Интегрированное занятие по искусству "Унылая пора"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Привить детям любовь к искусству очень важно с юных лет.Знакомство с таким чудесным временим года, как "Осень" , дети узнами творчество Пушкина, Бунина, Чайковского, Левитана и многих других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_integrirovannoe_zanyatie_-_unylaya_pora.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«ЦО №8»
город Ногинск
Интегрированное занятие
«Унылая пора, очей очарованье!»
(подготовительная группа)
подготовила
музыкальный руководитель
Антонова Тамара Сергеевна
Цель:
1. Способствовать развитию умения выражать разнообразные эмоции с
помощью синтеза искусств.
2. Способствовать установлению гармонии с природой посредством
изобразительного искусства, поэзии, музыки и детской деятельности.
3. Целостное восприятие образа «Осени» - «унылой» и «очаровательной»
средствами выразительности.
Задачи:
1. Учить различать средства выразительности: в живописи (композицию, краски, линию горизонта), в музыке (тембр, динамику, темп, характер), в литературе (интонацию, выразительность речи).
2. Развивать творческие способности детей во всех видах музыкально
художественной деятельности:
а) нарисовать в воздухе «осеннюю картину» , придумать ей название.
б) описать приметы осени, прослушав «Осеннюю песнь» Чайковского.
в) передать содержание музыки Шуберта «Серенада» - в композиции
«Осенняя картина» (перелет птиц, жизнь зверей в лесу осенью, «осеннюю метелицу» и т. д.).
3. Развивать мышление, воображение, фантазию, используя все произведения данного занятия (нарисовать в воздухе картину, придумать ей название; передать содержание музыки Шуберта «Серенада» в музыкальной композиции («осеннюю метелицу», перелет птиц, жизнь зверей).
4. Воспитывать в детях доброе начало, эстетическое отношение, видя, слыша прекрасное, развивая при этом словарный запас для описания «унылой и очаровательной поры» (прекрасная, мечтательная, уходящая, со светлой грустью) и т.д.
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Во все времена года наша природа прекрасна! Но есть одно, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам, жар своего сердца вспыхивает последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?
Дети: Осень.
Музыкальный руководитель:
Правильно, осень! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир Красоты и Счастья! И всё это будет музыка! Музыка слов, звуков и красок об осени.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора»
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вопросы: 1. Какими словами Пушкин называет осень?
(унылая, очей очарованье, прощальная краса).
2. В какие краски одета осень в этом стихотворении?
(в багрец, в золото).
В этом стихотворении звучат интонации восторга, ликования и грусти, вызывая у нас чувства радости и печали.
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, какой красивый осенний венок у меня есть, в нем и яркие ягодки рябины, и жёлтые колоски, и разноцветные листья. Этот венок волшебный, кому я его надену, тот станет «Феей осени» и прочитает стихи.
А. Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
Осенний лес. И.Бунин
Лес осенний красок не жалеет
Ярки гроздья ягод и листвы,
То сверкают бронзой, то алеют
Над рекой осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободно
Золотой осенний листопад.
«Танец с листочками и зонтиками» муз. «Шербургские зонтики» (грамзапись «Ритмическая мозаика» Бурениной)
Музыкальный руководитель:
А теперь мы послушаем «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского.
Вопросы:
1. О чем рассказала музыка? (об осени)
2. Что вы в ней услышали? (шум дождя, шелест облетающей листвы, курлыканье улетающих птиц, порывы ветра)
3. Какая музыка была по характеру? (певучая, спокойная, мягкая, задумчивая)
4. Какая была сила звука (динамика)? (тихая и умеренная)
5. Как музыка двигалась (темп)? (медленно)
6. Какие чувства она у вас вызвала? (светлой грусти, печали)
7. Какие инструменты вы услышали? (скрипки)
Музыкальный руководитель:
Интонации скрипки настроили нас на раздумья, грусть, на душе и в сердце стало немного тоскливо.
Я хочу услышать музыку,
Я хочу увидеть музыку.
Музыка будет помогать нам, фантазировать, потому что мы сейчас будем рисовать, но не на бумаге, а в воздухе. Берем кисти, краски (дети встают врассыпную) и приступаем к работе, начинаем писать картину об осени, каждый свою.
Рисование в воздухе «Осенняя песня» Чайковского.
Вопросы:
1. Как называется твоя картина? («Прощальная», «Осень в лесу», «Осенняя пора», «Плицы улетают»)
2. Какие краски ты использовал? (жёлтые, оранжевые, серые, коричневые)
3. Что ты нарисовал? (листопад, тучи на небе и дождь, косяк улетающих птиц)
Музыкальный руководитель:
А я приглашаю посмотреть картину Левитана «Золотая осень». Это, правда, не сама картина, а ее фоторепродукция, а настоящая картина, написанная маслом на холсте, находится в Третьяковской галерее в Москве.
Рассматривание репродукции картины.
Здесь все красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится все уже и уже, кажется, ее темно-синяя вода медленно движется. Березовая роща пылает костром ярких осенних листьев. А сколько оттенков желтого цвета увидел в природе художник? (светло-желтые, лимонные, оранжево-красные, желто-зеленые).
Вдали на косогоре маленькая деревенька, чуть виден и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что оно светит. Какие основные цвета использовал художник – яркие или тусклые? (ответы детей) Радостные или грустные? (ответы детей)
Мы с вами знаем тайну цвета: он бывает теплым и холодным. Теплый - это когда кажется, что к руке прикасается солнечный лучик, а холодный, как льдинка. Каких цветов больше в этой картине? (ответы детей) Какие же теплые цвета? (коричневый, оранжево-красный, желтый) Эти цвета создают ощущение радости, праздничности. Какое настроение вызвала у вас эта картина? (ощущение торжества, радости, праздника) А какие чувства? (восторг красотой, радости, светлой грусти)
Музыкальный руководитель:
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Утешает осень не жалейте лето,
Посмотрите, роща золотом одета!
«Золотая песенка» муз. Вихаревой
Музыкальный руководитель:
У меня в руках веточка калины, а с нее натюрморт написала Коли Кузьминова мама, тоже художница.
Ягоды калины, как яркий огонек, привлекает птиц в лесу и для нас она очень полезная, в ней много витаминов, она лечит людей.
Стихотворение «Калинушка»
На тропинке у оврага,
Где деревья встали в ряд,
Гроздья спелые калины
Ярким пламенем горят.
Словно сказочный художник
Их раскрасил на заре
Не смывает даже дождик
Эти краски в октябре.
Хоровод «Калинушка» муз. Филиппенко (аккапельно)
Музыкальный руководитель:
Гуляет осень по садам и паркам, лесам и скверам, каждый день, меняя наряды. Осень – модница, и всегда разная: то ветреная и взволнованная, то радостная и приветливая, то хмурая и дождливая.
Я приглашаю вас на небольшую экскурсию по нашему осеннему городу (видео или слайды) под музыку Вивальди «Времена года» «Осень».
Давайте заглянем в мастерскую «Феи осени» и выберем себе наряд, а я буду «Феей» с волшебной палочкой, палочкой дирижера, и мы вместе с вами создадим «Осеннюю картину» в движении под муз. Шуберта «Серенада».
Музыкальная композиция «Осень»
Музыкальный руководитель:
Я думаю, что «осенняя картина» у нас получилась, вы сегодня славно потрудились, мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами и все это связано между собой и выражает один образ, образ «Осени». Это все прекрасное, что нас окружает!
Литература:
1. О.П. Радынова Музыкальные шедевры Программа музыкального воспитания дошкольного возраста с методическими рекомендациями издательство ГНОМ и Д 2006-80с
2. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева Путешествие в прекрасное издательство Москва “Баланс”, 2004
3. О.П. Радынова Слушем музыку + 10 CD
4. А.И. Буренина Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста СП 6ЛООЧРО, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"
Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"...
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"
Интегрированное занятие по теме "Осень"...
Конспект интегрированного занятия "Осенняя пора" (старшая группа)
Интегрированное занятие для детей старшей группы детского сада по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект интегрированного занятия "Осенняя пора" (старшая группа)
Интегрированное занятие для детей 6-ого года жизни...
"Осенняя пора" интегрированное занятие для детей 6-7 лет
Интегрированное занятие (развитие речи, рисование, музыка)...
Интегрированное занятие. " Грибная пора осени".
Интегрированное занятие. " Грибная пора осени"....