ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОТСМ-ТРИЗ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ТНР С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
методическая разработка по окружающему миру

Тепаева Ирина Геннадьевна

Применение дидактических игр с элементами ОТСМ-ТРИЗ при ознакомлении детей с ТНР с окружающей действительностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОТСМ-ТРИЗ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ТНР С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ  

 Тепаева Ирина Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ  «Детский сад № 40»,  г.  Саров, Нижегородской области

   Федеральный  Государственный  Образовательный  Стандарт  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, что  побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется   наш интерес к  технологии ОТСМ-ТРИЗ.

   Вместе с тем, для детей с ТНР, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми, что затрудняет использовать в полной мере технологию ОТСМ-ТРИЗ

   Поэтому назрела необходимость   адаптировать и  внедрить в работу  с детьми с ТНР  дидактические игры с элементами ОТСМ-ТРИЗ для повышения   познавательной активности  и инициативности, чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем.

Нами были сформулированы задачи педагогической деятельности:

  1. Отобрать, апробировать и внедрить дидактические игры с элементами ТРИЗ (методы и приёмы),  доступные для детей с  ТНР
  2. Использовать в работе по ознакомлению с окружающим дидактические игры  направленные на:
  • на развитие  познавательной активности
  • обогащение представлений об окружающем
  • развитие речи (усвоение обобщающих понятий, признаков объектов, объяснительной речи)
  • умение находить сходства и различия между объектами окружающей действительности
  • развитие  умения классифицировать объекты по существенным признакам
  • развитие навыков самоконтроля
  1. Создать РППС для  поддержки детской инициативы в свободной деятельности
  2. Содействовать знакомству родителей  с применением игровых технологий при ознакомлении детей с окружающим

   Наиболее доступными для детей с ТНР оказались следующие некоторые игры:

  • Игры на формирование умения выявлять функции объекта: "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет) "Дразнилка" (проводится с 5-лет) "Мои друзья" (проводится с 4-х лет)
  • Игры на определение под- системных связей объекта: «Что можно сказать о предмете, если там есть…» (с 5-летнего возраста).
  • Игры на выявление над- системных связей: «Где живет?" (с 4-х лет)
  • Игры на определение линии развития объекта:" Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста),"Раньше- позже" (с 4-х летнего возраста).
  • Игры на классификацию объекта: "Все в мире перепуталось" (с 4 - х летнего возраста)

    Каждую и этих игр мы адаптировали для детей с ТНР:

  1. Игры подбираются в соответствии с лексической темой
  2. В  каждой игре решается речевая задача (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда)
  3. Речевой образец  дается взрослым
  4. Учитываются  особенности  развития каждого ребенка (дополнительный стимульный материал для активизации речи-схемы, рисунки)

Например:

Оригинальная игра

Вариант адаптированной  игры

 для

детей с ТНР

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ход игры:

 Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

  1. На теремок выставляется схема признака, по которому ребенок определяет сходство или различие. В средней группе выставляется схема одного признака, со старшего возраста можно выставить линейку признаков для выбора
  2. Игра привязывается к лексической теме, поэтому сравниваются объекты  одной группы (игрушки, овощи, транспорт и т.д)
  3. Во время игры закрепляется речевой материал  в соответствии с рекомендациями  учителя-логопеда

Лексическая тема «Овощи»

Игра "Теремок"

Цель: закреплять знания об овощах;  закреплять умение сравнивать овощи по определенному признаку, читать схему признака; упражнять в умении  строить грамматически-правильную фразу, развивать диалогическую речь

Реквизит:  картинки овощей, схемы имен признаков: цвет, форма, место

Ход игры:

 Каждый ребенок получает  картинку с изображением овоща и играет за нарисованный объект. Ведущий  (воспитатель или ребенок) выставляет схемы имен признаков, которые будут помогать детям сравнивать овощи , а остальные по очереди подходят к теремку. Дети самостоятельно выбирают схему признака для сравнения  
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я-тыква, а ты кто?
- А я  -огурец. Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня не похож, то пущу.

-Тыква большая  по размеру, а огурец маленький.

Методические принципы, которые учитывались в педагогической работе:

  • Учёт индивидуальных, возрастных  особенностей   развития детей с ТНР;
  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Необходимость включения педагога в игру.
  • Необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Используемая в  игре наглядность должна быть простой и емкой.

Место в структуре образовательного процесса:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей

   Таким образом,  использование   адаптированных для детей с ТНР дидактических игр с элементами ОТСМ-ТРИЗ помогло стимулировать у интерес к изучению  окружающих объектов, узнавать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У  детей развивается наглядно-образное  мышление, они  в увлекательной игровой форме учатся выделять полезное и интересное, осваивают безопасные способы действия с объектами природного и рукотворного мира,  что  обеспечивает ситуацию успеха в познавательно - исследовательских видах деятельности

 

Библиографический список

  1. Воронкевич О.«Добро пожаловать в экологию»-—СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  2. Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»:  пособие для педагогов  дошкольных учреждений: Минск: ИВЦ Минфина, 2008
  3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 (интернет-ресурс)
  4. Глевицкая Н.В . «Роль игры в ознакомлении с предметным миром» (интернет-ресурс)
  5. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» -ТЦ СФЕРА, 2010
  6. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»- ТЦ СФЕРА, 2010
  7. Дыбина О.В. «Рукотворный мир игры-занятия с детьми»- ТЦ СФЕРА ,2011
  8. Дыбина О.В. «Предметный мир игры занятия с детьми»-  ТЦ СФЕРА, 2010
  9. Корзун А. В. « Веселая дидактика»  Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками  
    Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  1998-2000 г. (интернет-ресурс)
  10. Михайленко Т. М.  «Игровые технологии как вид педагогических технологий .Педагогика: традиции и инновации:»  материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  11. Мурашковска И.Н.«Игры для занятий ТРИЗ  с детьми» , 1991 (интернет-ресурс )
  12. Морозова И.М. воспитатель МБДОУ ДСКВ №24 Краснодарский край, п. Советский Методика  ознакомления дошкольников  с окружающим миром  Из опыта работы (интернет-ресурс )
  13. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет

Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...

Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет

Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...

Конспект занятия Познавательно – речевое с элементами ОТСМ – ТРИЗ Во второй младшей группе. (2-3 года)

Расширять представления о домашних животных особенностях их поведения и их питания....

"Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии"

Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам  с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии Разработала: Еременко Е.А., воспитатель ГБОУ С...

Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии

Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...

«Угадай - ка» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста с элементами ОТСМ – ТРИЗ технологии (Еременко Е.А.)

laquo;Угадай - ка» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста с элементами ОТСМ – ТРИЗ технологии (Еременко Е.А.)Цель игры: Развитие речи (расширение словаря, развити...