проект "Птицы родного края"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Якобюк Светлана Васильевна

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

  • Уточнить представления о знакомых птицах
  •  Познакомить с новыми зимующими птицами (свиристель,  чечетка, дрозд )
  • Формировать знания об  условиях  их обитания; о роли человека в жизни птиц
  • Формировать умения различать птиц по двум- трем характерным признакам внешнего строения.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Вольновский детский сад»

Проект в средней группе «Пчелки»

тема:  «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ».

   

                                                                     Выполнила работу воспитатель: Якобюк С.В.

         

Актуальность.

    В наше время, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных.  Дошкольное  детство- начальный этап становления человеческой  личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно сформировать правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

    В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края.  Дети путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы нашего края». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах родного края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Название проекта: «Птицы  нашего края»

Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.

Сроки: октябрь .

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный.

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

  • Уточнить представления о знакомых птицах
  •  Познакомить с новыми зимующими птицами (свиристель,  чечетка, дрозд )
  • Формировать знания об  условиях  их обитания; о роли человека в жизни птиц
  • Формировать умения различать птиц по двум- трем характерным признакам внешнего строения.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Планируемый результат:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап (практический).
  3. Заключительный этап.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.                                                                                                  На подготовительном этапе,  с детьми необходимо обсудить вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как определить птицу -  перелётная она или зимующая?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

определили цель и задачи проекта,

- разработали схему осуществления проекта,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- подготовили оборудование для реализации проекта,

- оформили подборку игр,

-подобрали иллюстрации с изображением птиц

  1. Основной этап.

Для реализации проекта необходимо рассмотреть иллюстрации с изображением птиц, читать художественную литературу, отгадывать загадки, учить поговорки, скороговорки. Организовать акцию «Книга в книжный уголок» про птиц, поделиться своей информацией о птицах.

На прогулке внимательно наблюдать за птицами в течение года. Наблюдая, выяснить, какие птицы прилетают на территорию детского сада.

Провести эксперимент «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Убедиться, что перо улетает дальше.  Проведя исследование «нефть и перья» необходимо ответить на вопрос: Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.

Провести непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, провести развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелётных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Лиса и куры»; «Воробышки и автомобиль».   

Схема осуществления проекта «Птицы – нашего края».

Раздел программы

Содержание деятельности

Сроки

Беседы с детьми

- Птицы, какие они?

- Зимующие и перелётные птицы.

-Учитесь жалеть и беречь.

-Разрешение проблемных ситуаций.

Октябрь

НОД

  1. «Как узнать птицу»,
  2. «Осенние заботы птиц»,
  3. «Составление описательного рассказа о птицах»,
  4. «Птицы – наши друзья»,
  5. «Самая печальная книга природы – Красная книга»,

В течение всего времени

Игровая деятельность

Дидактические игры:

-  «Что за птица?»;

- «Раздели птиц на перелётных и зимующих»;

- «Лишняя картинка»;

- «Угадай по описанию»;

- «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры:

- «Воробышки»;

- «Птенчики в гнезде».

Подвижные игры:

- «Воробышки и автомобиль»;

- «Лиса и куры»;

- «Не боимся мы кота».

В течение всего времени

Экспериментальная деятельность

Что любят птицы?

- Что дальше улетит?

- Нефть и перья.

Октябрь – ноябрь

Работа с художественной литературой

- Чтение сказки В. Даля «Ворона»,

 - А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

- В. Берестов «Птицы»,

- Разучивание поговорок «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

- Отгадывание загадок про птиц.

В течение всего времени

Работа с родителями

- Подборка книг, журналов о птицах,

- изготовление кормушки для птиц

Октябрь

Совместный труд воспитателя и детей

- наблюдение за птицами на кормушке, подкормка зимующих птиц.

В течение всего времени

Задание для детей и их родителей совместно оформить альбомы с изображениями или фотографиями птиц. Приготовить небольшие сообщения о птицах. Сообщения должны содержать в себе информацию: чем каждая птица питается, как себя ведет в разное время  года, где и когда гнездится, о её оперении.

Из сообщений можно узнать, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с  наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, сорока остаются зимовать.

Чтобы помочь птицам с кормом мы запланировали изготовить кормушку для птиц и повесить её на территории детского сада. Каждый день добавлять в кормушку разный корм. Наблюдать, кто из птиц первый прилетит к кормушке.

В итоге проведённых наблюдений дети должны научиться: кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях.

Вместе с детьми необходимо сделать выводы:

- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

- В ветреные дни птицы не прилетают;

-Из кормов воробьи предпочитают пшено и семечки, они прилетают стайками, а сороки поодиночке.

Заключительный этап.

Рисование «Наши пернатые друзья».  Открытое мероприятие «Почему птицы летают». Защита проекта в форме презентации на педагогическом совете.

Результаты проектной деятельности:

  1. Знания детей  о птицах расширились.
  2. Дети научились отличать перелётных и зимующих птиц
  3. На протяжении проекта у детей развивалась связная речь.
  4. Дети научились подкармливать птиц.
  5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
  6. Повысился познавательный интерес у детей.
  7. Дети узнают, какие птицы занесены в Красную книгу Омской области.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой. 3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». 4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. 5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. 6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....