проект "Птицы родного края"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- Уточнить представления о знакомых птицах
- Познакомить с новыми зимующими птицами (свиристель, чечетка, дрозд )
- Формировать знания об условиях их обитания; о роли человека в жизни птиц
- Формировать умения различать птиц по двум- трем характерным признакам внешнего строения.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
- Развивать коммуникативные навыки
- Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский детский сад»
Проект в средней группе «Пчелки»
тема: «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ».
Выполнила работу воспитатель: Якобюк С.В.
Актуальность.
В наше время, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно сформировать правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы нашего края». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах родного края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Название проекта: «Птицы нашего края»
Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.
Сроки: октябрь .
Тип проекта: педагогический.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный.
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- Уточнить представления о знакомых птицах
- Познакомить с новыми зимующими птицами (свиристель, чечетка, дрозд )
- Формировать знания об условиях их обитания; о роли человека в жизни птиц
- Формировать умения различать птиц по двум- трем характерным признакам внешнего строения.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
- Развивать коммуникативные навыки
- Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап.
- Основной этап (практический).
- Заключительный этап.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап. На подготовительном этапе, с детьми необходимо обсудить вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как определить птицу - перелётная она или зимующая?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали схему осуществления проекта,
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
- подготовили оборудование для реализации проекта,
- оформили подборку игр,
-подобрали иллюстрации с изображением птиц
- Основной этап.
Для реализации проекта необходимо рассмотреть иллюстрации с изображением птиц, читать художественную литературу, отгадывать загадки, учить поговорки, скороговорки. Организовать акцию «Книга в книжный уголок» про птиц, поделиться своей информацией о птицах.
На прогулке внимательно наблюдать за птицами в течение года. Наблюдая, выяснить, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Провести эксперимент «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Убедиться, что перо улетает дальше. Проведя исследование «нефть и перья» необходимо ответить на вопрос: Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.
Провести непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, провести развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелётных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Лиса и куры»; «Воробышки и автомобиль».
Схема осуществления проекта «Птицы – нашего края».
Раздел программы | Содержание деятельности | Сроки |
Беседы с детьми | - Птицы, какие они? - Зимующие и перелётные птицы. -Учитесь жалеть и беречь. -Разрешение проблемных ситуаций. | Октябрь |
НОД |
| В течение всего времени |
Игровая деятельность | Дидактические игры: - «Что за птица?»; - «Раздели птиц на перелётных и зимующих»; - «Лишняя картинка»; - «Угадай по описанию»; - «Составь картинку из частей». Пальчиковые игры: - «Воробышки»; - «Птенчики в гнезде». Подвижные игры: - «Воробышки и автомобиль»; - «Лиса и куры»; - «Не боимся мы кота». | В течение всего времени |
Экспериментальная деятельность | Что любят птицы? - Что дальше улетит? - Нефть и перья. | Октябрь – ноябрь |
Работа с художественной литературой | - Чтение сказки В. Даля «Ворона», - А. Яшин «Покормите птиц зимой», - В. Берестов «Птицы», - Разучивание поговорок «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки». - Отгадывание загадок про птиц. | В течение всего времени |
Работа с родителями | - Подборка книг, журналов о птицах, - изготовление кормушки для птиц | Октябрь |
Совместный труд воспитателя и детей | - наблюдение за птицами на кормушке, подкормка зимующих птиц. | В течение всего времени |
Задание для детей и их родителей совместно оформить альбомы с изображениями или фотографиями птиц. Приготовить небольшие сообщения о птицах. Сообщения должны содержать в себе информацию: чем каждая птица питается, как себя ведет в разное время года, где и когда гнездится, о её оперении.
Из сообщений можно узнать, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, сорока остаются зимовать.
Чтобы помочь птицам с кормом мы запланировали изготовить кормушку для птиц и повесить её на территории детского сада. Каждый день добавлять в кормушку разный корм. Наблюдать, кто из птиц первый прилетит к кормушке.
В итоге проведённых наблюдений дети должны научиться: кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях.
Вместе с детьми необходимо сделать выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
-Из кормов воробьи предпочитают пшено и семечки, они прилетают стайками, а сороки поодиночке.
Заключительный этап.
Рисование «Наши пернатые друзья». Открытое мероприятие «Почему птицы летают». Защита проекта в форме презентации на педагогическом совете.
Результаты проектной деятельности:
- Знания детей о птицах расширились.
- Дети научились отличать перелётных и зимующих птиц
- На протяжении проекта у детей развивалась связная речь.
- Дети научились подкармливать птиц.
- У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
- Повысился познавательный интерес у детей.
- Дети узнают, какие птицы занесены в Красную книгу Омской области.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой. 3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». 4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. 5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. 6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....