Формирование экологической культуры дошкольников через сюжетно-ролевую игру
методическая разработка по окружающему миру
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Предлагаемые сюжетно – ролевые игры разнообразят игровую деятельность дошкольников, развернуть их можно на открытом воздухе, они будут способствовать формированию экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека сюжетно-ролевых игр экологического содержания | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры дошкольников
через сюжетно-ролевую игру
Старший воспитатель
ГБДОУ № 123
Невского района Санкт-Петербурга
Кочкина И.В.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Правительство РФ уделяет большое внимание проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва принята "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", в которой определены направления в экологическом воспитании детей:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры,
- бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
В. А. Сухомлинский считал, что необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта.
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность.
Анализируя проблемы организации сюжетно – ролевой игры у дошкольников, можно выделить следующие особенности:
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении;
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть, но в первую очередь дети выбирают компьютерные игры, а также игры с современными головоломками, конструкторами;
- сюжетно-ролевые игры бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладают манипуляции над образным отображением действительности.
Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.
Предлагаемые сюжетно – ролевые игры разнообразят игровую деятельность дошкольников, развернуть их можно на открытом воздухе, они будут способствовать формированию экологической культуры дошкольников.
Картотека сюжетно – ролевых игр
экологического содержания.
Задачи:
- Закреплять умение детей совместно играть¸ распределять роли, подготавливать условия для среды.
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
- Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
- Воспитание понимания правил поведения человека в природе.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
«Гидролог»
ГИДРОЛОГ. Гидрологи изучают науку – ГИДРОЛОГИЮ, эта наука, если «Гидро – с латинского языка переводится «вода», а «Логия» - наука? Это наука о воде, которая есть на земле: моря, реки, озера, пруды.
«Лесник»
Лесник – хозяин леса. Он заботится о лесе, о его обитателях. Чтобы стать лесником, надо много учиться, много знать, много уметь.
Лесники:
- очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.
- берегут от пожаров
- подкармливают и лечат зверей и птиц
- охраняют обитателей леса от злых людей – браконьеров.
- спасают зверюшек во время пожаров и наводнений
высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках
Этапы становления игры:
- Закрепление знаний о профессиях лесника, егеря;
- Формирование игровых действий согласно замыслу;
- Активизировать воображение;
- Организация художественно-продуктивной деятельности детей и педагогов.
- После игры совместно с детьми обсуждается все ли, действовали в соответствии с принятой ролью.
«Метеоролог»
Цель игры: расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.
Задачи:
- закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод),
- расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии;
- упражнять детей в работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером (гигрометром, осадкомером, компасом);
- помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- прививать интерес к исследовательской работе.
В этой игре много необычных ролей:
- Метеорологи, отвечающие за исследование погоды
- Синоптик, который готовит прогноз погоды
- Телеведущие, знакомящие с прогнозом погоды
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
В современных условиях метеорологи кроме примет пользуются различными техническими устройствами. Среди них есть, например, специальный метеорологический шар (аэрозонд), метеостанции и даже космические спутники. Метеозонд –беспилотный летающий объект. На нем находятся приборы, измеряющие давление, температуру, влажность воздуха, скорость ветра на разных высотах…. Метеозонд может подняться на высоту 30-40 км.
«МЧС»
Цель : Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС. С содержанием их работы, необходимости и важности труда спасателя МЧС.
Задачи:
- Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать познавательную и речевую активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС.
- Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь
- Совершенствовать у детей умение игрового взаимодействия.
- Создавать условия и поощрять социальное творчество;
- Продолжать развивать умение детей распределять роли в соответствии с игровым сюжетом
«Орнитолог»
Цель: формировать представление о профессии орнитолога.
Задачи:
- Уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях перелетных птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Познакомить с профессией «орнитолог». Устанавливать логические связи, анализировать, делать выводы.
- Обогатить и активизировать словарный запас словами: птицы, пернатые, орнитология, орнитолог, перо, оперение, не продуваемое, не проницаемое, не промокаемое.
«Орнитолог» - этот человек изучает птиц. О пернатых, есть даже целая наука - «Орнитология»!
Ну, кто же такой «орнитолог» и чем он занимается:
Орнитолог много знает,
Птиц повсюду изучает:
Где живут и что едят?
Как птенцов своих растят?
Вьют ли гнёзда и когда?
Улетают ли? Куда?
Знает все повадки птиц –
Голубей, грачей, синиц.
Точный им ведёт подсчёт,
Знает всех наперечёт.
И не спутает овсянку
С шустрой маленькой зарянкой.
И щегла с кедровкой
Различает ловко.
Охраняет их и лечит,
Словно добрый Айболит.
Если птицам где-то плохо-
Он на помощь им спешит…
Если вы хотите, дети,
Птиц беречь и изучать,
Значит, надо непременно
Орнитологами стать!
«Садовник»
Цель : Познакомить с профессией садовник.
Задачи:
- Систематизировать знания о посадке растений,
- Определять предметы труда, отбирать инструменты и материалы для работы,
- Закрепить последовательность трудовых действий;
- Воспитывать бережное отношение к посаженным растениям, заботу о них, чувство прекрасного.
- Совершенствовать у детей умение игрового взаимодействия.
- Создавать условия и поощрять социальное творчество;
- Продолжать развивать умение детей распределять роли в соответствии с игровым сюжетом
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, активность, ответственность.
«Садовник»
Весной, а особенно летом, проходя по улицам нашего города вы, конечно же, замечали красоту наших улиц. Весь город утопает в зелени деревьев, кустов и цветах. Всю эту красоту создают и поддерживают люди, название профессии которых - садовник. Чем интересна эта профессия? Садовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник может работать в городских садах и парках, на улицах города, в организациях (таких как, например наш детский сад). Садовник должен обладать большим знанием о цветах и деревьях. Садовник выполняет работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, которые способствуют быстрому росту растений. Удобрение - это как еда для нас с вами, но только для цветов. Садовники занимаются обрезанием и стрижкой декоративных и плодовых растений, цветников, посадкой растений.
У садовников, как и любой другой профессии, есть свои инструменты. Это разнообразные лопаты (от большой до маленькой, тяпки, грабли, лейки, ведра ). Все эти инструменты или по-другому они называются - инвентарь, помогают и облегчают труд садовника.
Конечно же, основное время года для работы у садовника - это лето. Но и в другое время года у садовников много дел. Уже в конце зимы и в начале весны, пока на улице лежит снег, начинается посадка некоторых цветов в специальные формы – горшочки, для выращивания рассады, которые весной высадят на клумбы нашего города.
«Спасатели »
Задачи:
- Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
- Расширить представления детей о гуманной направленности работы пожарных, скорой помощи, их необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
- Закрепить знания детей о противопожарной безопасности.
- Развивать дружеское отношение друг к другу.
- Развивать диалогическую речь, воображение, мышление.
- Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
Предметно – игровая среда:
- Аудио - оборудование.
- Макеты пожарной и скорой машин.
- Инструменты: ведра, лопаты, пожарный шлаг, носилки.
- Аптечка
- Форменная одежда пожарных, врачей.
- Макеты деревьев.
«Эколог»
Ролевое взаимодействие :
Диспетчер - экологи-спасатели;
Экологи – штурман-пилот;
Экологи-лаборанты-врачи;
Экологи – надзор -нарушители предприятия;
Экологи-лесники-почвоведы.
Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.
Эколог изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных посредством наблюдения и опросов, с помощью приборов в лаборатории или на природе. Благодаря его работе обществу предоставляются сведения о влиянии природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей. Для хозяйственной деятельности важна информация об экологической опасности, её характере, степени и масштабах прогнозируемых последствий.
«Энтомолог»
Цель: развитие познавательного интереса к насекомым леса, луга, водоема.
Задачи:
- расширение представлений о профессии – энтомолог;
- закрепление знаний о насекомых леса, луга, водоема ( их строении, среде обитания, питания);
- закрепление знаний о первой помощи при укусах насекомых;
- совершенствований навыков связной речи.
- развивать любознательность и интерес к жизни насекомых;
Энтомолог – человек, занимающийся изучением насекомых. Работа энтомолога начинается со сбора материала и наблюдений за насекомыми в их естественных местах обитания. Выявление редких форм и новых, ещё неизвестных науке видов, коллекционирование насекомых – важнейшая задача энтомолога. В высшей степени развитые наблюдательность, умение подметить мельчайшие изменение формы, размера изучаемого насекомого, оттенки цвета и их сочетание, особенности поведения, постоянное сравнение с запечатлёнными в памяти известными образами – это качества энтомолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры
План самообразования...
план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального разв...
Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры
Экологическое воспитание это процесс ознакомление ребенка с природой. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания. играя дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы....
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.
Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо воспитывать в раннего возраста....
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника.
В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окру...