Интегрированное занятие по искусству "Унылая пора"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

АнтоноваТамара Сергеевна

Привить детям любовь к искусству очень важно с юных лет.Знакомство с таким чудесным временим года, как "Осень" , дети узнами  творчество Пушкина, Бунина, Чайковского, Левитана и многих других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _integrirovannoe_zanyatie_-_unylaya_pora.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

«ЦО №8»

город Ногинск

Интегрированное занятие

«Унылая пора, очей очарованье!»

(подготовительная группа)

                                                                                                              подготовила

                                                                                             музыкальный руководитель

                                                                                             Антонова Тамара Сергеевна

Цель:   

1. Способствовать развитию умения выражать разнообразные эмоции с

помощью синтеза искусств.

2. Способствовать установлению гармонии с природой посредством

изобразительного искусства, поэзии, музыки и детской деятельности.

3. Целостное восприятие образа «Осени» - «унылой» и «очаровательной»

средствами выразительности.

Задачи:

 1. Учить различать средства выразительности: в живописи (композицию, краски, линию горизонта), в музыке (тембр, динамику, темп, характер), в литературе (интонацию, выразительность речи).

2. Развивать творческие способности детей во всех видах музыкально

художественной деятельности:

а) нарисовать в воздухе «осеннюю картину» , придумать ей название.

б) описать приметы осени, прослушав «Осеннюю песнь» Чайковского.

в) передать содержание музыки Шуберта «Серенада» - в композиции

«Осенняя картина» (перелет птиц, жизнь зверей в лесу осенью, «осеннюю метелицу» и т. д.).

3. Развивать мышление, воображение, фантазию, используя все произведения данного занятия (нарисовать в воздухе картину, придумать ей название; передать содержание музыки Шуберта «Серенада» в музыкальной композиции («осеннюю метелицу», перелет птиц, жизнь зверей).

4. Воспитывать в детях доброе начало, эстетическое отношение, видя, слыша прекрасное, развивая при этом словарный запас для описания «унылой и очаровательной поры» (прекрасная, мечтательная, уходящая, со светлой грустью) и т.д.

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Во все времена года наша природа прекрасна! Но есть одно, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам, жар своего сердца вспыхивает последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?

Дети: Осень.

Музыкальный руководитель:

Правильно, осень! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир Красоты и Счастья! И всё это будет музыка! Музыка слов, звуков и красок об осени.

Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора»

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вопросы: 1. Какими словами Пушкин называет осень?

                    (унылая, очей очарованье, прощальная краса).

                 2. В какие краски одета осень в этом стихотворении?

                     (в багрец, в золото).

В этом стихотворении звучат интонации восторга, ликования и грусти, вызывая у нас чувства радости и печали.

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, какой красивый осенний венок у меня есть, в нем и яркие ягодки рябины, и жёлтые колоски, и разноцветные листья. Этот венок волшебный, кому я его надену, тот станет «Феей осени» и прочитает стихи.

А. Плещеев

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

Осенний лес. И.Бунин

Лес осенний красок не жалеет

Ярки гроздья ягод и листвы,

То сверкают бронзой, то алеют

Над рекой осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободно

Золотой осенний листопад.

«Танец с листочками и зонтиками» муз. «Шербургские зонтики» (грамзапись «Ритмическая мозаика» Бурениной)

Музыкальный руководитель:

А теперь мы послушаем «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского.

Вопросы:

1. О чем рассказала музыка? (об осени)

2. Что вы в ней услышали? (шум дождя, шелест облетающей листвы, курлыканье улетающих птиц, порывы ветра)

3. Какая музыка была по характеру? (певучая, спокойная, мягкая, задумчивая)

4. Какая была сила звука (динамика)? (тихая и умеренная)

5. Как музыка двигалась (темп)? (медленно)

6. Какие чувства она у вас вызвала? (светлой грусти, печали)

 7. Какие инструменты вы услышали? (скрипки)

Музыкальный руководитель:

Интонации скрипки настроили нас на раздумья, грусть, на душе и в сердце стало немного тоскливо.

Я хочу услышать музыку,

Я хочу увидеть музыку.

Музыка будет помогать нам, фантазировать, потому что мы сейчас будем рисовать, но не на бумаге, а в воздухе. Берем кисти, краски (дети встают врассыпную) и приступаем к работе, начинаем писать картину об осени, каждый свою.

Рисование в воздухе «Осенняя песня» Чайковского.

Вопросы: 

1. Как называется твоя картина? («Прощальная», «Осень в лесу», «Осенняя пора», «Плицы улетают»)

2. Какие краски ты использовал? (жёлтые, оранжевые, серые, коричневые)

3. Что ты нарисовал? (листопад, тучи на небе и дождь, косяк улетающих птиц)

Музыкальный руководитель:

А я приглашаю посмотреть картину Левитана «Золотая осень». Это, правда, не сама картина, а ее фоторепродукция, а настоящая картина, написанная маслом на холсте, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Рассматривание репродукции картины.

Здесь все красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится все уже и уже, кажется, ее темно-синяя вода медленно движется. Березовая роща пылает костром ярких осенних листьев. А сколько оттенков желтого цвета увидел в природе художник? (светло-желтые, лимонные, оранжево-красные, желто-зеленые).

Вдали на косогоре маленькая деревенька, чуть виден и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что оно светит. Какие основные цвета использовал художник – яркие или тусклые? (ответы детей) Радостные или грустные? (ответы детей)

Мы с вами знаем тайну цвета: он бывает теплым и холодным. Теплый - это когда кажется, что к руке прикасается солнечный лучик, а холодный, как льдинка. Каких цветов больше в этой картине? (ответы детей) Какие же теплые  цвета? (коричневый, оранжево-красный, желтый) Эти цвета создают ощущение радости, праздничности. Какое настроение вызвала у вас эта картина? (ощущение торжества, радости, праздника) А какие чувства? (восторг красотой, радости, светлой грусти)

Музыкальный руководитель:

                    Осень на опушке краски разводила

                    По листве тихонько кистью проводила

                    Утешает осень не жалейте лето,

                    Посмотрите, роща золотом одета!

«Золотая песенка» муз. Вихаревой

Музыкальный руководитель:

У меня в руках веточка калины, а с нее натюрморт написала Коли Кузьминова мама, тоже художница.

Ягоды калины, как яркий огонек, привлекает птиц в лесу и для нас она очень полезная, в ней много витаминов, она лечит людей.

Стихотворение «Калинушка»

        На тропинке у оврага,

        Где деревья встали в ряд,

        Гроздья спелые калины

        Ярким пламенем горят.

        Словно сказочный художник

        Их раскрасил на заре

        Не смывает даже дождик

        Эти краски в октябре.

Хоровод «Калинушка» муз. Филиппенко (аккапельно)

Музыкальный руководитель:

Гуляет осень по садам и паркам, лесам и скверам, каждый день, меняя наряды. Осень – модница, и всегда разная: то ветреная и взволнованная, то радостная и приветливая, то хмурая и дождливая.

        Я приглашаю вас на небольшую экскурсию по нашему осеннему городу (видео или слайды) под музыку Вивальди «Времена года» «Осень».

Давайте заглянем в мастерскую «Феи осени» и выберем себе наряд, а я буду «Феей» с волшебной палочкой, палочкой дирижера, и мы вместе с вами создадим «Осеннюю картину» в движении под муз. Шуберта «Серенада».

Музыкальная композиция «Осень»

Музыкальный руководитель:

Я думаю, что «осенняя картина» у нас получилась, вы сегодня славно потрудились, мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами и все это связано между собой и выражает один образ, образ «Осени». Это все прекрасное, что нас окружает!

Литература:

1. О.П. Радынова Музыкальные шедевры Программа музыкального воспитания дошкольного возраста с методическими рекомендациями издательство ГНОМ и Д 2006-80с

2. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева Путешествие в прекрасное издательство Москва “Баланс”, 2004

3. О.П. Радынова Слушем музыку + 10 CD

4. А.И. Буренина Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста СП 6ЛООЧРО, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"...

Конспект интегрированного занятия "Осенняя пора" (старшая группа)

Интегрированное занятие для детей старшей группы детского сада по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект интегрированного занятия "Осенняя пора" (старшая группа)

Интегрированное занятие для детей 6-ого года жизни...

"Осенняя пора" интегрированное занятие для детей 6-7 лет

Интегрированное занятие (развитие речи, рисование, музыка)...

Интегрированное занятие. " Грибная пора осени".

Интегрированное занятие. " Грибная пора осени"....