ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОТСМ-ТРИЗ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ТНР С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
методическая разработка по окружающему миру
Применение дидактических игр с элементами ОТСМ-ТРИЗ при ознакомлении детей с ТНР с окружающей действительностью
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОТСМ-ТРИЗ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ТНР С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Тепаева Ирина Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 40», г. Саров, Нижегородской области
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, что побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется наш интерес к технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Вместе с тем, для детей с ТНР, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми, что затрудняет использовать в полной мере технологию ОТСМ-ТРИЗ
Поэтому назрела необходимость адаптировать и внедрить в работу с детьми с ТНР дидактические игры с элементами ОТСМ-ТРИЗ для повышения познавательной активности и инициативности, чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем.
Нами были сформулированы задачи педагогической деятельности:
- Отобрать, апробировать и внедрить дидактические игры с элементами ТРИЗ (методы и приёмы), доступные для детей с ТНР
- Использовать в работе по ознакомлению с окружающим дидактические игры направленные на:
- на развитие познавательной активности
- обогащение представлений об окружающем
- развитие речи (усвоение обобщающих понятий, признаков объектов, объяснительной речи)
- умение находить сходства и различия между объектами окружающей действительности
- развитие умения классифицировать объекты по существенным признакам
- развитие навыков самоконтроля
- Создать РППС для поддержки детской инициативы в свободной деятельности
- Содействовать знакомству родителей с применением игровых технологий при ознакомлении детей с окружающим
Наиболее доступными для детей с ТНР оказались следующие некоторые игры:
- Игры на формирование умения выявлять функции объекта: "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет) "Дразнилка" (проводится с 5-лет) "Мои друзья" (проводится с 4-х лет)
- Игры на определение под- системных связей объекта: «Что можно сказать о предмете, если там есть…» (с 5-летнего возраста).
- Игры на выявление над- системных связей: «Где живет?" (с 4-х лет)
- Игры на определение линии развития объекта:" Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста),"Раньше- позже" (с 4-х летнего возраста).
- Игры на классификацию объекта: "Все в мире перепуталось" (с 4 - х летнего возраста)
Каждую и этих игр мы адаптировали для детей с ТНР:
- Игры подбираются в соответствии с лексической темой
- В каждой игре решается речевая задача (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда)
- Речевой образец дается взрослым
- Учитываются особенности развития каждого ребенка (дополнительный стимульный материал для активизации речи-схемы, рисунки)
Например:
Оригинальная игра | Вариант адаптированной игры для детей с ТНР |
Игра "Теремок" Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. Ход игры: Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку |
Лексическая тема «Овощи» Игра "Теремок" Цель: закреплять знания об овощах; закреплять умение сравнивать овощи по определенному признаку, читать схему признака; упражнять в умении строить грамматически-правильную фразу, развивать диалогическую речь Реквизит: картинки овощей, схемы имен признаков: цвет, форма, место Ход игры: Каждый ребенок получает картинку с изображением овоща и играет за нарисованный объект. Ведущий (воспитатель или ребенок) выставляет схемы имен признаков, которые будут помогать детям сравнивать овощи , а остальные по очереди подходят к теремку. Дети самостоятельно выбирают схему признака для сравнения -Тыква большая по размеру, а огурец маленький. |
Методические принципы, которые учитывались в педагогической работе:
- Учёт индивидуальных, возрастных особенностей развития детей с ТНР;
- Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
- Необходимость включения педагога в игру.
- Необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение.
- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
- Используемая в игре наглядность должна быть простой и емкой.
Место в структуре образовательного процесса:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
Таким образом, использование адаптированных для детей с ТНР дидактических игр с элементами ОТСМ-ТРИЗ помогло стимулировать у интерес к изучению окружающих объектов, узнавать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У детей развивается наглядно-образное мышление, они в увлекательной игровой форме учатся выделять полезное и интересное, осваивают безопасные способы действия с объектами природного и рукотворного мира, что обеспечивает ситуацию успеха в познавательно - исследовательских видах деятельности
Библиографический список
- Воронкевич О.«Добро пожаловать в экологию»-—СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»: пособие для педагогов дошкольных учреждений: Минск: ИВЦ Минфина, 2008
- Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 (интернет-ресурс)
- Глевицкая Н.В . «Роль игры в ознакомлении с предметным миром» (интернет-ресурс)
- Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» -ТЦ СФЕРА, 2010
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»- ТЦ СФЕРА, 2010
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир игры-занятия с детьми»- ТЦ СФЕРА ,2011
- Дыбина О.В. «Предметный мир игры занятия с детьми»- ТЦ СФЕРА, 2010
- Корзун А. В. « Веселая дидактика» Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 1998-2000 г. (интернет-ресурс) - Михайленко Т. М. «Игровые технологии как вид педагогических технологий .Педагогика: традиции и инновации:» материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
- Мурашковска И.Н.«Игры для занятий ТРИЗ с детьми» , 1991 (интернет-ресурс )
- Морозова И.М. воспитатель МБДОУ ДСКВ №24 Краснодарский край, п. Советский Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром Из опыта работы (интернет-ресурс )
- Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет
Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...
Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет
Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...
самообразование по теме: «Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».
Самообразование....
Конспект занятия Познавательно – речевое с элементами ОТСМ – ТРИЗ Во второй младшей группе. (2-3 года)
Расширять представления о домашних животных особенностях их поведения и их питания....
"Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии"
Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии Разработала: Еременко Е.А., воспитатель ГБОУ С...
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...
«Угадай - ка» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста с элементами ОТСМ – ТРИЗ технологии (Еременко Е.А.)
laquo;Угадай - ка» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста с элементами ОТСМ – ТРИЗ технологии (Еременко Е.А.)Цель игры: Развитие речи (расширение словаря, развити...
- Мне нравится (1)