«Путешествие в прошлое бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКОУ Пуштулимская СОШ
Конспект занятия-экспериментирования
«Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с происхождением бумаги
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей бумаги, с современными
видами бумаги, развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги,
воспитывать бережное отношение к бумаге,
Развивающие: учить детей рассматривать предметы, называть материал,
опытным путем определять его качества, свойства, развивать мышление,
память, познавательные интересы, закрепить навыки конструирования из
бумаги (вертушка): делать надрезы, соединять в центре, приклеивать к
основанию палочки.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бумаге.
Словарь: камень, глина, береста, ткань, твердый, тяжелый, хрупкая,
шершавая.
Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, береста,
лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг,
мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого
ребенка.
Ход НОД:
В. Ребята, сегодня мы совершим путешествие в музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Вашим экскурсоводом буду я. Когда мы хотим что-то написать или нарисовать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что ее не было совсем. Хотите узнать, на чем писали люди, когда ещё не было бумаги?
Воспитатель:давайте посмотрим на первый экспонат, что это?
Воспитатель: подумайте и скажите, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы
детей).
Воспитатель: давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Однажды первобытный человек сидел в пещере и ежился от холода.
Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Эта
забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Поэтому человек придумал
делать знаки и высекал их на камнях, на стенах пещеры (показ слайдов).
Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? (ответы
детей).
Правильно, ребята. Камень – неудобный материал для письма, так как он
твердый, жесткий и тяжелый. Сколько надо было потратить силы и времени
чтобы высечь один знак (предложить высечь что-нибудь на камне).
Люди стали искать более удобный материал для письма. И сейчас посмотрим
на другой экспонат.
Это глиняная дощечка. Для того, чтобы сделать такую дощечку, глину долго
месили и когда дощечка была готова, по сырой глине писали острой
палочкой. (Предложить детям порисовать на глиняной дощечке). Ребята,
сравните камень и глину (ответы детей).
Правильно, глина легче камня, на ней удобнее писать, но она хрупкая, из нее
нельзя сделать книгу или тетрадь.
А сейчас пойдем и посмотрим на бересту (показ слайдов). Наши предки,
которые жили в Древней Руси, писали острой палочкой на бересте. Береста---
это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она
не годилась. Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку
книги (дети выполняют задание и приходят к выводу, что береста ломается, а
значит она хрупкая) .
А сейчас посмотрим еще на один экспонат.
Что это? (ткань). Для чего она нужна? (ответы детей). А еще на ней можно
писать.
Давайте мы с вами попробуем сложить ткань пополам и нарисовать на ней
что-нибудь.
Удобно было рисовать? А почему? Правильно, ткань растягивается, рисунок
расплывается и отпечатывается на другой стороне.
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием
папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров.
Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках
писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.
Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.
На чем же тогда писать? (показ слайдов о появлении бумаги).
В древние времена из далекой восточной страны Китая, купцы привезли
чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага.
Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая по качеству была
первая бумага? (желтая, шероховатая).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай
Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы
держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени,
пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по
китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках
из деревьев. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря.
Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить
бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта
бумаги, несложной в изготовлении и удобной в использовании (показ
образцов современных видов бумаги).
Воспитатель: какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас
дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Воспитатель: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
(Различные варианты ответов детей).
Физкультминутка.
Воспитатель: поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы
хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова:
книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель:читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы,
сделанные из бумаги по тексту.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
Воспитатель : Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в
огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую
бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Воспитатель : какие свойства бумаги вы знаете?
Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.
Воспитатель :нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к
ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
Воспитатель : бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную
бумагу). Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?
Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
Воспитатель :. обследуем копировальную бумагу. Какие стороны у бумаги?
(Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги
“жирная”, с краской, а другая “матовая”).
Воспитатель : я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Воспитатель : для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу
копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить
копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод –
копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом
положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу.
Рассматривают работу.
Воспитатель :Сколько рисунков у вас получилось? Как вам удалось это сделать? Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Дети отвечают.
Воспитатель : нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Воспитатель : молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам вам картинки, а вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.
Воспитатель :молодцы, вы правильно выполнили задание. Вот и заканчивается наше посещение музея прошлого бумаги, и нам пора
возвращаться в группу.
-скажите мне, где мы с вами были?
-что нового вы узнали, пока были в музее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"
Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей. Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...
«Путешествие в прошлое бумаги»
Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в прошлое бумаги" ОО "Познавательное развитие" с использованием технологии развития навыков сотрудничества
В конспекте использована технология развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...
. «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: формировать целостную картину мира, расширять представления детей об окружающих предметах, развивать познавательный интерес, воспитывать в детях бережное отно...
НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...