Программа дополнительного образования "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 97.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от « »___2020г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ №_____от « » ___ 2020г |
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Автор:
воспитатель высшей кв.категории
Антоненкова Любовь Александровна
Смоленск, 2020-2022 уч.гг.
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
I. Пояснительная записка
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:
- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;
- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.
Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Условия организации образовательного процесса
Программа рассчитана для детей второй младшей группы.
Возраст детей 3-4 года.
Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в группе разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в неделю).
Продолжительность НОД для групп составляет 15 мин.;
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Экологические досуги и праздники
- Создание книг самоделок
- Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
- Труд в уголке природы и на участке
- Опыты, исследовательская деятельность
- Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
- Игры
- Целевые прогулки
- Наблюдение в уголке природы
- Диагностика экологического воспитания детей
Самостоятельная деятельность детей
- Работа с литературой
- Уход за растениями в уголке природы
- Исследование
- Разные виды игр
- Самостоятельные наблюдения
Деятельность родителей
- Создание дома развивающей среды
- Равноправный партнер в образовательном процессе
- Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Предполагаемый результат образования воспитанников
- Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.
- В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:
Перспективный план работы кружка
тема | Задачи | Содержание | |
Сентябрь 1 неделя | «Осенние цветы» | Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные приемы рисования кистью и акварелью. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
2 неделя | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что растет на грядке?» |
3неделя | «Дары осени» | Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат. | Лепка с использованием природного материала по теме. |
Октябрь 1неделя. | «Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
2 неделя | «Осенняя корзина» | Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно. | Коллективная аппликация. |
3 неделя | «То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнышко» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки», |
Ноябрь 1 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений, подв. игра «Листья на дереве» |
2 неделя | «Красивое дерево» | Закреплять приемы рисования красками осенних деревьев, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
3 неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» |
4 неделя | «зимующие птицы» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» (конспект) |
Декабрь 1 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
2 неделя | «Зверюшки» | Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем. | Аппликация по теме. |
3 неделя | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
4 неделя | «Снежинки для украшения группы» | Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение. | Работа с бумагой и ножницами. |
Январь 1 неделя | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» |
2 неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
Февраль 1 неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
3 неделя | «Птичка-невеличка» | Закреплять приемы лепки птички. Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию. | Лепка по теме. |
4 неделя | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда. |
Март 1 неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Закреплять приемы лепки. | Чтение стихотворений, лепка по теме. |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
Апрель 1 неделя | «Появились из-под снега первые цветы» | Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их. | Аппликация по теме. |
2 неделя | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами),пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
3 неделя | «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность |
4 неделя | «Люблю березку русскую…» | Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки. | Барельефная лепка по теме. |
Май 1 неделя | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». |
2 неделя. | «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации. | Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, коллективная аппликация по теме. |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
4 неделя | «Лето на пороге» | Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь направит.
М. Саади
Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе. Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам.
С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях,
воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
ПРИНЦЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: расширить, обобщить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Задачи:
- развивать у детей умение выявлять причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы;
- развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;
- воспитывать интерес к труду человека в природе;
- расширять представление детей о неживой и живой природе;
- воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу;
- развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений;
- воспитывать интерес к народному календарю;
- закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых; 10.развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в
экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;
- обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;
- формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;
- формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- традиционные;
- игровые;
- занятия – путешествия;
- обучающие;
- познавательные.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно- ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно-иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки, ведра, пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
- Центр организован на территории детского сада.
- Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы – 1 год:
- 1раз в неделю
- время проведения – 20 минут
- в месяц – 4 занятия – 2 часа
- количество детей – 25 человек, возраст 4-5 лет
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
- Проводятся под руководством педагога.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Расширение границ знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в вопросах экологического воспитания; воспитание в детях человечности, доброты и ответственного отношения, как к природе, так и к людям, которые живут рядом.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы к изучению | Задачи | Формы изучения | Способы демонстрации проделанной работы | Форма отчета по проделанной работе |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Диагностика на начало учебного года | ||||
«Путешествие | Познакомить детей со злаковыми | Игра-приветствие «Здравствуйте, | Пополнение | Оформление гербария |
колоска» | культурами, из которых выпекают | ребята!» | экологического уголка | совместно с детьми |
белый и черный хлеб; развивать | Обсуждение сказки «Колосок» | мнемомоделью | «Рожь» | |
умение различать растение по | Чтение стихов | «Путешествие колоска», | Игра-развлечение | |
характерным признакам (строение | Использование мнемомодели для | игровыми персонажами – | «Колобок учит детей | |
колоска, цвет, количество зерен); | рассказывания «Путешествие | мышатами Круть и Верть; | выпекать булочки» | |
познакомить с современной | колоска» | пополнение книжного | ||
технологией изготовления хлеба и | Беседа «Мыши на хлебном поле» | уголка сказками, стихами | ||
сравнить с тем, как его | Физкультминутка «Колоски | о злаковых культурах. | ||
изготавливали раньше. | растут» | |||
Просмотр фильма «Как делают | ||||
хлеб» | ||||
Посещение кафе | Систематизировать представления | Дидактическая игра «Придумай | Пополнение | Оформление выставки |
«Дары осени» | детей о фруктах и овощах; | загадку» (овощи, фрукты), | экологического уголка | (совместная с |
упражнять в составлении | «Я знаю пять названий» (овощи), | мнемомоделью «Готовим | родителями) «Дары | |
рассказов об овощах и фруктах; | «Узнай на вкус» | варенье»; пополнение | осени» | |
познакомить с технологией | Беседа «Что можно приготовить | книжного уголка | ||
приготовления блюд из овощей и | на зиму из овощей и фруктов» | загадками и пословицами | ||
фруктов. | Игра «Чего не хватает» | про овощи и фрукты; | ||
Конкурс «Кто быстрее соберет | пополнение уголка ИЗО | |||
картошку» | трафаретами овощей, | |||
Просмотр м/ф «День варенья» | фруктов, листьев; | |||
пополнение уголка | ||||
экспериментальной | ||||
деятельности: | ||||
«Ботаническое лото». | ||||
ОКТЯБРЬ |
Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме» | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. | Рассматривание иллюстраций об осени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени Наблюдение за изменениями живой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатока осенней природы | Пополнение экологического уголка мнемомоделью ««Способы распространения семян» и календарем «Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка сказками, стихами про осень | Рисование по замыслу «Осенний парк» Оформление гербария «Осенние листья» |
«Унылая пора! Очей очарованье!..» | Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени. | Беседа «Ледостав» Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками» Беседа «Для чего дереву листочки» Дидактическая игра «Птички» | Пополнение экологического уголка календарем «Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка книгами В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрациями И.Левитана «Осень», «Золотая осень», И.Грабарь «Осенний день», И.Броцкая «Упавшие листья»; пополнение уголка экспериментальной деятельности: «Вершки и корешки», «Что зачем» (последовательность стадий: от растения – к хлебу) | Оформление выставки «Что нам осень принесла» (поделки детей из природного материала) |
«Как и для чего человек дышит» | Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку. | Беседа «Для чего человек дышит» Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое кислород» | Пополнение уголка экспериментальной деятельности оборудованием для | Составление рассказа «Как и для чего человек дышит» |
опытов по выявлению свойств воздуха: емкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронка, спущенные воздушные шарики, губка | ||||
НОЯБРЬ | ||||
«Путешествие в осенний лес» | Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к животным. | Логическая задача «Книжка про осень» Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно», «Времена года» Разгадывание загадок про осень и осенние признаки Физкультминутка «В осенний лес» Беседа «Ноябрь – ворота зимы» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью приспособления животных к зиме; пополнение уголка экспериментальной деятельности: лото «Времена года»; пополнение книжного уголка книгами про первый снег; иллюстрациями А.Пластова «Первый снег» | Создание книги с детьми «Книжка про осень» |
«Для чего растению нужны семена» | Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространении семян. | Беседа «Как распространяются семена» Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад» Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружит с елью» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью строения семян; способы распространения семян; семена; лупы | Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Азбука поведения в природе»; сделать кормушки для птиц |
«Путешествие капельки» | Формировать представления о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде. | Дидактическая игра «Путешествие капельки» Чтение художественных произведений о воде | Пополнение уголка экспериментальной деятельности емкостями для определения свойств | Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Давайте |
Разгадывание загадок о воде | воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть; пополнение книжного уголка книгами о воде | беречь воду» | ||
«Зачем человеку желудок» | Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Беседа «Зачем нужен желудок» Дидактическая игра «Узнай по запаху» Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол» | Пополнение экологического уголка моделью строения пищеварительной системы человека | Составление рассказа «Роль желудка в организме» |
ДЕКАБРЬ | ||||
«Клуб знатоков леса» | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей. | Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые) Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска» Беседа «Среда обитания животных» Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, зверей и насекомых | Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Сбережем нашу елочку» |
«Приключение Мамонтенка» | Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас. | Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы» Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра «Чего не хватает» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых; пополнение уголка ИЗО трафаретами животных, птиц; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных | Рисование «Любимое животное» |
«Для чего человек ест» | Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес к строению человека. | Беседа «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов» | Пополнение экологического уголка моделью – строение пищеварительной системы; пополнение книжного уголка книгами «Строение человека» | Составление рассказа «Пищеварительная система» |
ЯНВАРЬ | ||||
«Как живут наши пернатые друзья зимой» | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. | Чтение художественной литературы про птиц Разгадывание загадок про птиц Беседа «Как помочь птицам зимой» Дидактическая игра «Узнай птицу» Физкультминутка «Маленькие птички» Дидактическая игра «Сложи птицу» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, моделью обитания птиц, моделью – правила охраны птиц зимой. | Сделать лакомства для птиц из сала и зерен Рисование по замыслу «Птицы в городе» |
Север – царство льда и снега» | Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. | Дидактическая игра «Кто лишний?» Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера» Физкультминутка «У оленя дом большой» Дидактическая игра «Чей силуэт?» | Пополнение экологического уголка моделью «Север»; моделью приспособления животных к зимним условиям; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных Крайнего севера. | Оформление макета «Животные крайнего Севера» |
«Что такое огонь?» | Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как | Беседа «Зачем люди придумали огонь?» Дидактическая игра «Раньше и | Пополнение экологического уголка моделью вращения Земли | Коллективное рисование на тему «Огонь» Оформить уголок для |
условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком. | теперь» Обсуждение мифа «Прометей» Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?» Этюд «Пламя костра» Этюд «Свеча» Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на себя?» | вокруг Солнца; моделью состояния погоды в зависимости от активности Солнца; пополнение книжного уголка книгами об огне. | родителей по экологическому воспитанию «Огонь – друг или враг?» | |
«Колыбельная из двух слов» | Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | Беседа «Зачем человеку сердце?» Беседа «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировки сердечка | Пополнение экологического уголка моделью строения сердца; пополнение книжного уголка энциклопедией «Строение человека» | Составление рассказа «Роль сердца в организме» |
ФЕВРАЛЬ | ||||
«Лес как экологическая система» | Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». | Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес» Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чем отличаются деревья от кустарников» Дидактическая игра «Экологические связи» Просмотр м/ф «В лесной чащи», беседа по содержанию | Пополнение экологического уголка макетами деревьев, моделью «Этажи леса»; Пополнение музыкального уголка диском «Пение птиц» | Подготовка и проведение беседы с родителями на тему «Не причиняя вреда природе» Коллективная поделка «Этажи леса» |
«Пищевые цепочки в лесу» | Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Чтение В.Танасийчук «Цепочки в лесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?» Дидактическая игра «Кто что принес?» Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек на фланелеграфе. | Пополнение экологического уголка мнемомоделью «Пищевые цепочки»; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных, насекомых, птицах, загадками о лесе и его обитателях; экологические игры «Пищевые цепочки», «Этажи леса» | Изготовление совместно с детьми лесных жителей в техники оригами. |
«Как животные приспособились к зиме» | Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования; дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой. | Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Что едят животные зимой» Беседа «Как готовят на зиму животные свои жилища» Беседа «Что делают зимой рыбы» Подвижная игра «Превратись» | Пополнение экологического уголка моделью «Приспособления зверей к зиме»; пополнение книжного уголка книгами про то, как зимуют животные. | Театрализованная деятельность: постановка сказки «Зимовье зверей» |
«Если хочешь быть здоров» | Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами | Обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы» Беседа «Причины простудных заболеваний» Физкультминутка «Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрый лев» Беседа «Чем лечит тебя мама до | Пополнение познавательной деятельности моделью использования средств народной медицины при простудных заболеваниях; правил поведения при заболевании. Пополнение экологического уголка | Оформить уголок для родителей на тему «Народная медицина – помощник в лечении и профилактике простудных заболеваний» |
поведения при простудном заболевании. | прихода врача?» Дидактическая игра «Цветик- семицветик» Беседа «Как надо закаляться» | моделью приготовления человека к зиме. Пополнение книжного уголка книгами по здоровьесбережению, познавательными детскими журналами. Посадка лука. | ||
МАРТ | ||||
«Как поссорились март и февраль» | Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. | Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник» Беседа «Ручьи и ручейки» Беседа «Приметы первой весны» Физкультминутка Дидактическая игра «На что похоже?» Беседа «Чем опасен весенний лед?» Дидактическая игра «Кто у кого родился?» Дидактическая игра «Кто зимовал, кто прилетит?» | Пополнение экологического уголка макетом «Пробуждение природы». Пополнение книжного уголка книгами по ранней весне. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями «Весенняя капель» Пополнение уголка ИЗО трафаретами птиц, цветов. | Совместное изготовление с детьми макета «Пробуждение природы» |
«Комнатные растения – спутники нашей жизни» | Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое мышление; учить доказательной речи. | Отгадывание загадок про комнатные растения Беседа «Вредители комнатных растений» Беседа «Подготовка к посадке комнатных растений» Дидактическая игра «Друг или враг» | Пополнение экологического уголка моделью строения комнатного растения; плакатом «Комнатные растения»; дидактическая игра «Комнатные растения»; модель «Уход за комнатными растениями | Посадка комнатных растений |
«Загадки природы» | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); развивать | Рассматривание географической карты Дидактическая игра «Что возьмем | Пополнение экологического уголка мини-панорамой | Посадка семян деревьев и луговых трав |
умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. | с собой в поход?» Обсуждение картины «Лес после пожара» Беседа «Как сажают деревья» Дидактическая игра «Я знаю пять…» Обсуждение процесса посадки деревьев и травы Рассматривание и обсуждение мини-панорамы «Пустыня» | «Пустыня»; пополнения уголка ИЗО картинами природы | ||
«Как растет человек» | Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека. | Обсуждение семейных фотографий Рассказ педагога «Почему мы похожи на своих родителей» Чтение стихотворений Беседа «Кто такие родные люди» Дидактическая игра «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка. Найди различия» | Пополнения познавательного уголка мнемомоделью «Физические упражнения», «Правильное питание», «Родословное древо» | Составления с родителями родословное древо Рисование «Нарисуй, как проходит и на что похожа жизнь человека» |
АПРЕЛЬ |
«Весенняя экскурсия в лесопарк» | Сформировать; представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастная растений и проживания животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек; формировать навыки правильного поведения в природе. | Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарках. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в лесопарк» Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» Повторение ПДД Отгадывание загадок о весне Дидактическая игра «Раз, два, три – к названному дереву беги» | Пополнение уголка ПДД печатными играми; пополнение книжного уголка стихами и загадками о весне; пополнение экологического уголка гербарием раннецветущего растения | Рисование с натуры «Копия коры дерева»; окапывание деревьев на участке; сбор сухих веток и листьев |
«Почему земля кормит» | Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. | Беседа «Что такое почва, зачем она нужна растениям?» Опыты с почвой Беседа «Отличие «земля» и «почва» Знакомство с поговорками и пословицами | Пополнение книжного уголка книгами об апреле, апрельских приметах, книгами В.Бианки; пополнение экологического уголка экологической игры «Живое-неживое»; пополнение уголка ИЗО обводками лекарственных растений и птиц | Посадка семян овса Выращивание рассады овощных культур |
«Кто такой человек» | Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к | Беседа «Почему надо беречь здоровье?» Беседа «Дары природы» Беседа «Внутренние органы человека» Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью отличия человека от животного; игрой «Собери цветок»; моделями птиц | Обсуждение и запись высказываний детей на тему «Я человек, потому что…» |
природе. | ||||
МАЙ | ||||
«Весенние заботы птиц» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношение к птицам | Беседа «22 марта – праздник птиц» Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение и обсуждение книг про птиц Дидактическая игра «Прилетели птицы» Обсуждение народных примет о прилете птиц Игровое упражнение «Чье гнездо» (пересказ детьми) Игровое упражнение «Чем заняты скворцы» Беседа «Птицы – наши помощники» | Пополнение экологического уголка календарем прилета птиц, плакатом «Перелетные и зимующие птицы», картинками птиц и гнезд; пополнение книжного уголка книгами и энциклопедиями о птицах. | Совместное изготовление с детьми календаря прилета птиц |
«Строим экологический город» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Беседы «Да сохранится шар земной» Наблюдение за цветением березы Обсуждение фотографий разных уголков Земли Беседа, «Какие условия необходимы людям для жизни на Земле» Беседа «Экологически чистые виды транспорта» | Пополнение экологического уголка экодеревом с поделками детей; картой мира; пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о планете Земля. | Оформление дерева поделками детей экологической тематики Рисование «Экологический транспорт» |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
- Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Программа дополнительного образования "Экология в дошкольной группе"
Программа дополнительного образования...