, какой формы, большой или маленький.
(Дети по очереди берут фрукты из корзинки и описывают их по плану, оценивают друг друга)
- Фрукты мы описали, теперь пора отгадать загадки.
5.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Фруктовые загадки»
1.На ветвях они висели,
Как созрели — посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их... (сливы)
2.Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
3.Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
4.Он из стран, где климат жаркий.
Ярко-желтый, но не сладкий.
Даже спелый кислый он.
Как зовется фрукт? (Лимон)
5.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
-Ребята, фрукты мы описали? (Да)
-Загадки отгадали? (Да)
-Помогли Осени собрать урожай фруктов?
-У кого лучше всего получалось отгадывать загадки, тот может взять смайлик (Дети оценивает себя)
- Мы молодцы, похлопаем себе.
- Посмотрите, сколько фруктов мы собрали? (на экране появляется картинка корзина с фруктами)
- Как вы думаете, фрукты полезны для детей? (Да. В них много витаминов)
- Ребята вы знаете, как можно хранить фрукты, что можно из них приготовить. ( Фруктовый салат, сок)
- Верно, а еще можно приготовить и испечь пирог, а осенью когда собирают богатый урожай, сделать заготовки на зиму: варенье, джем, повидло, компот.
- Давайте, и мы сделаем заготовку на зиму, приготовим фруктовый компот.
- Почему фруктовый? (Он сделан из фруктов)
-Но для того чтобы ваши руки стали умелыми, сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика: «Варим, варим мы компот»
Будем мы варить компот (Сжимать и разжимать пальцы рук)
Фруктов нужно много. Вот. (Широко расставить пальцы)
Будем яблоки крошить, (Загибать пальцы по одному, начиная с
Груши будем мы рубить, большого)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Сжимать и разжимать пальцы рук)
Угостим честной народ. ( Протянуть руки вперёд, ладошками вверх)
6.Игра «Приготовим вкусный фруктовый компот»
Из предложенных картинок (овощи и фрукты) дети выбирают фрукты и вставляют в прорези на шаблоне банки. Каждый из детей рассказывает, из каких фруктов сделан его компот, как он называется (например: мой компот из слив – сливовый). Затем дети оценивают работу друг друга.
III.Итог занятия
- О чём мы говорили на занятии? (О фруктах.)
- Тема нашего занятия «Фрукты»
- Какие фрукты нам привёз грузовичок? Где растут фрукты? (В саду.)
- Помогли мы Осени собрать фрукты?
-Посмотрите на «экран успеха». Справились мы с заданиями? (Да)
-Можем себя похвалить? Давайте похлопаем себе.
-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы помочь Осени собрать фрукты. Мне было очень приятно с вами заниматься. На следующем занятии мы узнаем, почему осень называют золотой.
Занятие №4
Тема. Золотая осень.
Цель. Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи.
Образовательные:
- учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, учить сравнивать природу в октябре и сентябре;
- повторить названия осенних месяцев;
- формировать умение различать листья разных деревьев.
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;
-развивать связную речь; умение отвечать на вопросы воспитателя;
-активизировать и обогащать словарь по лексической теме осень.
Воспитательные:
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Форма работы: НОД
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, речевой образец, повторное проговаривание.
Словарная работа: золотая осень, листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Предварительная работа:
- чтение стихов и рассказов об осени
- дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья» и т.д.
- рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»
- рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
- просмотр мультфильма «Времена года (Октябрь)»
Оборудование и материалы: бумажные куклы Сентябринка и Октябринка, рамочка для картины, картинки – значки с признаками осени, листья рябины, клёна, осины, корзинка, магнитная доска.
Ход НОД
I Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II Работа по теме занятия
- Мотивация детей к деятельности. Актуализация знаний.
Воспитатель читает стихотворение. «Что случилось» О. Дриз
- Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
- Я тоже нашла у нас в группе, «письмецо от осени». Как вы думаете, кто его принёс? (Ответы детей)
- Его нам принесла кукла Сентябринка. Ей очень понравился подарок, который мы ей подарили, что она решила ещё нас поблагодарить.
-Что мы дарили Сентябринке? (Картину с признаками ранней осени)
-Давайте вспомним, что мы изобразили на картине, какая погода была в сентябре?
(Дети с опорой на картину отвечают на вопросы воспитателя)
- В сентябре было жарко или холодно?
-Были ли дожди?
-Какое небо в сентябре?
-Цветут ли цветы?
-Какого цвета трава?
-Какого цвета листья на деревьях?
-Что делают птицы?
-Какую работу выполняют люди?
-Ребята, давайте назовём осенние месяцы. Какой сейчас месяц? (Октябрь)
2. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели занятия
-Кукла Сентябринка, пришла к нам не одна. Она привела свою подружку куклу Октябринку.
- Кукла Октябринка грустит, потому, что у неё нет такой картины как у подружки.
-Мы ей можем помочь? Как? (Изобразим картину с помощью картинок-знаков)
-Чтобы изобразить картину для куклы Октябринки, мы должны вспомнит признаки осени в октябре. А ещё мы будем играть, выполнять задания, учиться различать листья разных деревьев, узнаем, что такое листопад, почему осень называют золотой. Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять улыбающиеся смайлики.
3.Беседа о приметах осени.
- Ребята, напомните мне, какой сейчас месяц? (Октябрь)
- Октябрь – это второй осенний месяц.
Давайте с вами вспомним признаки осени, которые мы наблюдали на прогулке и нарисуем картину для куклы Октябринки.
(В ходе беседы дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)
-Какого цвета небо? (Серое)
-Какой ветер дует: тёплый или холодный? (Холодный)
-Часто идут дожди? (Да)
-Что делают птицы? (Птицы улетают в тёплые края)
-Какую одежду носят люди? (Тёплую)
-Какого цвета листья на деревьях и кустарниках? (Жёлтые, красные, коричневые)
-А на земле есть листья? (Да)
-В октябре листья падают на землю. Это называется листопад. Давайте вместе скажем листопад.
Физкультурная минутка «Листопад»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели. (Взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя)
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (Взмахи руками над головой)
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели. (Сели на свои места)
-А сейчас посмотрите и послушайте, какая у нас получилась картина!
- В октябре стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали жёлтые, красные, коричневые. Начался листопад. Птицы улетают в тёплые края. Люди надели тёплую одежду.
-Как вы думаете, понравится наша картина кукле Октябринке?
-Мы можем себя похвалить? Почему?
(Воспитатель оценивает ответы детей. Дети выставляют смайлики на «экран успеха»)
-Как мы назовём картину? (Ответы детей)
-Можем мы назвать картину «Золотая осень»? Почему?
-Октябрь - это время золотой осени. В это время деревья меняют свой наряд.
Они становится яркими, похожими на золотые. Поэтому осень называют золотой.
-Давайте подарим картину кукле.
(Дети прикрепляют получившуюся картину на магнитную доску рядом с картиной «Ранняя осень»)
- Кукла Октябринка благодарит вас. Вместе с Сентябринкой они приглашают вас поиграть и выполнить задания.
4.Речевая игра «Продолжи предложение»
В сентябре небо голубое, а в октябре…(серое).
В сентябре тепло, а в октябре…(холодно).
В сентябре листья ещё зелёные, а в октябре…(жёлтые).
В сентябре дождь идёт редко, а в октябре …(часто).
5.Игра «Собери листочки»
-Октябринка, несла вам в подарок букет из листьев. Но проказник – ветерок рассыпал все листья.
На полу рассыпаны листья рябины, осины, клёна. Дети садятся на ковёр и рассматривают листья.
-Посмотрите, какие они красивые. Это листья осины, они красные. Значит, что они сделали? (Покраснели).
-На что похожи листья осины? (На монетки).
-Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели).
-Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (На ладошку).
-Какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (Рябина).
-Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово.
-Поможем Октябринке собрать листочки. Будем собирать, и делить листья на группы.
(Дети делятся на группы. Одна группа собирает кленовые листья, другая – осиновые, третья – рябиновые, затем проговаривают кто какие листья собирал)
- Молодцы! Все листочки собрали. Посмотрите, правильно вы выполнили задание. (Дети оценивают себя и друг друга. Выставляют смайлики на «экран успеха»)
-Какие красивые листочки мы собрали. Давайте украсим нашу группу, соберём листья в букет и поставим в вазу.
- Посмотрите у Октябринки ещё остались листья, только они совсем белые. Мы можем сделать их красивыми? (Мы их раскрасим)
7. Раскрашивание контурных картинок
- Давайте красиво и аккуратно раскрасим листики. Вечером вы их подарите родителям и расскажите, что интересного узнали на занятии.
III Подведение итогов
- О чём говорили на занятии? (Об осени)
- Что интересного мы узнали об осени? Как называют осень в октябре? (Золотая)
- Как мы порадовали куклу Октябринку? (Подарили картину)
- Посмотрите на «экран успеха», все ребята справились с заданиями?
(Дети оценивают друг друга)
-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы изобразить картину для Октябринки и выполнить задания. Мне было очень приятно с вами заниматься.
- На следующем занятии мы узнаем, как называют осень в ноябре..
Занятие №5
Тема. Поздняя осень
Цель. Формирование представлений детей об изменениях в природе в ноябре.
Задачи.
Образовательные:
-учить называть приметы поздней осени, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»;
- закреплять названия осенних месяцев.
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;
-развивать связную речь; умение отвечать на вопросы воспитателя;
-активизировать и обогащать словарь по лексической теме осень.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и её красоте
Форма работы: НОД
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, рассказывание по картинке.
Словарная работа: поздняя осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Предварительная работа:
- чтение стихов и рассказов об осени
- наблюдения за осенними изменениями в природе
- просмотр мультфильма «Времена года. (Ноябрь)»
Оборудование и материалы: бумажная кукла «Ноябринка», картинки признаки поздней осени, рамка для картины, магнитная доска, мяч, магнитофон, аудиозапись (шум ветра, шум дождя, хруст льда, шуршание листьев)
Ход НОД
I Организационный момент
Психогимнастика «Солнышко».
- Дети, сегодня у нас на занятии будет гостья. А гостей нужно встречать с хорошим настроением. Что дарит нам хорошее настроение? (Улыбка и добрые слова). Давайте подарим их друзьям.
В небе солнышко взошло,
Сразу стало всем тепло.
Дети к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
И сказали: «Вот и я!
С добрым утром вас, друзья!».
II Работа по теме занятия
- Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте стихотворение:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени)
- Давайте назовём осенние месяцы.
- Как называется первый осенний месяц? (Сентябрь)
- А второй? (Октябрь)
- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется? (Ноябрь)
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель заносит в группу куклу.
- Вот и наша гостья, кукла Ноябринка. Как вы думаете, почему у неё такое необычное имя? (Ответы детей)
- Кукла Ноябринка принесла нам картины. Давайте рассмотрим их.
(Воспитатель показывает детям картинку, которую они сделали на занятии «Золотая осень»)
- Вам знакома эта картина? Для кого мы её изобразили? (Для куклы Октябринки)
- Давайте расскажем, что мы на ней изобразили? (Дети повторяют признаки осени в октябре)
2.Создание проблемной ситуации.
- Кукла Ноябринка принесла ещё одну картину.
- Посмотрите, на картине ничего не изображено, что это значит? (Ответы детей)
- Кукла Ноябринка, просит, чтобы мы помогли ей нарисовать картину «Поздняя осень». Мы можем ей помочь? (Да)
- Что бы помочь Ноябринке, мы должны вспомнить, какие изменения происходят осенью в ноябре.
- Ещё мы сегодня будем учиться описывать позднюю осень по картинке, играть и выполнять задания, как вместе, так и самостоятельно. Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у нас всё будет получаться, то на «экран успеха» будем выставлять смайлики.
3.Беседа о приметах поздней осени
- Сейчас давайте вспомним, какие изменения в природе мы наблюдали во время прогулки и нарисуем картину для куклы Ноябринки с помощью картинок - знаков.
(В ходе беседы дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)
- На улице тепло или холодно? (На улице холодно).
- Солнце часто светит? (Солнце светит редко и не греет.)
- Какого цвета небо? (Небо серое, хмурое)
-Дожди часто идут? Они тёплые или холодные? (Дожди идут часто. Они холодные.)
- В ноябре трава растет или засыхает? (Трава засыхает.)
-Почему трава засыхает? (На улице холодно. Солнце не греет)
- Что происходит с листьями на деревьях? ( На некоторых деревьях листьев уже нет, они опали.)
- Какую одежду носят люди? (Люди стали одеваться теплее.)
- Ребята, а что еще интересного вы видели на улице? (Иногда идет снег с дождем, замерзшие лужи.)
- Ребята, правильно. На улице лежит снег, но вы как заметили, он ещё временами тает. Это осень борется с зимой. Зима хочет прийти к нам раньше, но осень ещё не уступает зиме, и сейчас ещё пока осень «ноябрь».
Физминутка «Осень»
Осень. По утрам морозы. (Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.)
В рощах желтый листопад. (Кружатся на носочках. Руки на поясе.)
Листья около березы
Золотым ковром лежат. (Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.)
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней. (Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.)
Е. Головин
- Посмотрите и послушайте, какая у нас получилась картина.
Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Люди надели тёплую одежду.
- Вам нравится наша картина? Как мы её назовём? (Поздняя осень)
- Можем мы себя похвалить? (Да. У нас получилась картина.)
(Воспитатель оценивает ответы детей во время беседы. Дети выставляют смайлики на «экран успеха»)
4. Описание поздней осени с опорой на картину
- Ребята, для кого мы изобразили картину? (Для куклы Ноябринки)
- Мы про неё совсем забыли. Она заскучала вот – вот заплачет, как её любимый месяц ноябрь. Давайте подарим ей картину и расскажем, что мы на ней изобразили.
(Дети с опорой на получившуюся картину повторяют признаки поздней осени)
- Кукла Ноябринка, вас благодарит и приглашает поиграть.
5.Дидактическая игра «Закончи предложения».
(Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит начало предложения, ребёнок поймавший мяч заканчивает предложение.)
В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).
(Дети оценивают друг друга за правильно названные ответы)
6.Игра «Звуки осени»
(Воспитатель включает аудиозапись: шум ветра, стук дождя, хруст льда, шуршание листьев )
- Послушайте и скажите:
1. Что шумит? (Ветер)
2. Что стучит? (Дождь)
3. Что хрустит? (Лёд)
4. Что шуршит? (Листья)
(Взаимооценка)
III Подведение итогов
- Кто приходил к нам на занятие? (Кукла Ноябринка)
- О чём она нас попросила? (Нарисовать ей картину)
-Выполнили мы её просьбу? Что мы изобразили на картине? (Позднюю осень)
- Да. Тема нашего занятия: Поздняя осень.
-Посмотрите на «экран успеха». Справились мы с заданиями?
-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы изобразить картину для Ноябринки и выполнить задания. Мне было очень приятно с вами заниматься.
- На следующем занятии мы отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Список литературы
1.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой. Средняя группа/ Автор-составитель: З.А.Ефанова – Волгоград: Учитель, 2014
2.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. , Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7лет- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы – М.: Айрис-Пресс , 2010.
4.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2017
5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему "Поможем сберечь природу"
Конспект занития...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе. Ознакомление с миром природы. Тема: «Осень в гости к нам пришла».
Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе. Ознакомление с миром природы.Тема: «Осень в гости к нам пришла».Программные задачи: закреплять знания детей об осе...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Конспект ОД по ОО "Познавательное развитие (ознакомление с миром природы). Тема: "Осень" (старшая группа)
ОО "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы) ....
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...