Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята-дошколята"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята-дошколята"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 295.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
Протокол № от
«Детский сад № 28 «Надежда»
В.А.Кузнецова
Приказ № от
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту
«Эколята – дошколята»
Смоленск, 2020 г.
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности ребенка, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающей нас природе.
Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он
должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач экологического и нравственного воспитания.
Работа в проекте позволит развивать чувство ответственности, воспитать в детях чувство доброты, отзывчивости, а ребятам пересмотреть свое отношение к животным и растительному миру.
Актуальность
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я - гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и
объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно
развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека
нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Проблема: у детей не до конца сформировано чувство заботы и
любви к окружающей природе.
Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и
системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия.
Задачи:
- дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира их малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное
участие в природоохранной и экологической деятельности.
Ожидаемый результат:
- у детей сформируются основы экологической культуры и культуры природолюбия;
сформируется духовно богатый внутренний мир и система ценностных отношений к окружающей природной среде;
- разовьются внутренние потребности любви к природе, участию в
природоохранной и экологической деятельности.
Сроки и этапы реализации проекта Сентябрь – май
I этап
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно- демонстрационного, раздаточного материала.
- Разработка содержания проекта:
«Эколята - дошколята»
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- этап – основной
- Создание условий, способствующих стимулированию развития
познавательных способностей детей средней группы.
- Формирование обогащенных и систематизированных знаний об экологии, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
- этап – заключительный
- Викторина «Знатоки природы»
- Слайдовая презентация (наработанный материал, фото детской
деятельности по теме).
Этапы реализации проекта Подготовительный этап
Сентябрь, 1 неделя | Изучение и анализ научно- исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно- методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность педагогов. |
2 неделя | Разработка содержания проекта: «Эколята- дошколята» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
3 неделя | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | Определить объем и содержание работы по проекту. |
4 неделя | Анкетирование родителей на тему: «Что мы знаем об экологии?» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников знаний о родной природе |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Октябрь, 1 неделя | С-р игра «Путешествие в осенний лес» | Формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера. | Папка-ширма «Экологическое воспитание в семье» Цель: познакомить родителей с организацией воспитательного процесса, укреплять связь ДОУ с семьей. Изготовление гербария из листьев |
2 неделя | Опыт «На свету и в темноте» | Закреплять знания детей о том, что растению необходим свет, о его роли в жизни растений. | |
3 неделя | НОД «Лес, сад, огород» | Закреплять представления детей о дифференцированных условиях произрастания растений, развивать логическое мышление, внимание. | |
4 неделя | Чтение сказки «Путешествие семечка» | Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь, 1 неделя | Опыт «Может ли растение дышать» | Закреплять знания детей о том, что растению необходим воздух, о его роли в жизни растений. | Консультация «Досуг с ребёнком на природе». Цель: способствовать укреплению связей с семьей, организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей. |
2 неделя | НОД "В гостях у Гриба- Лесовика" | Закреплять у детей знания о природе нашего края. Формировать положительное отношение к природным объектам | |
3 неделя | Экологическая игра «Детки на ветке» | Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу; расширять экологиче ский кругозор детей. | |
4 неделя | Опыт «С водой и без воды» | Систематизировать знания детей о природе. Воспитывать эстетическое восприятие природы, любовь к ней. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Декабрь, 1 неделя | Беседа «Лекарственные растения» | Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению. | Брошюры: «Зимующие птицы» Изготовление и размещение на участке кормушек для птиц |
2 неделя | Д/и «Что где растет» | Закреплять знания детей о фруктах и овощах; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. | |
3 неделя | Наблюдение за березой | Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. | |
4 неделя | Опыт «Поглощен ие воды растениями» | Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Январь, | НОД по художественно- | Учить детей | Консультация «Экологическое |
1 неделя | эстетическому развитию | составлять целый | воспитание детей |
аппликация «Дикие животные. | предмет из | дошкольного возраста» | |
Заяц» | частей и | Семейные прогулки в | |
аккуратно | лес,парк, сквер | ||
наклевать его | Цель: | ||
способствовать укреплению связей семьи с природой. | |||
2 неделя | Чтение произведений К. Паустовского «Барсучий нос», | Познакомить с новым | |
«Заячьи ушки» | произведением; | ||
формировать | |||
любовь и заботу | |||
к животным. | |||
3 неделя | Просмотр мультфильмов «Зимовьё | Формирование | |
зверей», «Храбрый заяц», | умения делать | ||
«Теремок» | выводы о своих и | ||
чужих поступках; | |||
устойчивое | |||
представление о | |||
связях в природе. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Февраль, 1 неделя | НОД по художественно- эстетическому развитию Лепка «Зимние деревья» | Учить скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их сверху. | Совместное изготовление поделок из природного материала; чтение книг о животных. Цель: способствовать укреплению связей семьи с природой. |
2 неделя | Выставка рисунков детей «Как звери зимуют» | Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. | |
3 неделя | Наблюдения за ветром, небом, деревьями. | Научить различать формы живой и неживой природы. | |
4 неделя | Прослушивание звуков природы (голоса птиц, диких и домашних животных) и леса (шум дождя, утреннего леса) | Воспитывать понимание красоты природного мира. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели |
Март, 1 неделя | НОД« Земля - наш общий дом» | Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. |
2 неделя | Беседа «Чистый и загрязнённый воздух» | Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. |
3 неделя | Дид. игра «Экологическая лестница» | Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. |
4 неделя | Опыт « Вода – это жизнь » | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Цели |
Апрель 1 неделя | НОД «Экосистема «Море» | Расширить знания об экосистеме «Море»; уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.; учить сохранять чистоту окружающей среды. |
2 неделя | Беседа: «Весенние изменения в природе» | Формировать знания о сезонных изменениях в природе. |
3 неделя | Выставка рисунков «Как птицы весну встречают» | Закрепить представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; умение их изображать на бумаге. |
4 неделя | Дид. игра «Птицы, рыбы, звери» | Закрепить классификацию животных. |
Заключительный этап
Дата | Мероприятия | Цели | Взаимодействие с родителями |
Май, 1 неделя | НОД «Почему исчезают животные?» | Закрепить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей | Помощь в проведении викторины «Знатоки природы» (изготовление атрибутов) |
2 неделя | Рисование «Цветы на лугу» | Закрепить умение изображать полевые цветы; воспитывать эстетическое восприятие природы. | |
3 неделя | Чтение экологической сказки «Родник» | Закрепить основные правила поведения человека в природе. | |
4 неделя | Экологическая викторина «Знатоки природы» Слайдовая презинтация (наработанный материал, фото детской деятельности по теме) | Закрепить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
речь.
память.
внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
отношение к природе. |
Анкета для родителей в рамках реализации проекта
«Эколята-дошколята»
- Знаете ли Вы, что такое экология ? Дайте своё определение этому понятию.
- Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?
- Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой.
- Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
- Есть ли комнатные растения? Какие?
- Кто ухаживает за животными или растениями?
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?
- Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
- С какой целью?
- На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на
возникающие у ребенка вопросы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?
- Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?
Вопросы для мониторинга, направленного на выявление представлений об
экологии у детей старшего дошкольного возраста
- Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
- Чем дерево отличается от кустарника?
- Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
- Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
- Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
- Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
- Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
- Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
- Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
- Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
- Какие животные живут в почве?
- Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
- Относятся ли животные к живым организмам?
- Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
- Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
- Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-211248-1381518558.jpg)
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста
Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-1396808-1648400004.jpg)
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята» Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколят...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-1013875-1649586136.jpg)
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколята-дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1348245-1645974459.jpg)
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»
Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколята-дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302257-1609788824.jpg)
Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»
Цели и задачи программыЦель:Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся с нарушением интеллекта.Задачи программы:Обучающие:Формировать навыки экологически грамотного и бе...
Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»
Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»...