Занятие Воздух
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Ирина Владимировна Ситникова

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами через опыты.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ, его можно услышать) .

2. Способствовать овладению способами обнаружения воздуха.

3. Формировать ценностное отношение к воздуху  и его значение для всего живого.

4. Совершенствовать монологическую речь.

Развивающие:

1. Развивать интерес  к познавательной деятельности.

2. Развивать умение последовательно излагать свои мысли, высказывать предположение, мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия  «Невидимка Воздух»

Воспитатель: Ситникова Ирина Владимировна

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами через опыты.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ, его можно услышать) .

2. Способствовать овладению способами обнаружения воздуха.

3. Формировать ценностное отношение к воздуху  и его значение для всего живого.

4. Совершенствовать монологическую речь.

Развивающие:

1. Развивать интерес  к познавательной деятельности.

2. Развивать умение последовательно излагать свои мысли, высказывать предположение, мнение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к опытам, коммуникативные умения.

Словарная работа: лаборатория, опыт, невидимка, музей.

Предварительная работа: наблюдение, эксперименты ,чтение художественной литературы, рисование нетрадиционными способами.

Оборудование и материалы: два надутых шарика, стаканчики с водой, трубочки, баночки с ароматическими веществами , пустые пакеты, камешки, надувная игрушка -мячик, тазики с водой, кораблики,  ленточки, музыкальные инструменты, фломастеры.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? А вы хотите поиграть в игру " Найди клад"?

Тогда отправляемся искать клад вот по этой схеме.

Звучит весёлая музыка (дети по схеме находят сундук).

Воспитатель:  Молодцы! Что  вы нашли?

Воспитатель:   А вам интересно,  что там внутри? Давайте посмотрим.

Дети открывают сундук, там  два шарика .

Воспитатель: У нас сегодня в гостях два шарика. Посмотрите, какой этот шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.

Как вы думаете, почему? (ответы детей: шарик сдулся) Ребята, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим) .Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить. Для чего же нужен воздух? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о воздухе предлагаю вам побыть  учёными  ответить на вопросы .Вы , согласны? Но , нам с вами необходимы помощники , а сегодня ими будут: глаза, уши, нос, рот, руки. Все готовы? Тогда в путь...

Опыты в лаборатории:

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

Воспитатель: Ребята, а мы с вами воздух видим, или нет? (ответы детей – нет, не видим). Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный. Какой воздух? (ответы детей: невидимый, прозрачный) .Скажите. а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Можно ли поймать воздух? »

Воспитатель:  Ребята, а вы можете поймать воздух? Попробуйте. (дети пытаются поймать воздух руками, не получается) .А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, взмахну пакетом и скажу: «Раз, два, три, пакетик  воздух лови! » и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться? (Ответы детей). А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух : «Раз, два, три, пакетик, воздух лови! » и быстро закрутите его. Что вы поймали? (Воздух)Значит, воздух можно поймать...

Игра «Шарики»

3. «Можно ли увидеть воздух? »

Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.

Игра «Пузырь».

4. «Может ли воздух пахнуть? »

Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его. (Ответы детей). А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей) .Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру «Слепой крот». Крот живет под землей в полной темноте и всю еду находит по запаху. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. (Дети говорят, что почувствовали запах чеснока, кофе, лимона).Ребята, вы почувствовали разные запахи, значит запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.

5. Опыт «Можно ли воздух услышать? »

Воспитатель: Как вы думаете,  ребята, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его. Что вы услышали? (Ответы детей). Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

 Предлагаю  взять музыкальные инструменты и сыграть ,так как там тоже есть воздух. С помощью него играет дудка, труба, гармошка.

Игра « В нашем оркестре всего по- немножку».

6. Опыт «Воздух легкий или тяжелый? »

 Воспитатель :Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей). Попробуем сравнить воздух и камушки. Савелий, возьми камешек, а ты Эвелина,мячик. Посмотрите, камешек  какой? (маленький). А игрушка? (Большая). Что же легче, камешек или мячик, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проверим. Савелий, брось камешек в тазик с водой. Что с ним случилось? (Ответы детей). Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый). А теперь Эвелина, положи в воду надутый воздухом мяч. Мяч утонул? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут. Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий) .

7. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель: Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Давайте возьмем ленточки  и подуем на них. Что случилось? (Ответы детей). Когда мы подули на ленточку, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ленточка летала. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Давайте поиграем в ветер, встанем свободно.

Проводится физкультминутка.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы. руки вверх, наклоны вперед, назад.

Вправо –влево, влево –вправо,

Клонятся цветы и травы руки на поясе, наклоны

А теперь давайте вместе,

Мы закружимся на месте, кружение вокруг себя

Раз, два, раз, два, хлопки руками.

Вот и кончилась игра.

 Воспитатель:Мы с вами немного отдохнули, а теперь отправимся в небольшое плавание.

Пройдем к столу. Здесь у нас море. Возьмите кораблик, аккуратно опустите в воду. Как вы думаете, почему кораблик  не плывет? Подумайте, что нужно сделать, чтобы он отправился  в путешествие. (Ответы детей). Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на кораблик. Что двигает наши кораблики? (Ответы детей- ветер) .

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

И плывет кораблик к нам

По раздутым парусам. (У А. С. Пушкина )

 Воспитатель: А что нужно, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Ответы детей – сильнее подуть). Попробуйте сделать сильный вдох и глубокий выдох на кораблики. Ваши кораблики сейчас плыли очень быстро. А как называется сильный ветер? (Ответы детей – ураган, буря). Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Наше небольшое путешествие подошло к концу. Давайте подойдем к шарикам и расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он? (Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, он не пахнет, но может передавать запахи, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные.)

 Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались и шарики приготовили для вас сюрприз – фломастеры « Дунь». Мы с вами нарисуем прекрасную весеннею картину  с  помощью воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия " Воздух повсюду"

Занятие для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект обобщающего занятия "Воздух"

Обобщить, уточнить знание детей о воздухе...

«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» /Из серии занятий «Воздух»/ Подготовительная к школе группа

Это занятие знакомит детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.Знакомит с органами дыхания человека. Помогает детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего жи...

Открытое занятие в старшей группе по экологии. Тема занятия: « Воздух»

Открытое занятие в старшей группе по экологии.Тема занятия: « Воздух»...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...