Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа развития
природоохранной и экологической культуры обучающихся
«Кладовая природы»
Программу составила:
учитель Алферова Людмила Владимировна
Смоленск 2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи программы | 7 |
Этапы, содержание и календарно-тематическое планирование программы | 8 |
Критерии эффективности программы | 10 |
Ожидаемый результат | 11 |
Литература | 12 |
Приложение | 14 |
I. Пояснительная записка
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. У большинства обучающихся с умственной отсталостью присутствует негативное отношение к окружающей природе.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания обучающихся с тяжелым и множественным нарушением интеллекта. При разработке данной программы мы опирались на опыт известных педагогов Волковой А.М, Симоновой Л.В., Николаевой С.Н., В.А. Сухомлинского, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Поэтому возникла необходимость создания программы «Кладовая природы» для школьников, обучающихся на дому так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль образовательного учреждения, которое может и должно воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание в условиях надомного обучения актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
- Принципы организации экологического воспитания учащихся:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры учащихся с нарушением интеллекта опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
- Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
- По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
- По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
- По улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории);
- По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
- По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- Озеленение школьной территории.
- Экологические проекты, вошедшие в программу:
- Проект «Зимний сад» (озеленение коридоров);
- Проект «Цветущее чудо» (разбивка, оформление цветочных клумб на территории Центра);
- Формы работы:
- Беседы;
- Конкурсные программы;
- Познавательные игры;
- Экологические акции:
- Экологические проекты;
- Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
- Викторины;
- Экскурсии;
- Мастер-классы;
- Экологические операции;
Программа реализуется через воспитание экологической культуры школьников средствами учебной деятельности (дисциплина «Окружающий мир») и внеклассной работы (классные часы, природоохранная деятельность).
Сроки реализации программы: долгосрочная.
II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию воспитанников.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию детей.
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
- Содержание программы
«Мир вокруг нас»
На данном этапе работы происходит знакомство детей с окружающим миром. Учащиеся получают первоначальные теоретические знания по экологии. Знакомятся с нормами поведения в природе. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки природы по сезонам. Работа с природными материалами.
Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.
«Природа и человек»
Знакомство с растительным миром Смоленского края. Работа по ранее созданным проектам «Зимний сад», «Цветущее чудо». Акция «Посади дерево».
Знакомство с птицами и животными. Практическая работа по охране птиц. Операция «Кормушка», акция «Поел сам – покорми другого».
Практическая работа по охране животного мира. Экологические библиотечные уроки, экскурсии в музеи.
Работа направлена на воспитание экологической ответственности.
«Жизнь в стиле ЭКО»
Вовлечение детей в реальную деятельность по изучению и охрану окружающей среды. Организация экскурсий. Продолжить реализацию проекта «Чистота вокруг нас». Создание и реализация наглядной агитации по экологическому воспитанию, привлечение масс к данной проблеме.
III этап: Обобщающий этап.
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через сайт Центра информации о деятельности воспитанников по реализации программы.
Календарно-тематический план мероприятий (Приложение 1.)
IV. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности:
- анкетирование;
- проведение рефлексии;
- качественные результаты;
- количественные результаты.
Критерии эффективности оценки:
- положительная динамика;
- понравилось или нет мероприятие;
- сформированность экологической культуры и экологического сознания воспитанников;
- объем выполненных работ.
V. Ожидаемый результат
- Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей у воспитанников.
- Благоустройство, озеленение территорий.
- Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
Литература
- Агесс П. «Ключи к экологии», 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
Приложение 1.
Календарно-тематический план мероприятий
2019-2021гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Земля – наш общий дом» | Воспитательный час | Сентябрь |
2 | «Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» | Практическая деятельность | Сентябрь |
3 | «Огород без хлопот» | Проект | Сентябрь |
4 | «Зеленый наряд нашей планеты» | Устный журнал | Октябрь |
5 | «Что такое красная книга» | Беседа | Октябрь |
6 | «Птичьи столовые» | Практическое занятие | Ноябрь |
7 | «Кормушка» | Операция | Ноябрь |
8 | «Не навреди!» | Экологическая сказка | Декабрь |
9 | «Зимний сад» | Проект | Январь |
10 | «Как животные воспринимают мир» | Видео-беседа | Февраль |
11 | «Как человек воспринимает мир» | Видеофильм | Февраль |
12 | «Природа и здоровье» | Воспитательный час | Март |
13 | «Выращивание рассады в домашних условиях(посев цветов)» | Беседа-практикум | Март |
14 | «Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте» | Практическое занятие | Март |
15 | «Правило посадки деревьев и кустарников» | Беседа практикум | Март |
16 | «Эко-викторина» | Викторина | Март |
17 | «Птицы». | Викторина | Апрель |
18 | Экологический субботник | Практика | Апрель |
19 | «Берегите Землю» | Экологический спектакль | Апрель |
20 | «Цветущее чудо» | Проект | Апрель |
21 | «Посев семян культурных растений» | Практическое занятие | Апрель |
22 | «Подготовка лука к посадке в открытый грунт» | Практическое занятие | Апрель |
23 | «Уход за питомцами группы» | Беседа-практикум | |
24 | «Что в природе может бегать?» | Познавательное занятие | Апрель |
25 | «Что растет на грядке» | Вечер загадок | Апрель |
26 | «Экологическая газета» | Газета | Апрель |
27 | «Человек и природа» | Викторина | Май |
28 | «Чистая река – чистая совесть» | Экологическая экспедиция | Май |
29 | «Помоги зеленому другу» | Акция | Май |
2019-2020 гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Планета заболела» | Беседа | Сентябрь |
2 | «Посмотри вокруг» | Вечер вопросов и ответов | Сентябрь |
3 | «Очистим планету от мусора». | Всемирная акция | Сентябрь |
4 | «Как живут наши меньшие друзья в неволе» | Диспут | Октябрь |
5 | «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем» | Беседа | Октябрь |
6 | «Защитим животных!» | Беседа | Октябрь |
7 | «Осенний лес» | Экскурсия | Октябрь |
8 | «Огонь – друг или враг?» | Обсуждение | Ноябрь |
9 | «Вторая жизнь упаковки». | Мастер-класс | Ноябрь |
10 | «Профессия – лесничий». | Беседа | Ноябрь |
11 | Синичкин день. Подкормка птиц. | Акция | Ноябрь |
12 | Изготовление кормушек. | Природоохранные акции | Декабрь |
13 | «Покормите птиц зимой». | Раздача листовок | Декабрь |
14 | «Звуки леса». | Игра-викторина | Декабрь |
15 | Экологическое лото. | Игра | Январь |
16 | Звери зимой». | Беседа | Январь |
17 | «В защиту животных». | Конкурс плакатов | Январь |
18 | «Экологическая викторина» | Викторина | Февраль |
19 | «Цветы в былинах и мифах» | Беседа | Февраль |
20 | «Мой домашний любимец» | Конкурс рисунков | Февраль |
21 | «Декоративные животные». | Конкурс фото | Февраль |
22 | «Что в городе растет» | Игра | Март |
23 | «Житейская премудрость» (народное творчество о животных). | Турнир знатоков | Март |
24 | «Цветик – семицветик» | Акция | Март |
25 | «Знаешь ли ты животных» | Брейн-ринг | Апрель |
26 | Наука орнитология». | Беседа | |
27 | «О братьях наших меньших» | Беседа | Май |
28 | «Экология и мы» | Конкурс рисунков | Май |
2020-2021 гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Экологические проблемы». | Экологический турнир | Сентябрь |
2 | «Редкие и исчезающие виды растений и животных Смоленского края». | Беседа | Сентябрь |
3 | «Их нужно спасти!» | Конкурс плакатов и листовок | Сентябрь |
4 | «Человек и окружающая среда». | Экологическое путешествие | Сентябрь |
5 | «Войди в природу другом». | Экологическая игра | Октябрь |
6 | «Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды). | Акция | Октябрь |
7 | «Мы за чистый город». | Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга | Октябрь |
8 | «Знаки против мусора!» | Конкурс аншлагов | Октябрь |
9 | «В экоцарстве, Смоленском государстве». | Интеллектуальная игра-путешествие | Ноябрь |
10 | «Животные Смоленского края, занесенные в «Красную книгу». | Конкурс книжек-малышек на экологическую тему | Ноябрь |
11 | «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). | Ярмарка | Ноябрь |
12 | «Зимний сад» | Проект | Ноябрь |
13 | «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц) | Акция | Декабрь |
14 | «Парк зимой: как зимуют растения». | Экскурсия | Декабрь |
15 | Влияние природы на наши ощущения». | Беседа | Декабрь |
16 | «Природа – творец всех творцов». | Развлекательная программа | Декабрь |
17 | «Я создаю заповедник» | Игра-моделирование | Январь |
18 | «Красная книга» Смоленского края». | Информационный стенд | Январь |
19 | «Зимний лес – полон сказок и чудес». | Выход на природу | Январь |
20 | «Природа просит помощи!» | Раздача листовок | Январь |
21 | «Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников). | Акция | Февраль |
22 | «Птицы леса». | Конкурс рисунков | Февраль |
23 | «Береги природу». | Информационный стенд | Февраль |
24 | «Веселые игры на серьезные темы». | Конкурсная программа | Февраль |
25 | Всемирный день кошек. «Мой домашний питомец». | Выставка фото | Март |
26 | Международный день леса. | Встреча с работниками лесной отрасли | Март |
27 | «Помоги животным!» | Раздача листовок | Март |
28 | Всемирный день водных ресурсов. «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». | Дискуссия | Март |
29 | «Весенняя природа нашего края». | Экскурсии | Март |
30 | Международный день птиц. «Птицы» (оригами). | Мастер-класс | Апрель |
31 | День экологических знаний. «Пойми язык живой природы». | Круглый стол | Апрель |
32 | «Чистый двор» (благоустройство территории). | Акция | Апрель |
33 | Всемирный день Земли. «Загадки Земли». | Викторина | Апрель |
34 | «Чистые берега» | Акция | Апрель |
35 | День Солнца. «Солнечный круг». | Музыкальная композиция | Май |
36 | Единые дни в защиту водоемов. «Вода вокруг нас». | Конкурс рисунков | Май |
37 | «Как мы помогаем природе». | Игра | Май |
38 | «Ситуации в природе: чего не должно быть». | Интеллектуальная игра | Май |
39 | «Наш вклад в экологию» (подведение экологической работы за год). | Конкурс презентаций | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие навыков экологической культуры поведения в природе у детей дошкольного возраста"
В работе содержится краткое обобщение опыта по теме самообразования педагога...
Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет
Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления пор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Инструктора по физической культуре МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного «Золотой петушок» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.
«Согласовано» Протокол педагогического совета№1 ____ от ...
Рабочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы"
Раобочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы"....
Рабочая программа инструктора по физической культуре Ященко Л.Г. для детей разновозрастной группы общеразвивающей направленности по реализации Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре для детей разновозрастной группы общеразвивающей направленности....
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"
Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....